Interested Article - Бакота

Ба́кота — село в Каменец-Подольском районе Хмельницкой области Украины .

Было расположено в 55 км от железнодорожной станции Каменец-Подольский , недалеко от пгт. Старая Ушица . В связи со строительством Днестровского гидроузла решением облисполкома от 27 октября 1981 года исключено из учётных данных как затопленное село.

История

Археологические раскопки свидетельствуют, что с древнейших времен вдоль берегов Днестра на этом месте располагалось множество языческих святилищ и капищ, а также курганные женские захоронения, что свидетельствует о плотной заселенности этих территорий, начиная с доисторических времен . Существует также частично подтвержденная подводными исследованиями легенда о семисаженном каменном отпечатке стопы Будды , находящемся сейчас на дне реки Смотрич .

В 1961—1964 археологи И. С. Винокур и Г. Н. Хотюн исследовали здесь остатки древнерусского городища XII—XIII вв. На примыкающем к городищу посаде открыты следы железоделательного и железообрабатывающего производств XIII в. Укрепления городища были уничтожены в середине XIII в. — возможно, в 1259 по требованию ордынского военачальника Бурундая .

Впервые Бакота упоминается в Ипатьевской летописи под 1240 годом . В XIII веке — крупный город, важнейший политико-административный центр Днестровского Низовья (с XIV века — Подолья), которое входило в Галицко-Волынское княжество . В XII веке Бакота занимала площадь около 10 гектаров, в ней жило около 2,5 тысяч человек.

Первое упоминание о скальном мужском монастыре зафиксировано в киевской летописи 1362 года, где тот упоминается как «давно существующий». Основателем монастыря был преподобный старец Антоний (основатель Киево-Печерской Лавры ). По ипатьевской летописи , в 1255 году городом завладели монголо-татары . Монахи и жители города спрятались от нападающих в лабиринте монастырских пещер. Захватчики предлагали выйти, сдаться и отречься от веры, но не достигнув успеха в переговорах, засыпали выход огромными камнями, тем самым заживо похоронив население в его убежище. В 1258 году татарами был разрушен Бакотский замок. Бакота упоминается в летописном « Списке русских городов дальних и ближних » (конец XIV века).

В 1431 году Бакота становится нейтральной приграничной территорией, как следствие перемирия между Польшей и Литвой . В этом году жители города организовывают восстание , убивают помещиков и провозглашают независимость. Через три года польские войска жестоко подавили бунт, наказали зачинщиков, сожгли дома, разрушили замок и разогнали население. После этого Бакота навсегда перестала быть городом.

На протяжении последних веков своего существования жизнь в Бакоте была спокойной и размеренной. После 1918 года городок стал пограничным — вдоль реки была построена двухметровая каменная стена, а по ту сторону Днестра начиналась территория Румынии . В 1933 году монастырь был закрыт, а чуть позже приостановлено строительство нового храма. Боевых действий во время Великой Отечественной войны на территории Бакоты не было. И лишь голод 1947 года уменьшил количество населения Бакоты втрое. В начале 1960-х годов служба в храме монастыря была остановлена. Последние монахи умерли или ушли в другие монастыри. Иконы, кресты и книги были уничтожены, храм разрушен.

Бакота сегодня

Скальный монастырь Бакоты

История Бакоты закончилась в 1981 году, когда в ходе строительства Новоднестровской ГЭС население было выселено в соседние города, а сам населенный пункт полностью затоплен водой.

В 1996 году обвал верхней скалы Белой горы уничтожил основную массу пещер и усыпальниц с настенными росписями и фресками XI—XIII веков. Лишь в одном месте сохранились остатки келий и захоронений монахов, немногочисленные руины Михайловской церкви и покинутые фруктовые сады.

Сегодня Бакотой условно называются места вдоль берега Днестра, расположенные по соседству с остатками монастыря. По данным метеорологов , в этом районе существует своеобразный уникальный микроклимат — среднегодовое количество тепла на 1 кв.м. здесь равнозначно ялтинскому , а скалы и леса защищают побережье Днестра от северных воздушных потоков. Живописная природа и романтический имидж этих мест привлекают сюда многочисленные потоки паломников и путешественников. Последние годы Бакота стала местом и прибежищем поклонников « ролевых игр » и последователей многочисленный экзотических религий .

Уроженцы

Примечания

  1. Нерознак В. П. Названия древнерусских городов. — М. : Наука , 1983. — С. 16. — 208 с. — 28 000 экз.
  2. Бакота // / Сост.: М. К. Королёва , Г. П. Бондарук , С. А. Тюрин . Ред.: Г. Г. Кузьмина , А. С. Стрижак , Д. А. Шелягин . — М. : Наука , 1976. — С. 32. — 1000 экз.
  3. .

Литература

  • Винокур І. С., Горішній П. А. (укр.) . — Кам’янець-Подільський, 1994. — 362 с. 13 сентября 2023 года.
  • Куза А. В. / Ред. А. К. Зайцев . — М.: Христианское издательство, 1996. — С. 205.
  • Білецька О. В. (укр.) // Студії Кам’янець-Подільського Центру дослідження історії Поділля. — Т. 1. — Кам’янець-Подільський: ОІЮМ, 2005. — С. 175—184.

Ссылки

Источник —

Same as Бакота