Interested Article - Волюнтаризм (философия)

Волюнтари́зм ( лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии , приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или (англ.) ) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект ) .

Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф. Тённисом . Однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром , Ф. Ницше , А. Бергсоном .

Волюнтаризм рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина , Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра .

В аллегорическом смысле волюнтаризм является своего рода борьбой личности с обстоятельствами.

Теологический волюнтаризм

Средневековый теологический волюнтаризм

Связан с Дунсом Скотом и Уильямом Оккамским (два выдающихся средневековых философов- схоластов ), средневековый теологический волюнтаризм (не путать с метаэтическим ) обычно рассматривается как философский акцент на божественной воле и человеческой свободе ( voluntas superior intellectu ). Скот считал, что мораль исходит из воли и выбора Бога, а не его интеллекта или знания. Соответственно, Бога следует определять как всемогущее существо, действия которого не должны и не могут быть окончательно рационализированы и объяснены с помощью разума. Таким образом, волюнтаризм обычно противопоставляется , отстаиваемому схоластом Фомой Аквинским .

Теологический волюнтаризм как подход к натурфилософии

Теологический волюнтаризм также относится к теологическим обязательствам, то есть к конкретным интерпретациям доктрин христианства, которых, возможно, придерживались некоторые ранние современные натурфилософы, такие как Пьер Гассенди , Уолтер Чарлтон , Роберт Бойль , Исаак Барроу и Исаак Ньютон . Это привело к эмпирическому подходу, связанному с ранней современной наукой. Таким образом, волюнтаризм допускает, что вера или вера в Бога могут быть достигнуты по воле, в отличие от необходимости предварительного божественного дара веры человеку. Это представление сохраняется, по крайней мере, постольку, поскольку оно пользуется поддержкой некоторых историков и философов. Теологом волюнтаризма XX века был .

Метафизический волюнтаризм

Сторонником метафизического волюнтаризма является немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр . По его мнению, воля — это не рассуждение, а иррациональное, бессознательное побуждение, по отношению к которому интеллект представляет собой вторичное явление. Воля — это сила, лежащая в основе всей реальности. Это устранение динамики влечения, намерения и жизни позже повлияло на Фридриха Ницше ( воля к власти ), Филиппа Майнлендера (воля к смерти), Эдуарда фон Гартмана , Юлиуса Банзена и Зигмунда Фрейда ( воля к удовольствию ).

Эпистемологический волюнтаризм

В эпистемологии эпистемологический волюнтаризм — это точка зрения, согласно которой вера является вопросом воли, а не просто фиксацией когнитивного отношения или степени психологической уверенности в отношении заявленного суждения. Если кто-то является волюнтаристом в отношении убеждений, логично одновременно чувствовать себя очень уверенным в конкретном предложении P и приписывать P очень низкую субъективную вероятность. Это основа принципа отражения .

Политический волюнтаризм

Политический волюнтаризм — это точка зрения, согласно которой политическая власть основывается на волеизъявлении. Эта точка зрения, которую выдвигали такие теоретики, как Томас Гоббс , Жан-Жак Руссо и многие представители немецкой идеалистической традиции, понимает политическую власть как проистекающую из воли.

В марксистском дискурсе волюнтаризм используется для обозначения связи между философской приверженностью метафизическому волюнтаризму (особенно махизму ) и политической приверженностью крайней революционной тактике, связанной с Александром Богдановым .

Критический волюнтаризм

Критический волюнтаризм en в философии науки — это форма конвенционализма , которая утверждает, что теоретизирование в науке начинается с неизбежного свободного волевого решения . Преемником школы критического волюнтаризма Динглера является методический конструктивизм школы Эрлангена (см. методический культурализм школы Марбурга ).

Представители

См. также

Примечания

  1. [bse.sci-lib.com/article006549.html Волюнтаризм] // БСЭ
  2. Walker, L. (1912). от 27 сентября 2020 на Wayback Machine . В Католической Энциклопедии . New York: Robert Appleton Company. Получено 27 сентября 2019 г. из New Advent.
  3. от 15 августа 2020 на Wayback Machine . статья в Internet Encyclopedia of Philosophy
  4. Peter Harrison, The Fall of Man and the Foundations of Science , Cambridge University Press, p. 220: «Во вторичной литературе было много дискуссий о влиянии теологического волюнтаризма Бойля на его подход к натурфилософии.»
  5. Peter Harrison, (pp. 39-64), в: Newton and Newtonianism: New Studies , под редакцией James E. Force, Sarah Hutton. Springer, 2004. ISBN 1-4020-1969-6 .
  6. от 17 октября 2020 на Wayback Machine Британская энциклопедия
  7. Sandy Boucher, «Stances and Epistemology: Values, Pragmatics, and Rationality», Metaphilosophy 49 (4), Июль 2018 г., pp. 521—547.
  8. Christopher W. Morris, от 6 февраля 2020 на Wayback Machine , Social Philosophy and Policy 17 (1):1 (2000).
  9. Paul LeBlanc. Lenin and the Revolutionary Party .
  10. Peter Janich, Protophysics of Time: Constructive Foundation and History of Time Measurement , Springer, 2012.

Литература

Ссылки

  • Канарш, Г. Ю.
Источник —

Same as Волюнтаризм (философия)