Interested Article - Патефон
- 2020-06-16
- 2
Патефо́н ( фр. Pathéphone ) — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок , переносная версия граммофона . В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика , переносится в застёгнутом виде за специальную ручку .
Был широко распространён в первой половине XX века . С середины 1950-х годов стал вытесняться электрофоном .
Портативный граммофон начала выпускать в 1914 году лондонская компания Barnett Samuel and Son под запатентованным названием Dulcephone. Эти устройства продавались под торговой маркой Decca.
Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР ), и происходило от названия фирмы-производителя — « Патэ » — которая первой начала поставки таких устройств в Россию. «Граммофон» — это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определёнными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывателя грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, виктрола, «говорящие машины» и тому подобные, по причине «патентных войн» с Эмилем Берлинером , изобретателем граммофона. Сейчас под словом «патефон» подразумевается проигрыватель виниловых пластинок.
Конструкция
У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной — реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны, укрепленной на полом тонарме .
Громкость патефона весьма велика — около 80—100 дБ ,Качество звука зависело от изношенности иглы и тонкой настройки узла мембраны.
Патефон, сконструированный и запатентованный братьями Патэ (и названный позже так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом формирования звуковой канавки — глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. К тому же в первых моделях фонографов от фирмы «Патэ» воспроизведение шло не от края пластинки к центру, а наоборот, от центра — к краю. От этих особенностей впоследствии отказались из-за несовместимости со стандартными системами. Тем не менее, в СССР название закрепилось за портативными граммофонами стандартной системы .
Основные причины неполадок патефонов:
- износ иглы (поломкой не считается);
- разрыв пружины (обычно происходил при чрезмерном и неаккуратном заводе);
- ослабление пружины (при хранении патефона в заведённом состоянии в течение нескольких лет);
- срыв стопора (характерно для патефонов с прямой ручкой (перпендикулярной корпусу) — при очень быстром заводе или заводе до упора);
- «закисание» ( коррозия ) или разрушение подшипника тонарма (характерно для патефонов производства СССР ввиду применения хрупкого силумина в подшипнике);
- загрязнение и загустение смазки в приводном механизме (необходима разборка и чистка механизма);
- поломка центробежного регулятора скорости (ломаются пружинные лепестки грузиков-регуляторов);
- дребезг мембраны, отрыв поводка иглы от мембраны.
- Примечание: для корректной работы патефона следует: Менять иголки после каждой стороны пластинки (иначе пластинка портится);не использовать виниловые пластинки (они предназначены для проигрывателя с прижимной силой тонарма не более 15 грамм , а в патефоне 150 грамм прижимная сила, также канавки у шеллака и его заменителей (78 об/мин) и винила (33, 45 об/мин) отличаются в 2,5 раза и патефонная иголка портит винил, и современные пластинки или советский винил могут что-то сыграть максимум 20 раз); Также тонарм необходимо ставить на сторону ручки патефона т.е. справа, а не к крышке т.к. игла идёт против дорожек пластинки, а не по ним и соскабливает запись; нельзя ронять пластинки из-за их хрупкости.
Патефоны в России и СССР
Дореволюционная Россия
В царской России было множество мелких производств граммофонов частных предпринимателей, которые в советское время были экспроприированы государством .
СССР
В 1930-е — 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и может достигать 100 дБ. Громкость звучания патефона, регулировалась разными иглами: Тихого, среднего и громкого тонов.
- Производители
- Московский патефонный завод; до 1961 года
- Ленинградский патефонный завод; до 1962 года
- Московский « Тизприбор НКТП ВОТИ» (Народный комиссариат тяжелой промышленности. Всесоюзное объединение точной индустрии) до 1937 года
- Владимирский патефонный завод , город Владимир ; до 1937 года
- Молотовский патефонный завод , город Молотов (ныне — Пермь ) (преобразован из эвакуировавшегося в годы войны Владимирского завода); с 1947 до 1956 года
- Завод «Молот» , город Вятские Поляны , Кировская область ; до середины 1950х
- Артель «Горьковский Металлист», город Горький ; до ВОВ
- Днепропетровский патефонный завод;
- Коломенский патефонный завод, город Коломна ; до 1941 года
- Кооперативная фабрика, город Красногвардейск ; до 1941 года
- Велосипедный завод им. М. В. Фрунзе, город Пенза ;
- Ленинградский завод им. М. И. Калинина. до 1940 года
Интересная деталь — производство в СССР в разное время было в подчинении у — ВСНХ , Народного комиссариата машиностроения, Наркома тяжелой промышленности (НКТП), Народного комиссариата общего машинстроения (НКОМ), Народного комиссариата машиностроения (НКМ) и т. д. Отсюда эти сокращения на эмблемах продукции заводов.
См. также
Примечания
- ↑ Богин С. Б. Ремонт граммофонов . — 2-е изд.. — М. — Л. : Коиз, 1938. — 55 с.
- (англ.) (3 октября 2014). Дата обращения: 17 июля 2019. 22 сентября 2016 года.
Литература
Соловьев А. К. Ремонт патефонов . — М. — Л. : Коиз, 1939. — 24 с.
- 2020-06-16
- 2