Interested Article - Инь ян цзя

Символ универсальности и гармонии дуализма сил Инь-Ян

Инь ян цзя (阴阳家, пиньинь : yīn yáng jiā ) — философская школа древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско-космологических и оккультно-нумерологических вопросах. Школа Тёмного (Инь) и Светлого (Ян) начал. Последователи этой школы пытались дать интерпретацию событий исключительно в понятиях природных сил, поэтому она обычно трактуется как натурфилософская .

Идеи школы инь-ян легли в основу традиционной духовной культуры и науки Древнего Китая. На основе астрономических расчётов составлялись календари, правильность которых имела огромное значение не только для сельского хозяйства, но и считалась «заботой Сына Неба и его советников». Изучение небесных явлений имело огромное значение для древнекитайской медицины, сочетающей в себе элементы космологии, биоритмологии и климатологии . Позднее идеи школы инь-ян широко использовались в неоконфуцианстве и религиозном даосизме .

Суть учения

Центральная концепция Инь ян цзя — универсальность дуализма сил Инь-Ян и цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов : Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли. В этой концепции рассматривалось всё развитие Мира: «Это искусство возникает из обращения пяти сил [пяти элементов], и если его расширить до самых далёких пределов, не будет ничего, чего бы оно не достигло» .

Пространственные, временные и другие характеристики вещей и явлений соединяются в группы по пять и соотносятся с определёнными элементами. Таким образом, весь мир пребывает в гармонии. Если же происходит нарушение в какой-то из этих групп, весь механизм мира оказывается в состоянии дисгармонии .

Могут составлять и более сложные структуры, которые также функционируют по «наставлениям и приказам»: «Ведь (у последователей школы) Тёмного и Светлого начал на каждый случай есть наставления и приказы — (и по поводу) четырёх времён года, (и по поводу) восьми сторон света, соответствующих (положениям восьми) триграмм , (и по поводу) двенадцати знаков зодиака , (и по поводу) двадцати четырёх периодов года» .

Отличия от западной философии

  • цельное (холическое) восприятие вместо аналитического ;
  • цикличность процессов вместо их статичности, линейности.

История возникновения и развития

Время существования школы Инь-Ян — V—III вв. до н. э. По словам Джозефа Нидэма , есть много свидетельств, что ни по числу авторов, ни по числу сочинений эта школа не уступала, например, таким философским школам древнего Китая, как мо цзя или мин цзя . Однако до настоящего времени не сохранилось ни одного сколько-нибудь развёрнутого текста этой школы. О её идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в « Ши цзи » (наиболее полная информация), « Чжоу и », «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и Осени господина Люя») и некоторых других памятниках.

Предполагают, что до середины 1-го тыс. до н. э. концепции «Инь-Ян» и «Пяти Элементов» развивались в раздельных оккультных традициях — «небесной» (астрономо-астрологической) и «земной» (мантико-хозяйственной). Фрагменты этих учений можно встретить в таких древних текстах, как « И цзин », « Го юй », «Люй-ши Чунь Цю».

Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э., судя по фрагментарным упоминаниям в древних текстах, известный представитель этой школы Цзоу Янь соединил концепцию «Инь—Ян» с учением о «Пяти Стихиях», наделив последние моральными качествами («пятью добродетелями» — у-дэ). Тем самым цикличность «Пяти Элементов» распространилась и на исторические процессы, определяя этапы расцвета и упадка правящих династий .

Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума , концепции «Инь-Ян» и «Пяти Элементов» представлены в философии конфуцианца Дун Чжуншу , который развил и систематизировал таким образом онтолого -космологический и методологический базис конфуцианства.

В дальнейшем натурфилософские концепции школы Инь-Ян нашли продолжение в конфуцианской «школе текстов новых письмен» (Цзин сюэ) и неоконфуцианстве , а религиозно-оккультный — в деятельности китайских гадателей , прорицателей , магов , алхимиков и целителей .

Главным представителем этой школы считается Цзоу Янь . Также к представителям этой школы относят Цзы-вэя (историк и астроном-астролог VI—V вв. до н. э.), полумифического Жунчэн-цзы , Чжана Цана (III—II вв. до н. э.). Имеются упоминания, что Конфуций также занимался проблемами календаря.

Примечания

  1. Демин Р. Н. от 13 декабря 2012 на Wayback Machine // Культуры в диалоге. Вып. 1. — Екатеринбург, 1992.
  2. Фэн Ю-Лань от 7 июля 2014 на Wayback Machine // Краткая история китайской философии — М.: Евразия, 1998. — стр. 152.
  3. Пер. Богута И. И. от 24 июня 2011 на Wayback Machine // История философии в кратком изложении — М.: Мысль, 1994 г.
  4. Лю Цзя (пер. Кроль Ю. Л. ) от 16 июля 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3904 дня]) // Китай: история, культура и историография. М.: Наука, 1977. С. 131—157.

Литература

  • Кобзев, Артём Игоревич // Китайская философия. Энциклопедический словарь — М.: Мысль, 1994 г. — стр. 138—139 — ISBN 5-244-00757-2
  • Дёмин Р. Н. // Культуры в диалоге. Вып. 1. — Екатеринбург, 1992. С. 209—221. ISBN 5-7525-0162-8
  • Рубин В. А. Концепции у-син и инь-ян // Личность и власть в древнем Китае — М., 1993 г. — стр. 144—158 — ISBN 5-02-017868-3 .
  • Нидэм, Джозеф Происхождение и развитие теории Пяти элементов: Школа натуралистов (Иньянцзя) и Цзоу Янь // Китайская геомантия. Сост., вст. ст., пер., примеч. и указ. М. Е. Ермакова. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1998. С. 215—228.
Источник —

Same as Инь ян цзя