Хамза ибн Абд аль-Мутталиб
- 1 year ago
- 0
- 0
Хамза Хакимзаде Ниязи ( узб. Hamza Hakimzoda Niyoziy ; 22 февраля [6] марта 1889 , Коканд — 18 марта 1929 , кишлак Шахимардан ) — узбекский поэт , драматург , общественный деятель , народный поэт Узбекской ССР (1926). Основоположник узбекской советской литературы .
Родился в семье лекаря. Учился в мактабе , затем в медресе .
Организовав бесплатную школу для бедных, преподавал в ней. Стихи начал писать с 1899 года под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката . Основное произведение дореволюционного творчества Хамзы, рукописный стихотворный «Диван» (1905—1914) на узбекском и таджикском языках, был опубликован посмертно. В некоторых газелях «Дивана» наряду с традиционными образами неразделённой любви присутствуют мотивы обличения социального неравенства, защиты науки и просвещения. Этими же мотивами проникнуты и первые опубликованные произведения Хамзы: стихотворение «Рамазан» (1914), повесть «Новое счастье» (1915), пьеса «Отравленная жизнь» (1916). В 1916—1919 Хамза выпустил семь сборников стихов, отразивших переход поэта с позиций революционно-демократического просветительства на позиции революционной борьбы. Стихи, включенные в сборнике «Душистая роза» (1919), стали первыми образцами пролетарской поэзии на узбекском языке.
После Октябрьской революции 1917 Хамза учительствовал в Коканде и Фергане , организовал передвижную театральную труппу, обслуживавшую части Красной армии на Туркестанском фронте , работал сотрудником Политотдела Туркфронта, а позже — Облполитпросвета. Член РКП(б) с 1920 года. В 1926 году в городе Ходжейли ( Каракалпакия ) создал первый в СССР детский дом, названный впоследствии его именем (ныне — детский дом № 1 имени Хамзы Хакимзаде Ниязи).
В 1918 году Хамза создал пьесу «Бай и батрак», ставшую первым произведением узбекской советской драматургии ( экранизирована в 1953 г.). Популярностью пользовались пьесы Хамзы «Проделки Майсары» (1926) и «Тайны паранджи» (1927), в которых говорится о тяжёлой доле узбекских женщин в дореволюционные годы. Ему принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, исполнял их на национальных инструментах. Из музыкального наследия Хамзы уцелело не всё. Некоторые его мелодии вошли в сборник «Песни Ферганы, Бухары и Хивы» (1931); часть песен записана от известных узбекских певцов.
Хамза вёл разнообразную общественную работу, боролся за раскрепощение женщин , разоблачал действия националистов и реакционного духовенства . Был убит (забросан камнями) мужчинами кишлака Шахимардан по указанию местного духовенства после того, как организовал 8 марта праздник, в ходе которого 23 женщины кишлака сбросили паранджу .
Хамза — основоположник литературы социалистического реализма на узбекском языке . Он обогатил классическую поэтическую метрику ( Аруз ) за счёт форм народного стиха (Бармак) . Хамза оставил заметный след в истории развития социалистической культуры Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театральный деятель, композитор и музыкант.
После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году значение деятельности Хамзы как советского пропагандиста было пересмотрено. Из-за поддержки рабочего революционного движения, а позднее и советского политического строя, реакционным духовенством и новым правительством был объявлен врагом узбекского народа и ислама. Следствием стало переименование ряда объектов в стране, названных в советское время именем Хамзы. Были переименованы: улица Хамзы в столице (1990, ныне Заркайнар), Узбекский государственный академический драмтеатр в Ташкенте (2001, ныне Узбекский национальный академический драматический театр ), город Хамза (2012, ныне Тинчлик), Хамзинский район Ташкента (2014, ныне Яшнабадский), станция ташкентского метро Хамза (2015, ныне Новза) и др.
Во времена СССР именем Хамзы были названы улицы, школы, театры и другие места. После независимости Узбекистана все объекты переименованы.