Interested Article - Древнеримская музыка

Богатая римлянка сидя играет на кифаре . Фреска на вилле Боскореале , I в. н. э. Музей «Метрополитен» ( Нью-Йорк )

Древнеримская музыка в виде нотных памятников не сохранилась. Суждения о ней основаны на (многочисленных) косвенных свидетельствах — артефактах литературы и изобразительного искусства . Сведения о музыкальной теории римлян черпаются, главным образом, из позднеантичных латинских источников — энциклопедии « О бракосочетании Филологии и Меркурия » Марциана Капеллы , трактатов «О музыке» Августина и «Основы музыки» Боэция .

Общая характеристика

Музыкальная культура римлян развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в их повседневном быту. Помимо греков влияние на формирование музыки римлян оказали этруски и импортированные в результате римских завоеваний восточные культуры . Однако этрусское влияние не прослеживается столь очевидно, как влияние греков из-за скудости свидетельств музыкальной практики у самих этрусков.

Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах , эффектные зрелища (бои гладиаторов , казни) шли под звуки труб , рогов и других инструментов. Как и греческая, древнеримская музыка существовала в единстве с другими видами искусства.

История

Раннеримская музыка носила сравнительно самостоятельный характер. Возникли музыкальные жанры, связанные с бытом. В обиходе были напевы салиев и « арвальских братьев » (прыгуны, плясуны). Салии устраивали танцы-игры, а «арвальские братья» устраивали празднества, посвящённые урожаю. В Риме было популярно пение поэтических произведений таких поэтов, как Горация , Вергилия и др., которые пелись в сопровождении щипковых инструментов Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать co струнами».

Инструментальная музыка Древнего Рима значительно развилась благодаря театральному жанру пантомимы : танцор-солист выступал под аккомпанемент оркестра и хора. Римский философ Луций Анней Сенека отмечал, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем зрителей. Некоторые философы и музыкальные теоретики отмечали, что некоторые спектакли, перенесённые из Греции в Рим, теряли свою изысканность и носили развлекательный характер.

В конце I века н. э. император Домициан основал капитолийские состязания, участники которых состязались в игре на кифаре и авлосе. Популярностью пользовались концерты виртуозов . Император Нерон ввёл «греческое состязание», в котором выступал в качестве певца, поэта и кифареда . Музыкальная культура в поздний период приобрела черты помпезности. .

Музыка и быт

Урок музыки в древнем Риме (фреска из Помпей, I в. н. э.). Национальный археологический музей, Неаполь. Слева на фреске изображён учитель с лирой. Юноша справа держит в руках большой свиток с нотами или (вокальным) текстом.

В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Римские аристократы приобретали водяные органы — гидравлосы для своих вилл , а некоторые богачи имели на содержании оркестры рабов . Члены богатых семей обучались пению или игре на каком-нибудь инструменте. Ни одно празднество не проходило без музыкальных инструментов. Большой популярностью пользовалась профессия учителя музыки.

Музыкальные инструменты

В Римской империи получили распространение греческие музыкальные инструменты, перевезённые в Рим после покорения . Наиболее распространёнными инструментами в Древнем Риме были кифара и авлос , известный также под местным названием тибия (tibia). Широкое распространение также получил водяной орган- гидравлос . В военных легионах использовались духовые инструменты этрусского происхождения — длинная прямая труба (tuba), G-образный рог (cornu), J-образный рог ( lituus ). Разнообразные ударные инструменты, известные ещё грекам — тимпан , кимвалы , кроталы и систр — применялись в культе Кибелы, Диониса и Исиды, но также были популярны у уличных музыкантов.

Примечания

  1. Под ред. Е. М. Жукова. Древнеримская культура // Советская историческая энциклопедия. — Советская энциклопедия . — М. , 1973—1982.
  2. Дж. Скотт в «Оксфордской истории музыки»: Three main influences effected the Romans; the first was from the Etruscans, the second from the Greeks, and the third from the East. См.: Scott J.E. Roman music // The New Oxford History of Music. Vol.1. London; New York, 1957, p.404.
  3. . Дата обращения: 3 января 2011. 28 октября 2012 года.

Литература

  • Scott J.E. Roman music // The New Oxford History of Music. Vol.1. London; New York, 1957.
  • Baudot A. Musiciens romains de l’antiquité. Montréal, 1973.
  • Wille G. Einführung in das römische Musikleben. Darmstadt, 1977.
  • Fleischhauer G. Etrurien und Rom // Musikgeschichte in Bildern, II/5. Leipzig, 1964; 2te ergänzte Aufl., 1978.
  • Markovits M. Die Orgel im Altertum. Leiden: Brill, 2003.
  • Melini R. Suoni sotto la cenere: La musica nell’antica area vesuviana. Pompei: Edizioni Flavius, 2008. ISBN 88-88419-45-4 .
  • Боэций . Основы музыки / Подготовка текста, пер. с лат. и комментарий С. Н. Лебедева. М., 2012; изд. 2-е, испр. и доп. М., 2019; ISBN 978‐5‐89598‐369‐0.
Источник —

Same as Древнеримская музыка