Афендулов, Сергей Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Алексе́евич Аско́льдов (настоящая фамилия — Алексеев ; 25 февраля [ 9 марта ] 1871 , Мошарово , Калужская губерния — 23 мая 1945 , Потсдам ) — русский религиозный философ , спиритуалист и панпсихист, профессор Санкт-Петербургского университета . Внебрачный сын философа А. А. Козлова , друг и оппонент Н. О. Лосского .
Сергей Алексеевич Алексеев родился в 1871 году в семье философа Алексея Александровича Козлова и Марии Александровны Челищевой. Будучи внебрачным сыном, он не мог носить фамилию отца и получил произведённую от отчества фамилию Алексеев . Семья Козлова проживала в имении Машарово в Калужской губернии , а в 1876 году переселилась в Киев , где Козлов защитил диссертацию по философии. Философские занятия отца оказали решающее влияние на судьбу Алексеева. Сергей закончил киевскую гимназию, а в 1891 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета . Во время обучения он начал заниматься философией и гуманитарными науками, а два последних семестра был слушателем историко-филологического факультета . По окончании университета, в 1895 году , Алексеев поступил на службу в Департамент таможенных сборов, где проработал экспертом по химии до 1917 года. С 1898 года он принимал участие в работе Санкт-Петербургского философского общества . В 1900 году Алексеев женился на Елизавете Михайловне Голдобиной, от которой имел троих детей — Владимира, Марию и Александру .
В 1900 году Алексеев опубликовал под псевдонимом С. Аскольдов свою первую книгу «Основные вопросы теории познания и онтологии», в которой была изложена целая философская система. С этого времени он стал постоянным автором журнала « Вопросы философии и психологии », энциклопедии Брокгауза и Ефрона и других изданий. В 1907 году Аскольдов стал одним из основателей Санкт-Петербургского религиозно-философского общества и был избран первым председателем его Совета. В 1912 году он опубликовал книгу «Алексей Александрович Козлов», в которой изложил биографию и философское учение своего отца. В 1914 году философ опубликовал очередную книгу «Мысль и действительность» и защитил на её основе магистерскую диссертацию в Московском университете . В том же году он получил звание приват-доцента и начал преподавательскую работу в Санкт-Петербургском университете. В 1918 году Аскольдов стал доцентом , а в 1919 — профессором кафедры философии Санкт-Петербургского университета. В 1918 году вышла его очередная книга «Сознание как целое», лёгшая в основу читанных в Московском университете лекций по психологии . В том же году стал одним из авторов сборника « Из глубины », который инициировал и редактировал П. Б. Струве . Он выступил там со своей статьёй "Религиозный смысл русской революции".
С приходом Советской власти для философа наступили тяжёлые времена. В 1922 году Аскольдов лишился работы в университете, как философ-идеалист, и вынужден был искать заработок в другом месте. С этого времени он преподавал общую технологию и товароведение в Политехническом институте , а также логику и психологию в средней школе. В том же 1922 году в журнале «Мысль» были опубликованы философские работы Аскольдова «Аналогия как основной метод познания» и «Время и его преодоление». В дальнейшем философ мог публиковать только работы по литературоведению и лингвистике. К этому времени относятся воспоминания о нём Д. С. Лихачёва : «…В начале 20-х гг. Сергей Алексеевич Алексеев пришёл преподавать психологию в нашу школу имени Лентовской, на Плуталовой улице Петроградской стороны… С молодёжью Сергей Алексеевич всегда общался как с равными ему по возрасту. Он приглашал меня к себе домой (жил он с семьёй, из которой хорошо помню его сына-поэта, на Кронверкской улице в отличном доме). Он не только давал мне книги для прочтения, но и разговаривал со мной о своих впечатлениях от музыки и поэзии…»
В 1927 году Аскольдов вместе с И. М. Андреевским основал тайное религиозно-философское общество «Братство преподобного Серафима Саровского», среди участников которого был и Д. С. Лихачёв. В 1928 году все члены общества были арестованы по обвинению в антисоветской деятельности и получили различные сроки наказания. Аскольдов был приговорён к ссылке в Рыбинск , а оттуда выслан по новому обвинению в Коми-Зырянскую область . В 1933 году он был переведён в Новгород , откуда смог навещать проживавшую в Ленинграде семью.
Во время Второй мировой войны будучи в Новгороде, философ оказался в зоне немецкой оккупации. Здесь он принял участие в антимарксистской пропаганде, публикуя под псевдонимом С. Зырянский статьи в журнале «Новые вехи» . В 1944 году он получил премию за книгу, посвящённую критике диалектического материализма . В конце войны Аскольдов был вывезен немцами в Германию, где проживал под Потсдамом в «Русской деревне». По сообщению Н. О. Лосского, незадолго до смерти он сжёг рукопись своей книги «О перевоплощении», решив, что изложенное в ней учение несовместимо с христианством . Философ скончался в мае 1945 года в Потсдаме во время своего ареста советскими органами госбезопасности.
Был сторонником панпсихизма , идеи которого развивал его отец, философ А. А. Козлов . В центре философских интересов Аскольдова стояли проблемы теории познания . Критиковал учение В. Шуппе , неокантианство , Э. Гуссерля , Н. О. Лосского , развивал учение о чистом опыте. Последний мыслился им как чистое, доструктурное основание познания, которое само непознаваемо и доступно лишь алогической формулировке. Также интересовался этико-моральными, религиозно-философскими вопросами, историей русской философии.
Отдельные издания
Статьи в периодических изданиях
Статьи в «Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона»