Interested Article - Вот какой рассеянный

«Вот како́й рассе́янный» стихотворение Самуила Маршака , вышедшее в 1930 году . Самое популярное произведение автора . Было переиздано более одиннадцати раз .

В 1975 году в ТО «Экран» произведение было экранизировано в виде десятиминутного одноимённого мультфильма .

История создания

Первоначально намёки на будущего «Рассеянного» появились ещё в раннем произведении Маршака «Дураки». Более того, первые наброски произведения были созданы в то же время . Прототипом собирательного образа послужил советский физикохимик И. А. Каблуков , который славился своей непрактичностью и рассеянностью .

Спустя два года Маршак, спасая из бедности в 1920-х годах поэта В. А. Пяста , помог ему получить аванс под будущую детскую книжку. Из-за того, что Пяст не умел писать детские стихи, Маршак сам написал книгу под названием «Лев Петрович» и выпустил её под именем Пяста в 1926 году .

В 1928 году в журнале « Пионер » выходит стихотворение Маршака «Случай на трамвае» , впоследствии ставшее частью будущего «Рассеянного».

Первоначально Маршак задумал наделить персонажа фамилией, играя с «обувной тематикой» — персонаж мог получить фамилии — Башмаков или Каблуков.

Критик М. С. Петровский в издании «Книги нашего детства» так определил последующее место произведения в творчестве писателя:

Закончив работу над стихотворением, Маршак не расстался со своим героем. Рассеянный живёт у Маршака не только на Бассейной улице, а буквально на всех перекрёстках его творчества. Не слишком сгущая краски, можно решиться на утверждение: всю свою жизнь Маршак только и делал, что сочинял Рассеянного. К Рассеянному то приближаются, то отдаляются, то посягают на сходство, то делают гримасу непричастности другие чудаки, растяпы, сумасброды, простофили, эксцентрики, дерзкие или наивные нарушители привычных и устойчивых норм.

Что-то от Рассеянного есть даже в маленьком мастере-ломастере, тем более — в дураке, который делал всё всегда не так, и в старушке, искавшей пуделя четырнадцать дней, и в старце, взвалившем на спину осла, и в традиционном фольклорно-цирковом дуэте Фомы и Ерёмы. Даже «Почту» можно прочитать соответствующим образом: чудак «уклоняется» от адресованного ему письма, но педантично-аккуратные почтальоны преследуют его по пятам. Стоит мотивировать «уклонение» героя рассеянностью или забывчивостью — и аналогия станет очевидной.

«Рассеянный» — инвариант значительного пласта творчества Маршака, множества его произведений. Вокруг «Рассеянного» — мерцающий ореол вариаций, приближений, возвращений к образу, который нельзя ни повторить, ни бросить .

Сюжет

В произведении в юмористической форме рассказывается о поездке рассеянного человека от ленинградской улицы Бассейной в Москву . Сначала он надевает на себя совершенно неподходящие в качестве одежды вещи:

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду

, затем едет на вокзал и, в конце концов, двое суток сидит в отцепленном вагоне, полагая, что едет из Ленинграда в Москву:

Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки!
А приехал я назад?
А приехал в Ленинград?»

Рефреном произведения является фраза «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Популярность и отзывы

Писатель Л. Пантелеев видел в «рассеянном» черты самого Маршака .

Корней Чуковский спустя четверть века после издания произведения вспоминал:

Популярность этого стихотворения огромна… Оно выдержало десятки изданий и переведено чуть ли не на все языки. Хотя Бассейной улицы уже давно нет в Ленинграде (её переименовали в улицу Некрасова), но выражение «рассеянный с Бассейной», сразу ставшее народной поговоркой, по-прежнему остаётся крылатым : его слышишь и в кино, и в трамвае, и в клубе: — Эх ты, рассеянный с Бассейной!

Также положительно была оценена работа художника В. М. Конашевича , работающего над иллюстрациями к изданию. Ю. А. Молок отмечал, что иллюстрации Конашевича словно оживляют картину происходящего . Искусствовед Э. З. Ганкина отнесла иллюстрации художника к классике советской детской книги, а само произведение назвала шедевром детской поэзии .

В 1943 году вышел пересказ стихотворения на иврите под названием « " (Рассеянный из Кфар Азар: более ранние варианты публиковались в газетах под другими названиями.), авторства Леи Гольдберг . Как и оригинал, пересказ стал популярен и вошел в поговорку. При этом образ заглавного персонажа претерпел значительные изменения.

Экранизация

Мультфильм « Вот какой рассеянный » был создан в 1975 году в ТО «Экран» .

Факты

См. также

Ссылки

  • [www.lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txt Текст произведения на Lib.ru]
  • Петровский М. С. // Петровский М. С. Книги нашего детства. — СПб., 2006. — С. 153—216.
  • — (Избранные детские книги советских художников)

Примечания

  1. . Дата обращения: 15 июля 2010. 29 мая 2010 года.
  2. . Дата обращения: 15 июля 2010. 2 апреля 2010 года.
  3. Светлана Самоделова. . Московский Комсомолец (6 июля 2007). Дата обращения: 7 августа 2014. 11 августа 2014 года.
  4. Петровский М. С. // Книги нашего детства. — М. : Книга , 1986. — С. 99—106. — 288 с. — (Судьбы книг). — 75 000 экз.
  5. . Пяст В. Лев Петрович. Рис. А. Ефимова. — Л., Радуга, 1926, тир. 30000
  6. Маршак И. С. «Мой мальчик, тебе эту песню дарю» // Я думал, чувствовал, я жил… С. 69—70. Стихотворение «Лев Петрович» как произведение С. Маршака было опубликовано мною. ( Литературная газета . 1972. 26 янв.)
  7. Архив С. Маршака. Черновая рукопись. Лист вложен в папку, на которой рукой С. Маршака проставлена дата: «1928, I.30», уточняющая время работы над «Рассеянным»
  8. Пантелеев Л. Живые памятники. Л., 1966. С. 381
  9. Чуковский К. От двух до пяти… С. 200-201
  10. Молок Ю. А. Владимир Михайлович Конашевич. Л., 1969. С. 94
  11. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги. — М.: Советский художник, 1963. — С. 80.
Источник —

Same as Вот какой рассеянный