Рохлин, Лев Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ле́в Я́ковлевич Зе́вин ( белор. Леў Якаўлевіч Зевін ; 6 (19) декабря 1903 , Витебск — с декабря 1941 года числится пропавшим без вести , по другим сведениям, не подтверждённым документально — в марте 1942 года погиб на фронте под Вязьмой ) — советский живописец , график , художник театра и иллюстратор еврейского происхождения.
Родился 6 (19) декабря 1903 в Витебске в семье ремесленника .
В 1917—1918 гг. учился в частной витебской Школе рисования и живописи Юделя Пена , одновременно работая в Витебских оптико-механических мастерских Зелига .
В 1919 году продолжил обучение в Витебском народном художественном училище в мастерской Марка Шагала , где, по мнению Казимира Малевича , Лев Зевин «…свои работы живописные производил под влиянием Пикассо » . Успел попробовать себя в кубизме .
В 1920 году Лев Зевин перешёл в мастерскую Казимира Малевича и Веры Ермолаевой , а в 1921 году в так называемую « сезанновскую мастерскую» Роберта Фалька .
Будучи учеником столь непохожих мастеров, сумел найти свой собственный путь. В его творческой манере осмыслены и соединены черты художественных направлений конца XIX — начала XX века . Искусствовед Александр Ромм так писал о художнике: «Отзывчивый, душевный, внешне скромный человек с музыкальной душой, он выразил без остатка в живописи привлекательные черты своей лирической натуры» .
В 1918—1920 гг. вместе с другими художниками занимался праздничным оформлением Витебска. В 1919 году участвовал в 1-й Государственной выставке картин витебских и московских художников (Витебск). В 1920 году состоял в Государственной декоративно-художественной мастерской при Витебском ГубОНО.
Вместе с Э. Волхонским и Михаилом Куниным организовал «Группу трёх», которая в мае 1920 года открыла выставку в клубе Сорабиса (Союза работников искусств) в Витебске .
В ноябре 1920 года был членом группы УНОВИС .
В конце 1921 года уехал в Москву вслед за Р. Фальком. Учился у него в московском ГСХМ — ВХУТЕМАСе (1921—1925).
По окончании станкового отделения по мастерской Р. Фалька в 1925 году за дипломную работу «Рабочая семья» Л. Зевину была присуждена наивысшая награда — поездка за границу на четыре года, но из-за отсутствия денег она не состоялась. Продолжил учёбу в аспирантуре ВХУТЕМАС — ВХУТЕИНа (1926—1929, ассистент Р. Фалька).
Член и экспонент объединений: ВОХ (1927—1930), РОМБ (1930—1932, член-учредитель), РОСТ (1928—1929), группа «13» (1929), член ОСТа (1929—1931) .
В 1930 году командирован Наркомпросом РСФСР в коммуну « Войо Ново » в Крыму вместе с М. Горшманом, М. Аксельродом , Л. Жолткевич. В 1930 году по заданию « Всекохудожника » состоялась его творческая поездка в колхозы Херсонщины . В 1935 году Обществом землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ) вместе с группой молодых художников ( М. Аксельрод , Р. Гершаник, М. Горшман, И. Зусман, Б. Розенблит и другими) командирован в Биробиджан .
С 1932 года — член МОССХ .
Иллюстрировал и оформил ряд книг: «Желторотые» Н. Кальмы (1931), «Горнист» М. Светлова (1931) и других.
Оформлял спектакли «Иностранная коллегия» по пьесе Л. Славина (1932), «Клад Наполеона» А. Айзенберга по пьесе Шолом-Алейхема «Голбгребер» (1935) (оба — в БелГОСЕТе , Минск ), в театрах Москвы, Одессы (там в 1935 году был возобновлён «Клад Наполеона»), Биробиджана (1930-е).
В 1936—1940 годах преподавал в Московском областном техникуме ИЗО . Работал по договорам со «Всекохудожником».
В конце 1930-х гг. Лев Зевин входил в художественное объединение «Группы пяти» вместе с художниками Львом Ароновым , Ароном Ржезниковым , и . Осенью 1940 года в Москве прошла выставка «Группы пяти».
6 июля 1941 года Зевин в рядах ополчения ушёл на фронт, в 1942 году погиб под Вязьмой .