Время ведьм (фильм, 2010)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мо́лот ведьм» ( лат. Malleus Maleficārum , нем. Hexenhammer ) — трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм .
Основными задачами «Молота» было систематическое опровержение доводов об отсутствии колдовства , дискредитация тех, кто сомневался в его существовании, доказательство того, что женщины колдуют чаще мужчин, а также обучение магистратов способам обнаружения ведьм и процедурам доказательства их виновности .
Полное латинское название ( Malleus Maleficarum, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens ) переводится как «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси , подобно сильнейшему мечу» . Слово «малефика» ( лат. malefica ), переведённое здесь как « ведьма », — широко распространённый средневековый термин, обозначавший именно зловредную колдунью (вредящую людям по наущению Сатаны ). Родственный термин «малефиций» ( лат. maleficium ) означает преступление, злодеяние, в особенности, связанное с колдовством. Заглавие подчёркивает женскую сущность чародейства, так как слово «малефик» приводится именно в женском роде. Если бы речь шла о мужчинах, либо о мужчинах и женщинах в равной степени, следовало бы писать Malefic o rum . Выпуск «Мо́лота ведьм» пришёлся на начало практики массовой печати Иоганном Гутенбергом . Это способствовало широкому распространению копий трактата и вызвав массовую истерию среди населения, положило начало массовой охоте на ведьм . Данная эпоха в истории западной Европы пришлась на период религиозных смут, когда общество разделилось на сторонников и противников реформации католической церкви .
«Молот ведьм» был написан на латыни в 1486—1487 годах католическим приором , доминиканским инквизитором Генрихом Крамером (подписан латинизированным вариантом имени — Генрикус Инститор ). Поводом к его созданию послужило сокрушительное фиаско Крамера в проведенном им судебном процессе 1485 года в Инсбруке. Рассмотрев материалы процесса епископ Инсбрукский отменил приговоры инквизиции, освободил обвиняемых женщин и предложил Крамеру покинуть город. Чтобы оправдаться и составить программу для дальнейших действий, Крамер с февраля 1486 года приступил к написанию трактата по колдовству. Начав с краткого руководства по техническим вопросам, он вскоре решил написать более содержательную и амбициозную работу. К 1487 году рукопись знаменитой книги «Молот ведьм» была у него в руках Книга была выпущена в вольном городе Шпайере в этом же году Соавтором Крамера считается декан Кёльнского университета , инквизитор Якоб Шпренгер , однако современные исследователи полагают, что эта атрибуция стала результатом желания Крамера придать своей работе как можно больший авторитет. Хотя пролог («Авторская апология», лат. Apologia Auctoris ) безусловно написан Шпренгером, вполне вероятно, что помимо придания этой работе престижа его имени, вклад Шпренгера был минимальным .
В течение последующих полутора столетий «Молот ведьм» выдержал 28 изданий в Германии (15), Франции (11), Италии (2). [ источник не указан 921 день ]
Особое место «Молота» среди подобных книг было обусловлено несколькими причинами: схоластическим авторитетом авторов, особенно Шпренгера (соавторство которого отрицается многими современными исследователями); детальной проработкой процедуры судопроизводства над обвинёнными в колдовстве, снабдившей «как духовных, так и гражданских судей готовыми приёмами пыток , ведения суда и вынесения приговора»; а также буллой Summis desiderantes affectibus папы Иннокентия VIII , давшей полное одобрение действиям инквизиции по искоренению колдовства, а также Шпренгеру и Крамеру лично . Однако в булле не упоминается и тем более не благословляется сочинение Крамера. Эта булла была включена в «Молот ведьм» в качестве предисловия.
В 2010 году National Geographic Channel снял о «Молоте» документальный фильм «Тайны древности. Настольная книга охотника на ведьм» ( англ. Ancient Secrets. Witch Hunter's Bible ).
Само содержание не является чем-то новым или уникальным и состоит по большей части из компиляции и повторений распространённых понятий и, в некоторой степени, заимствований из уже опубликованных материалов, таких, как трактаты Николаса Эймерика Directorium Inquisitorum (1376) и (1435).
Сам текст «Молота Ведьм» глубоко пропитан женоненавистнической идеологией. В частности идея того, что тело и дух женщины обладают множественными изъянами, сама женщина выступает источником зла , похоти и поэтому она меньше верит и её легче склонить к вероотступничеству. Авторы продвигали выдуманную ими этимологию латинского слова «женщина» (femina) от слов вера (fides) и меньше (minus), то есть «слабо верующая». В целом женщина считалась ими виновницей всех несчастий, с которыми столкнулось человечество, начиная изгнанием из рая , заканчивая войнами, болезнями и падениями цивилизаций, мужчины же выступают жертвами женского коварства и женской магии. В самом трактате продвигается дуалистическая природа действительности: противостояние зла и добра: Бога и Сатаны , Марии и Евы . В представлении авторов, мужчина воплощает добрую сторону человечества, а женщина, соответственно, — злую. Авторы считают, что большинство женщин рано или поздно станут ведьмами и единственный способ для них избежать такой участи — принять обет целомудрия и стать монахиней . При этом в трактате упоминаются и мужчины-колдуны. По мнению авторов, на сделку с демонами мужчин толкает как правило желание приобрести большую власть, а женщин — их неверие или похоть. Историк Майкл Д. Бейли, анализируя все частные случаи обвинения людей в ведовстве из «Молота Ведьм» пришёл к выводу, что наиболее частыми жертвами обвинений становились женщины с волевым темпераментом, позволяющие себе совершать поступки, выходящие за рамки надлежащего женского приличия или выходящие за рамки традиционной женственности . Мужчины составляли около четверти среди всех обвинённых в ведовстве .
В книге описано много случаев из практики инквизиции, методы распознавания сатанинских выходок, правила ведения допросов, методы, которые приводят к эффективным признаниям. Сама книга состоит из трёх частей, делящихся на разделы. Название каждого раздела представляет собой вопрос, далее чередовались размышления и ответы на вопросы.
В первой части трактата обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, подразумевающего отречение от католической веры , преданность и поклонение дьяволу , жертвоприношение ему некрещёных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом . Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами и колдунами , и противодействие каждому из них. Третья часть содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора.
Для ведьмовства книга описывает необходимость существования трёх элементов; это злой умысел ведьмы, непосредственная помощь дьявола и Попустительство Божье. В первой части книги описываются три составляющие силы колдовства — Дьявол , Колдун и Попустительство Божье (как наказание за людские грехи ).