Interested Article - Страдание
- 2021-03-04
- 2
Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт , горе , боль , стресс , муки .
Согласно словарю Ожегова , страдание — физическая или нравственная боль, мучение. А. А. Чанышев в НФЭ определяет страдание как «претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя , печали , страха , тоски и тревоги » . В то же время это форма активного напряжения физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов; среди его свойств упоминают также отчаяние , раздвоение, страсти . Отмечают также, что страданию имманентен , в той или иной мере, опыт познания .
Этимология
Большая энциклопедия по психиатрии (2-е изд., 2012) приводит в качестве этимологии общеславянск. страда « работа ; нужда »; лат. sterno «повергать в уныние , губить» .
И. В. Дробышева указывает греч. πάθημα, πάσχω «страдание, болезнь , мучение », считающиеся родственными греч. στρηνής, στρηνός «острый, грубый», лат. strēnuus «усердный, предприимчивый» .
В философии
По А. А. Чанышеву, «для античного мировосприятия вопрос о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен», оно «выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу ( рок )» .
Со времён Аристотеля страдание наделяется категориальным статусом, это одна из десяти выделяемых им философских категорий .
Эпикур считал, что мудрость , как результат изучения философии , исцеляет от душевных страданий .
Южноафриканский философ Дэвид Бенатар , написавший книгу « Лучше никогда не быть », описывает в ней страдания человечества и с позиции антинатализма утверждает, что первопричина всех страданий — рождение, поэтому не следует производить на свет новых существ.
В литературе
- В русской литературе
В повести « Записки из подполья » Ф. М. Достоевского выражается мысль, что страдание является единственной причиной сознания: «… страдание есть сомнение, есть отрицание. Страдание — да ведь это единственная причина сознания. <…> сознание, по-моему, есть величайшее для человека несчастие, но я знаю, что человек его любит и не променяет ни на какие удовлетворения» . Доктор философских наук С. М. Климова пишет: «Подпольный человек воспринимает сознание (сознание-страдание) как наказание за понимание, он открыл свободу в мысли, но совершенно не знает, что с ней делать» . Как отмечает достоевист В. Н. Захаров , Достоевский «…воспринял каторгу как очистительное страдание, сопричастное Голгофе и воскрешению Христа » . Поэтому в сочинениях Ф. М. Достоевского часто проводится идея очистительного страдания. Алексей Ремизов противопоставляет страдание как полезные или необходимые неприятности муке как бессмысленным неприятностям.
Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх.
— Ильин И. А. // Ильин И. А.
Психология
В психологии страдание рассматривается как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри. Предельное напряжение страдания есть му́ка .
Кандидат философских наук Я. В. Парусимова пишет, что в работах большинства психологов страдание трактуется как угрожающее здоровью человека состояние, приводящее к неврозам и психозам .
Кандидат философских наук Д. А. Токарев отмечает, что отношение человека к страданию напрямую зависит от его отношения к жизни, от умения найти точку опоры в сложном и противоречивом мире .
По мнению кандидата философских наук М. В. Бабалаевой, страдание побеждается любовью , всем жизненным устремлением человека к счастью .
Религия
Ввиду того, что, сопровождая человечество на протяжении всей истории, страдания как таковые воспринимались как явное и наиболее острое отражение окружающей объективной действительности, они заняли особое место во многих вероучениях и философских системах. В частности, отдельное место страданиям отводится в буддийской философии , в христианстве , в иудаизме и др.:
- Страдание (буддизм)
- Страдание (христианство)
- Страдание (православие)
- Страдание (каббала)
В своём трактате «Страдание» К. Льюис , рассматривая страдание через христианское вероучение, выделяет страдание как исцеление, страдание как возмездие, страдание как путь к счастью, страдание как познание, страдание как испытание .
См. также
Примечания
- ↑ Новая философская энциклопедия (см. ссылку ниже)
- ↑ Вадеев А. Г. от 7 сентября 2019 на Wayback Machine : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Н. Новгород, 2005 171 c.
- от 14 апреля 2014 на Wayback Machine // Большая энциклопедия по психиатрии
- Дробышева И. В. от 14 апреля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Парусимова Я. В. от 4 сентября 2019 на Wayback Machine : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Оренбург, 2003. — 131 c.
- Часть 1/Глава 9
- Климова С. М. от 31 марта 2022 на Wayback Machine // . Серия «Философия. Социология. Искусствоведение» 2008. № 7. С. 186-197.
- Захаров В. Н. от 9 апреля 2016 на Wayback Machine // Православие и мир , 11.11.2011
- Токарев Дмитрий Анатольевич. от 26 января 2020 на Wayback Machine : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 Омск, 2007. — 134 с.
- Бабалаева Мария Викторовна. от 27 января 2020 на Wayback Machine : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Бабалаева Мария Викторовна; [Место защиты: Ин-т философии РАН]. — Москва, 2008. — 197 с.
Литература
- . // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- 2021-03-04
- 2