Города Опольского воеводства
- 1 year ago
- 0
- 0
Салитис — фараон Древнего Египта , правивший приблизительно в 1663—1650/1649 годах до н. э. Представитель XV династии ( Второй переходный период ).
Поскольку наши сведения о первых царях XV династии основаны главным образом на отрывке из истории Манефона следует привести его здесь. В своём трактате «Против Апиона» Иосиф Флавий приводит следующую цитату из труда Манефона:
«Был у нас царь по имени Тимаос. В его царствие бог, неведомо мне почему, прогневался, и нежданно из восточных стран люди поганого племени, дерзкие, напали на страну и без сражений легко овладели ею. И властителей её покорив, они безжалостно предали города огню и святилища богов разрушили. А с жителями поступали бесчеловечно жестоко — одних убивали, а детей и жён других уводили в рабство. Наконец, и царём они сделали одного из своих, имя его Салитис. Он обосновался в Мемфисе , Верхнюю и Нижнюю земли обложил данью и разместил вооруженные отряды в наиболее подходящих местах. В особенности он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя возможность вторжения ассирийцев в его царство. Найдя в Сетроитском номе на востоке от реки Бубастит весьма удобно расположенный город, который по древнему религиозному сказанию назывался Аварис , он отстроил его, укрепил неприступной стеной и разместил в нем многочисленный отряд, состоявший из двухсот сорока тысяч воинов. Он отправлялся туда летом, чтобы доставлять продовольствие и денежное содержание и приучать войско к постоянной бдительности ввиду опасности нападения соседей. Он умер, царствовав девятнадцать лет» .
Рассказ о завоевании гиксосов сохранился только в очень поздней и потому искаженной версии, в фрагменте исторического труда Манефона. В этом рассказе Манефона поздние воспоминания о реальных исторических событиях уже сильно перемешаны с целым рядом легенд. Все повествование Манефона пропитано ярко выраженными тенденциями. Религиозная тенденция жреца Манефона сквозит в его указании на то, что основной причиной завоевания Египта гиксосами было то, что «бог был недоволен нами» (то есть египтянами). Великодержавная тенденция египтянина Манефона прорывается в презрительной кличке «поганое племя», которое он дает гиксосам. Наконец, проегипетская тенденция Манефона видна в его красочном описании того жестокого террора, который, по его словам, гиксосы установили в Египте. Легендарным анахронизмом является указание на то, что гиксосы боялись вторжения ассирийцев , которые в те времена, по словам Манефона, были сильнейшим народом. На самом деле, ассирийцы на тот период сами находились в упадке и всё их государство состояло из города Ашшура и его окрестностей. Несомненно легендарно и преувеличение численности гарнизона Авариса. Если принять во внимание, что в эпоху большого напряжения военных сил всей страны египетский фараон Рамсес II двинул против хеттов 30-тысячную армию, то вряд ли гиксосы могли держать в Аварисе 240000 воинов. Однако в рассказе Манефона мы найдем и целый ряд правильных указаний. Так, Манефон, продолжая свой рассказ о гиксосах, сообщает и название иноземцев «гиксосы», причём даже делает любопытную попытку истолковать это слово. Он дает две этимологии. Во-первых, он объясняет это слово, как «пленные пастухи» ( др.-греч. ‘Αιχμάλωτοι ποιμένες ), а во-вторых, как «цари пастухов» ( др.-греч. Βασιλεις ποιμένες ). И в том и в другом случае этимологии, приводимые Манефоном, вполне правдоподобны. Вполне исторично указание Манефона, что Аварис был столицей гиксосов. Наконец, вполне правдоподобно указание Манефона, что гиксосский царь Салатис наложил дань на Египет и ежегодно являлся в Египет, чтобы там собирать жатву. С этим прекрасно вяжутся слова папируса Саллье № 1: «вся страна ему платила дань изделиями и всеми хорошими вещами Та-мери (Египта)».
Однако гиксосский царь Салитис под таким именем не упоминается на памятниках Египта. В имени Салитис ( др.-греч. Σάλιτις , которое фигурирует у Манефона, мы, вероятно, можем узнать царя Шарека (или Шалека), который, согласно генеалогии мемфисских жрецов, правил за одно поколение до известного гиксосского фараона Апопи или за два поколения до Небпехтира (Яхмоса) , основателя XVIII династии . Не исключено, что его можно отождествить и с царём Мааибра Шеши — печати и оттиски с именем этого царя, типологически относящиеся к началу гиксосского периода, многочисленны и географически широко представлены; самые южные находки его печатей из торговой фактории Среднего царства в Керме у третьего порога Нила. Это необязательно означает, что власть гиксосов распространялась до северного Судана или хотя бы Нижней Нубии, где, вероятно, уже возникла независимая династия местных князей. С другой стороны , весьма вероятно, что Салитис, как можно понять из труда Манефона, не только занял древнюю столицу — Мемфис, но и овладел всем Египтом, а его преемники до Ааусерра Апопи включительно владели всей страной вплоть до Гебелейна на юге, а возможно, и до первого порога Нила. Туринский царский список (X колонка, 15 строка) приписывает первому царю гиксосу (имена гиксосских царей в списке не сохранились) 13 или 23 года правления, что не сильно отличается от 19 лет, которые отводит Салитису Манефон.
Как предполагали Генгстенберг и Ольмстед, имя «Салатис» есть не что иное, как семитское слово «правитель». Возможно, что это был иноземный титул, который впоследствии стал собственным именем. Имя царя Тимайоса (или Тутимайоса) может быть сопоставлено с именем египетского фараона Дудимоса .