Interested Article - Тагес
- 2021-08-17
- 2
Тагес ( Tages ; либо Таг или Тагей ) — в мифологии этрусков персонаж не вполне ясной сущности .
Легенда
Сын Гения (Гений Йовиалис), внук Юпитера , передавший людям учение о дивинации (угадывании воли богов). Предание говорит, что Тагес появился из борозды на поле вблизи Тарквиний , в образе мальчика, но с умом старца. Толпа стала прислушиваться к его словам и записывать их: отсюда возникло учение об искусстве гаруспиков . Согласно Цицерону, это мальчик-этруск, появившийся из земли . Он изобрел ауспиции и возвестил науку гадания по внутренностям , после чего сразу умер. По рассказу Овидия , это глыба земли в Этрурии, которая приняла человеческий облик и стала пророчествовать .
Главным учеником Тагеса был , которому он передал так называемые . Тархон старший записал его стихотворное религиозное учение . Согласно этому учению, бог создал все за шесть этапов: в шесть тысяч лет, а оставшиеся 6000 лет отвел для жизни людей .
Это учение было изложено позднее у римлян в особых книгах — Etrusci libri, Etrusca disciplina, о которых упоминает Цицерон в своём сочинении «De divinatione» (I, 33). В IV веке были известны книги Тагета и Вегоны .
Этимология и параллели
Существовала гипотеза о сопоставлении имен Таг и Дагон . В Фессалии тагос — титул.
Иконография
Примечания
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 485, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 355
- Цицерон. О дивинации II 50
- Аммиан Марцеллин. История XXI 1, 10
- Цензорин. О дне рождения 4
- Овидий. Метаморфозы XV 553—559
- Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. М., 1982. С. 71, по Иоанну Лиду
- Текст учения см. Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. М., 1982. С. 168; См. Лукреций VI 381 (тирренские песни)
- Аммиан Марцеллин. История XVII 10, 2
- Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. М., 1982. С. 216
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-08-17
- 2