Interested Article - Айнулиндалэ

Айнули́ндалэ ( кв. Ainulindalë [ˌaɪnuˈlindale] ; «Музыка Айнур») — миф о сотворении мира в легендариуме Толкина , впервые опубликованный в « Сильмариллионе » (1977 год).

Является одним из центральных мифов в космологии вымышленного мира Толкина и повествует о том, как Айнур , ангелоподобные существа, посредством музыки создают материальную Вселенную ( Эа ), включая Арду . Музыкальную тему для Айнур задал Единый Бог Эру Илуватар . Некоторые Айнур решили войти в созданный материальный мир, став Валар и Майар .

Толкин написал первую версию «Айнулиндалэ» с ноября 1919 по весну 1920 года и затем переписал в 1930 году. Эта версии истории была опубликована сыном Толкина Кристофером в первом томе « Книги утраченных сказаний » (1983 год).

Сюжет

В «Айнулиндалэ» описано создание материальной вселенной Эа и Арды единым богом Эру Илуватаром .

История начинается с того, что Эру создаёт Айнур и задаёт каждому из них музыкальную тему. Вначале Айнур исполняли свои музыкальные темы поодиночке или в группах, но когда согласие и гармония между ними выросли, Эру собрал всех Айнур и объявил им «великую тему», повелев им всем вместе воплотить её в Великую Музыку и позволив дополнять заданные темы « своими собственными помыслами и вариациями » . Голоса Айнур сплелись в песнь, что заполнила «кущи Илуватара» и полилась дальше, заполнив Пустоту.

Самым могущественным из Айнур был Мелькор , располагавший по воле Эру Илаватара величайшим знанием, превосходившим то, что было дано его собратьям. Он часто странствовал один в Пустоте, обуреваемый нетерпеливым желанием « дать Бытие собственным творениям » . Увидев теперь возможность заявить о своих собственных помышлениях, Мелькор попытался вплести в Великую Музыку часть своих мыслей, желая « возвеличить славу и мощь назначенной ему роли », чем сразу же вызвал разлад .

Дважды Илуватар останавливал Великую Музыку и изменял основную тему, но всякий раз диссонанс, который вносил в неё Мелькор, лишь усиливался. На третий раз Илуватар в гневе заставил Музыку смолкнуть окончательно.

После этого Илуватар представил Айнур зримое, материальное воплощение исполненной ими Великой Музыки — сферу материального Мира, покоящуюся среди Пустоты. Перед Айнур развернулась и вся дальнейшая история этого Мира. Айнур впервые узрели предстоящий приход Детей Илуватара эльфов и людей , но даже сейчас Илуватар не показал Айнур ни поздних эпох, ни конца Мира.

Схематическое представление одной из концепций Толкина, согласно которой Арда находится в Пустоте ( Kúma ). На схеме показан Окутывающий Океан ( Ekkaia ) и область чистого воздуха со звёздами ( Ilmen ), до создания Солнца и Луны.

Многие из числа самых могущественных Айнур обратили все помыслы свои к представленной им тверди. Узрев, что Айнур страстно желают осуществления всего увиденного ими, Илуватар воззвал к ним и воскликнул: « Эа! Да будет так! И зажгу я в Пустоте Неугасимое Пламя, и возгорится оно в сердце Мира, и Будет Мир; и те из вас, кто пожелает, могут сойти туда » . Так Эру создал материальную Вселенную ( Эа ) и Арду . Многие Айнур остались с Эру в Чертогах безвременья, но часть Айнур спустилась в созданный мир, став Валар , властелинами Арды.

Мир, однако, был ещё пуст и бесформен, и Валар лишь предстояло воплотить то, что они узрели в видении Илуватара. Великий труд этот длился бессчётные века, пока наконец в центре необъятных чертогов Эа не возникла та твердь, что была предназначена Детям Илуватара. В созидании мира главная роль пришлась на Манвэ , Улмо и Аулэ , но и Мелькор был в Арде с самого начала и вмешивался во все дела Валар, продвигая свои собственные замыслы. Пока Земля была ещё молода и объята пламенем, Мелькор возжелал полной власти над ней и объявил Арду своим королевством. Мелькору, однако, противостояли другие Валар. В битвах между ними Арда постепенно принимала форму и «застывала», готовясь к прибытию Детей Илуватара .

Написание

Толкин в 1940-е годы

Первая версия «Айнулиндалэ» (была включена в « Книгу утраченных сказаний », написанную Толкином в 1910-е — 1920-е годы, но опубликованную только после его смерти под редакцией Кристофера Толкина (первые два тома « Истории Средиземья » . В письме Кристоферу Бретертону, датированном 16 июля 1964 года, Толкин сообщил, что написал первую версию «Айнулиндалэ» с ноября 1918 по весну 1920 года, во время работы над « Оксфордским словарём английского языка » .

Первый черновик истории, написанный карандашом, не сильно отличается от опубликованной версии. Дальнейшие изменения включали добавление Манвэ и Аулэ . Рассказчиком в ранней версии истории является эльф Румиль из Тириона, а некоторые элементы повествования отличаются от более поздней версии, которая вошла в «Сильмариллион». Так, Мелькор был назван «Мэлько» (Melko), а Эру Илуватар рыдал перед тем, как начать третью тему. В конце повествования имелся фрагмент о Валар, который позднее был перемещён в отдельное повествование под названием « Валаквента » .

Толкин переписал «Айнулиндалэ» в 1930-е годы, но большая часть истории осталась неизменной .

В 1946 году, при работе над романом « Властелин колец », Толкин написал новую версию истории, однако сохранилась только половина из порванных страниц черновика. Тогда его легендариум существенно изменился: по новой версии, Арда изначально была круглой, а не плоской, Солнце уже существовало к моменту создания мира, а Луна сформировалась в результате разрушений Мелькора . Миф о Светильниках и плоской земле был заброшен в пользу более реалистичного мифа о творении, соотносимого с научными данными. Впоследствии Толкин после переписки с читательницей, которая предпочла версию с «плоской» землёй , всё же отказался от идеи об изначально круглой Арде.

В 1948 году Толкин начал новую версию «Айнулиндалэ», убрав из ней упоминания Солнца и Луны. Согласно новой версии, Эру Илуватар создал мир после того, как закончилось видение Айнур. Новую версию создания мира поведал эльф Пенголод .

Восприятие

Британский писатель назвал «Айнулиндалэ» «самой важной частью „Сильмариллиона“» и добавил: «Миф о творении, возможно, самый важный и самый прекрасный из всех работ Толкина» . Литературный критик Брайан Роузбери назвал «Айнулиндалэ» «уместно библейской» прозой . Несколько иезуитов похвалили историю; так, Джеймс Шалл заметил: «Я никогда не читал ничего более прекрасного, чем первая страница „Сильмариллиона“», а Роберт Марри заявил: «Во всей литературе, с момента создания священных книг человечества, очень сложно найти сопоставимую по красоте и силе воображения мифологическую историю» .

В книге «Литература в жанре фэнтези: основная коллекция и справочник» сказано следующее: «Каждая часть [Сильмариллиона] извлекает выгоду из силы и смелости творческого гения Толкина и его блестящего стиля», а «Айнулиндалэ» характеризуется как произведение «со звуками органа» . Теолог Ральф Вуд назвал «Айнулиндалэ» «одним из лучших и самых оригинальных произведений» Толкина . При этом стилистические различия данной истории и остальной части «Сильмариллиона» стали предметом дискуссий у критиков .

Анализ

«Айнулиндалэ», написанная ещё в ранний период творчества Толкина, демонстрирует важность музыки в легендариуме Средиземья . Согласно Джону Гарднеру, «музыка является центральным символом и тотальным мифом „Сильмариллиона“, который становится взаимозаменяемым c символом света» . Исследователь Толкина Верлин Флигер также подчёркивает важность «всепроникающих» тем «музыки» и «света» с самого начала творения мира Толкина .

«Музыка Айнур», представленная в « Книге утраченных сказаний », похожа на некоторые сюжеты из скандинавской мифологии . Как « Теогония » и « Видение Гюльви », данное произведение отвечает на вопросы космогонии . Стиль истории также походит на древнескандинавские тексты. Несмотря на различия в описании, Валар и Асы схожи в том, что и те, и другие представляют собой пантеон «богов», которые влияют на мир; Манвэ в этом контексте сравнивается с Одином .

Несмотря на заимствованные из скандинавской мифологии языческие элементы (к примеру, Айнур выполняют работу по созданию материального мира за Эру Илуватара), другие аспекты «Айнулиндалэ» отражают христианские убеждения Толкина, который был католиком . Его «предхристианский» миф о создании мира называют « Бытием Толкина» . Согласно другому источнику, «библейские параллели, проявленные в предании „Айнулиндалэ“... являются неопровержимыми» .

Исследователь Марджори Бернс, работавшая с разными версиями «Айнулиндалэ», полагает, что Толкин всё более «христианизировал» Валар и снижал влияние скандинавской мифологии в последующих версиях мифа . В своём мифе Толкин отразил глобальный взгляд на христианство, в котором добро и зло идут рука об руку, начиная с Книги Бытия . Как сказал Эльронд во « Властелине колец »: «Ничто не является злом с самого начала. Даже Саурон не был им» . В «Айнулиндалэ» Эру Илуватар создаёт всё изначально «добрым», а зло появляется позже . Хотя зло привнесено в песнь Айнур гордостью Мелькора, Илуватар включает и его в свой «план» существования мира. Тема зла, которое является извращением добра, согласуется с христианской теологией, в которой идея доброго Бога сосуществует с возможностью зла в мире. Даже гордость Мелькора является частью воли Илуватара. Как сказал сам Эру: «невозможно сыграть тему, которая не брала бы начала во мне, и никто не властен менять музыку вопреки мне»

Наследие

Адам Клейн ( Adam C. J. Klein ) сочинил оперу Leithian , основанную на «Сильмариллионе» , а Фрэнк Фелис ( Frank Felice ) сочинил версию «Айнулиндалэ» для симфонического оркестра .

Согласно Колину Дуриесу, «Айнулиндалэ» мог являться одним из источников вдохновения для Клайва Стейплза Льюиса : вымышленный мир Нарнии был создан песней .

См. также

Примечания

  1. Толкин Дж. Сильмариллион. Музыка Айнур (пер. С. Б. Лихачёвой)
  2. .
  3. , p. 67.
  4. , p. 345.
  5. , pp. 88—90. Кристофер Толкин описал различия между изначальной и финальной версиями «Айнулиндалэ».
  6. , p. 155.
  7. , pp. 4—6.
  8. , pp. 369—371.
  9. , pp. 3—44.
  10. , pp. 29—30.
  11. , pp. 87—89.
  12. , p. 97.
  13. , p. 167.
  14. , p. 11.
  15. , p. 866.
  16. Eden, Bradford Lee (2004). The Music of the Spheres: Relationship between Tolkien's Silmarillion and Medieval Religious and Cosmological Theory в .
  17. .
  18. , Глава 1.
  19. , pp. 44—49.
  20. , p. 344.
  21. .
  22. .
  23. , p. 36.
  24. , p. 47.
  25. Burns, Marjorie. All in One, One in All в .
  26. , book 2, chapter 2 "The Council of Elrond".
  27. Rosebury, Brian. Good and Evil в , p. 250.
  28. Degani, Jason. (англ.) . The Gray Book Online Journals of Middle Earth (2005). 6 июля 2016 года.
  29. , p. 161.
  30. , p. 164.
  31. , pp. 141—142, citing .

Источники

Первичные источники

Вторичные источники

  • Agøy, Nils Ivar. Between Faith and Fiction. Tolkien and the Powers of His World. — Oslo, 1998. — ISBN 978-91-973500-0-6 .
  • Bramlett, Perry C. & Christopher, Joe R. I Am in Fact a Hobbit: An Introduction to the Life and Works of J. R. R. Tolkien. — Mercer University Press, 2007. — ISBN 978-0-86554-894-7 .
  • Chance, Jane. Tolkien the Medievalist. — Routledge , 2002. — ISBN 978-0-415-28944-3 .
  • Drout, Michael D.C. J. R. R. Tolkien Encyclopedia. — Routledge, 2007. — ISBN 978-0-415-96942-0 . — doi : .
  • Duriez, Colin. . — Baker Books, 1992. — ISBN 978-0-8010-3014-7 .
  • Eden, Bradford Lee. Middle-earth Minstrel: Essays on Music in Tolkien. — McFarland, 2010. — ISBN 978-0-7864-4814-2 .
  • Fisher, Jason. Tolkien and the Study of His Sources: Critical Essays. — McFarland, 2011. — ISBN 978-0-7864-6482-1 .
  • Flieger. . — Wm. B. Eerdmans Publishing, 1983. — ISBN 978-0-802-81955-0 .
  • Flieger, Verlyn. Interrupted Music: The Making Of Tolkien's Mythology. — Kent State University Press, 2005. — ISBN 978-0-87338-824-5 .
  • Gardner. The World of Tolkien. — The New York Times Book Review, 1977.
  • Gough, John (1999). "Tolkien's Creation Myth in The Silmarillion —Northern or Not?". Children's Literature in Education . 30 (1): 1—8. doi : .
  • Le Berre, Aline. From Prometheus to the steam engine Cosmogonies and myths through time and space. — Presses Universitaires de Limoges, 2004. — ISBN 978-2-84287-336-3 .
  • Pearce, Joseph. . — London: HarperCollins , 1998. — ISBN 978-0-00-274018-0 .
  • Rosebury, Brian. Tolkien: A Critical Assessment. — St. Martin's, 1992. — ISBN 978-0-333-53896-8 .
  • Tymm, Marshall B. & Zahorski, Kenneth J. & Boyer, Robert H. Fantasy Literature: A Core Collection and Reference Guide. — R. R. Bowker, 1979. — ISBN 978-0-8352-1153-6 .
  • Smith, Curtis C. Twentieth-century fiction writers. — St. James Press, 1986. — ISBN 978-0-912289-27-4 .
  • Vos, Holger. Die Weltdeutung im 'Silmarillion' von J. R. R. Tolkien. — Grin Verlag, 2011. — ISBN 978-3-640-81106-9 .
  • Wood, Ralph C. The Gospel According to Tolkien: Visions of the Kingdom in Middle-earth. — Louisville : John Knox Press, 2003. — ISBN 978-0-664-22610-7 .
Источник —

Same as Айнулиндалэ