Interested Article - Мосо (народ)

Девушки мосо

Мосо ( кит. трад. 摩梭 , пиньинь Mósuō , самоназвание — на ) — небольшая народность в составе группы наси , проживающая в Китае, в провинциях Сычуань и Юньнань , вблизи от тибетской границы. Большинство мосо живут у озера Лугуху в Гималаях ( 27°42′35″ с. ш. 100°47′04″ в. д. ) .

Хотя мосо культурно отличны от наси, считает их одним народом. Культуру мосо изучали Ламу Гатуса и Латами Даси.

Образ жизни

Мосо занимаются сельским хозяйством: фермерством (в том числе сеют зерновые и высаживают картофель), выращиванием яков , буйволов , овец, коз, кур. Хозяйство натуральное. Из-за отсутствия холодильников мясо обычно солят или коптят . Из зерна производят алкогольный напиток под названием «сулима», который часто употребляют без повода, а также на церемониях и фестивалях; его также подают гостям .

Местная экономика основана на бартерной торговле, хотя учащение контактов с окружающим миром вызывает увеличение оборота денег. В некоторые деревни мосо провели электричество, хотя в целом чаще встречаются неэлектрифицированные деревни. Воду добывают из колодцев. В последние годы усиливается модернизация, в частности кое-где появляются спутниковые тарелки .

Поговорка гласит о том, что крестьяне работают семь часов в день семь месяцев в году . В прошлом мосо выращивали только овёс , гречиху и лён . Под влиянием хань в конце XIX века ситуация изменилась, и теперь мосо также культивируют кукурузу, подсолнечник, сою , картофель, тыкву, бобовые и многие другие культуры. Картофель оставался основным продуктом питания мосо до середины XX века, когда они начали выращивать рис, сегодня он составляет более половины урожая .

С начала XX века мосо выращивали буйволов, лошадей и коз, хотя любимый скот мосо — свиньи. Свинина играет важную роль в обществе мосо, её подают гостям, её обязательно готовят на похоронах, ею расплачиваются, она является символом богатства . Раз в год мужчины мосо собираются на ярмарку скота .

Мосо ловят рыбу в озере и ставят ловушки, но не пользуются моторизованными судами.

Матриархат

Мосо около озера Лугуху

Мосо зачастую описывают как матриархальный народ . Женщина обычно является главой семьи, наследование идёт по женской линии, женщины принимают экономические решения, хотя политическая власть находится в руках мужчин .

Девочки-мосо, взрослея, учатся заниматься домашней работой, уборкой, поддерживают огонь, собирают хворост, кормят скот, ткут и прядут . В прошлом мосо сами изготавливали всю одежду и ткани, но в XXI веке большинство покупает подобные товары.

Согласно некоторым исследованиям, у мужчин мосо нет никаких обязанностей, они отдыхают весь день, чтобы сохранить силы на ночные визиты к женщинам , хотя на самом деле они занимаются заботой о скоте, рыбной ловлей , пахотой, а также молитвами и жертвоприношениями .

Династии отсчитывают родство по материнской линии; зачастую ни мать, ни ребёнок не знают, кто именно отец. У мосо традиционно имелась узкая прослойка аристократии, контролировавшая крестьянство , и в ней наследование и передача социального статуса отца осуществлялась сыновьям, а матери — дочерям . Таким образом, если крестьянка рожала детей от знатного мужчины, то дочери оставались крестьянками, а сыновья становились знатью . Возможно, такая мера была введена из-за страха знати за власть. Соответственно, по теории исследовательницы Хуа Цай, мосо не являются идеально-матриархальным обществом, а крестьяне у них подвергались угнетению, живя почти как рабы . Другой антрополог, Ши Чуаньган ( кит. трад. 施傳剛 , упр. 施传刚 , пиньинь Shī Chuángāng ) возражает, так как по его мнению, матрилинейность и гостевой брак ( тисесе ) — первичный институт семьи и воспроизводства, а брак — вторичный , привнесённый в общество мосо в результате контактов с другими народами.

Этапы жизни мосо

Подростки мосо

Церемония совершеннолетия

Церемония совершеннолетия — одно из самых важных событий в жизни мосо. Она проводится, когда ребёнку исполняется 13 лет. До совершеннолетия все дети мосо носят похожую одежду и не участвуют в религиозных церемониях. Если ребёнок умирает до церемонии, то его хоронят без проведения ритуалов. После церемонии девочки получают юбки, а мальчики штаны (поэтому церемония называется «церемония юбки» для девочек и «церемония штанов» для мальчиков). Девочки также могут отныне получить личную спальню, где после полового созревания станут принимать партнёров.

Брак

Мосо практикуют гостевой брак , а привычного европейцам института брака у мосо нет, поэтому нет мужей и жён. Партнёры живут в разных домах, дети остаются в семье матери . Феномен брака мосо исследован Ши Чуаньганом. Если у женщины нет потомства, то обычно её семья берёт из другой приёмного ребёнка . Приёмные дети считаются равными родным, и приёмные девочки могут стать в новой семье матриархами .

Все имеющиеся сексуальные отношения в культуре мосо являются «гостевым браком» и основаны на взаимных чувствах . Начать отношения может как женщина, так и мужчина, но только женщина разрешает мужчине навещать её ночью. Ночные визиты обычно держатся в тайне, мужчина посещает свою возлюбленную после наступления темноты, а утром возвращается к себе домой . Женщины мосо могут по своему желанию одновременно находиться в отношениях с несколькими партнёрами . Мосо не являются полиандрическим народом, и хотя женщины могут менять партнёров так часто, как хотят, мало кто из них на самом деле имеет одновременно больше одного партнёра, отдавая предпочтение долговременным связям . Имеются сведения о том, что пожилые мосо имели больше партнёров — 30, 40, даже 50 в течение жизни . Несмотря на переход к относительной моногамии , партнёры не требуют друг от друга верности, а в языке на нет слова «ревность» .

Большинство женщин знает отцов своих детей, не знать отца своих детей стыдно для женщины , однако в обществе мосо не осуждаются матери и дети, не знающие, кто именно был отцом . Отец вместе со своей матерью и сёстрами дарят ребёнку подарки в день рождения, а на Новый год ребёнок посещает дом отца для выражения почтения. Отец принимает участие в церемонии совершеннолетия.

Хотя отношения могут быть долговременными, мужчина никогда не переходит на постоянное жительство в дом женщины (или наоборот). У пары нет общего имущества. Отец обычно почти не заботится о своих детях . Мужчины больше вовлечены в воспитание племянников и племянниц, чем собственных детей . Отец может дарить семье матери подарки, чтобы продемонстрировать интерес в их воспитании, и это даёт ему определённый статус в её семье. В любом случае детей воспитывают в доме матери, они принимают её фамилию .

Оба партнёра остаются свободны в выборе и не связаны никакими обязательствами. Закончить отношения может любая сторона и в любой момент. Хотя матриарх и может заставить пару разойтись, это случается редко, в отличие от других культур, где брак зачастую заключается в результате группового решения . В Китае особенно ярко проявилось доминирование семейного над частным, а брак исторически служил экономическим и политическим интересам семей .

Похороны

Вопросами смерти и похорон занимаются мужчины . Мужчины готовят угощения для семьи и гостей. Обычно каждая семья в деревне отправляет хотя бы одного мужчину в помощь. В дом умершего приглашают священников, которые читают в его честь молитвы. Мосо считают, что без молитв жреца религии бон душа исчезнет , а без молитвы буддийских лам не сможет возродиться . Гробы квадратные, небольшого размера. Тело в них помещается в эмбриональной позе, чтобы человек смог переродиться в следующей жизни. Затем гроб кремируют . Вокруг погребального костра водят наряженную лошадь, которая должна помочь унести дух умершего. После этого друзья и семья собираются вместе, чтобы выразить уважение к умершему, желая ему хорошей дороги в землю предков .

Дом мосо

Ткачиха-мосо за работой в Лицзяне

Дома мосо прямоугольной формы, несколько прямоугольных зданий строят рядом, чтобы внутри оставался двор. На первом этаже держат скотину, которая бродит по дому. Также на первом этаже готовят, едят и принимают гостей. На втором этаже хранятся запасы и располагаются спальни женщин. Мужчины и дети спят в общих спальнях .

Очаг считается центром дома, местом поклонения природе, предкам и духам . За очагом находится камень и алтарь предков, где мосо оставляют съедобные подношения перед каждой трапезой, даже перед чаепитием .

Главой дома является авторитарно правящая старшая женщина в роду , она обладает решающим голосом по всем вопросам. Она же управляет деньгами и назначает работу членам семьи . Когда матриарх желает передать дела более молодой родственнице, она отдаёт ей ключи от хранилища , что выражает обретение новой главой ответственности и прав на собственность.

У мосо расширенная семья, в которую входит несколько поколений (прапрародители, прародители, родители, дети, внуки, все со своими сёстрами и братьями). Все они живут в общем доме и спят совместно, индивидуальные спальни есть только у женщин определённого возраста .

Собаки считаются важной частью семьи у мосо, а их поедание строго запрещено, в отличие от других азиатских культур . Это связано с мифом о том, что в древности люди жили 13 лет, а собаки 60, но люди выменяли срок жизни собаки на почитание их . Собак никогда не убивают и не едят, а во время церемонии инициации взрослые мосо молятся перед собаками семьи .

Религия

Религия играет важную роль в жизни мосо, причём верования этого народа соединяют синкретическую религию бон и тибетский буддизм .

Бон

Религия бон является частью культурной жизни мосо на протяжении тысячелетий. Она основана на анимизме , культе предков и поклонении богине-матери .

Основными задачами священников (шаманов) является изгнание духов и помощь духам умерших . Священники пьют алкоголь, чтобы войти в транс и говорить с духами. Так как язык мосо бесписьменный, религиозное писание отсутствует. Все священники — мужчины.

В повседневной жизни, вне ключевых событий (наречение имени ребёнку, церемония совершеннолетия, похороны, праздники, болезни) бон почти не присутствует. Из-за запрета религии бон коммунистическим Китаем, хотя он и отменён в настоящее время, священников осталось очень мало.

Буддизм

Роль буддизма в жизни мосо в последнее время увеличилась. Буддисты этого народа едят мясо. Священники молятся за умерших и предоставляют базовое религиозное и секулярное образование детям и взрослым. Если в семье более одного сына, то одного, скорее всего, отправят в монахи .

У мосо есть свой «живой будда», которого считают реинкарнацией одного из тибетских святых. Обычно он живёт в Лицзяне , но уходит в главный тибетский храм в Юннине на праздники. В большинстве домов над очагом стоит статуя одного из буддийских богов.

Язык

Мосо говорят на бесписьменном диалекте на (также язык мосо ) языка наси , принадлежащего тибето-бирманской языковой подсемье . Письменность разрабатывает, в том числе, Ассоциация культурного развития мосо озера Лухугу.

Современные изменения

Культура мосо много раз подвергалась угрозе уничтожения. Ещё во время правления династии Мин регион захватили хань , после чего мосо восприняли буддизм (однако адаптировали его). Однако в годы развития электричества и автомобильных дорог, а также с распространением в регионе телевидения старшее поколение опасается за сохранность традиционного образа жизни .

Мосо живут в туристически привлекательном регионе, и поток туристов оказывает влияние на культуру мосо. Гостевой брак начинает выступать как оправдание проституции.

Изображение в книгах и фильмах

О мосо было создано множество произведений искусства. Писательница из народа мосо опубликовала несколько автобиографий. Кроме того, было снято множество документальных фильмов.

Литература

  • Hua, Cai. Une société sans père ni mari : les Naxi de Chine , Presses Universitaires de France, 2001.
  • Hua, Cai. A Society Without Fathers or Husbands: The Na of China , New York: Zone Books, 2001.
  • Dashi, Latami (editor). 摩梭社会文化研究论文集 (1960—2005),云南大学出版社,主编:拉他咪达石
  • Namu, Yang Erche; and Christine Mathieu. Leaving Mother Lake: A Girlhood at the Edge of the World, Little, Brown: Boston, 2003, ISBN 0-316-12471-0 , ISBN 978-0-316-12471-3
  • Shih, Chuan-kang. Quest for Harmony: The Moso Traditions of Sexual Union & Family Life . Stanford, 2010.
  • Unhitched: Love, Sex, and Family Values from West Hollywood to Western China . New York: New York University Press, 2011. ISBN 978-0-8147-8382-5 , ISBN 0-8147-8382-1 , ISBN 978-0-8147-8383-2 , ISBN 0-8147-8383-X
  • Stockard, Janice E. Marriage in Culture: Practice and Meaning Across Diverse Societies , Wadsworth and Thomson Learning: Belmont, 2002.
  • Ward, Martha; and Monica Edenstein. A World Full of Women , Pearson: Boston, 2009.
  • Hamon, Raeann R.; and Bron B Ingoldsby (editors). Mate Selection: Across Cultures , Sage Publications: Thousand Oaks, California, 2003.
  • Roland J. Hardenberg. Die Moso (China) im interkulturellen Vergleich : Möglichkeiten und Grenzen des komparativen Ansatzes in der Ethnologie . In : Paideuma , vol. 54 (2008), p. 109—127. ISSN 0078-7809.

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 ноября 2013. 17 декабря 2013 года.
  2. Lugu Lake Mosuo Cultural Development Association (2006). от 17 февраля 2017 на Wayback Machine . Retrieved on: 2011-07-11.
  3. Hua, Cai. A Society without Fathers or Husbands: The Na of China , p. 41. Asti Hustvedt, trans. New York: Zone Books, 2001.
  4. Hua, Cai. A Society without Fathers or Husbands: The Na of China , p. 40. Asti Hustvedt, trans. New York: Zone Books, 2001.
  5. Hua, Cai. A Society without Fathers or Husbands: The Na of China , p. 42. Asti Hustvedt, trans. New York: Zone Books, 2001.
  6. Kingdom of Women: The Matriarchal Mosuo of China (2007, 54 min.) Films for the Humanities and Societies
  7. York, Geoffrey (2004) , , 24 September 2004.
  8. . Дата обращения: 22 ноября 2013. 17 декабря 2013 года.
  9. Lugu Lake Mosuo Cultural Development Association (2006). от 12 января 2018 на Wayback Machine . Retrieved on: 2011-07-10.
  10. Hua, Cai. A Society without Fathers or Husbands: The Na of China. Asti Hustvedt, trans. New York: Zone Books, 2001.
  11. The Ladies of the Lake: A Matriarchal Society (Documentary) , Journeymen Pictures {{ citation }} : |format= требует |url= ( справка ) .
  12. Hua, Cai. A Society without Fathers or Husbands: The Na of China , p. 55. Asti Hustvedt, trans. New York, NY, USA: Zone Books, 2001.
  13. Chuan-Kang Shih. «Genesis of Marriage among the Moso and Empire-Building in Late Imperial China.» In The Journal of Asian Studies 60, no.2 (May 2001):381-412.
  14. Lugu Lake Mosuo Cultural Development Association (2006). от 8 декабря 2013 на Wayback Machine . Retrieved on: 2011-07-14.
  15. Huichao Feng , Jieling Xiao . (англ.) // Sustainability : журнал. — 2020. — 25 December ( vol. 13 , no. 1 ). — P. 1, "Research Context" . — ISSN . 26 января 2022 года.
  16. Ward, Martha, and Monica Edenstein. A World Full of Women . Pearson: Boston, 2009.
  17. Blumenfield, Tami (2009), ( PDF ) , (PDF) из оригинала 20 июля 2011 , Дата обращения: 22 ноября 2013 от 3 августа 2014 на Wayback Machine .
  18. Shih, Chuan-kang. Quest for Harmony . Stanford, Calif., 2010.
  19. Hamon, Raeann R. and Bron B. Ingoldsby (editors). Mate Selection across Cultures , page 232. Thousand Oaks, California: Sage Publications, 2003.
  20. Stockard, Janice E. Marriage in Culture: Practice and Meaning Across Diverse Societies , pages 8, 40. Belmont: Wadsworth and Thomson Learning, 2002.
  21. Mathieu, Christine. A History and Anthropological Study of the Ancient Kingdoms of the Sino-Tibetan Borderland — Naxi and Mosuo , Mellen Studies in Anthropology , Vol. 11, 2003.

Ссылки

  • (archive.org)
  • . CNRS/ADONIS. Дата обращения: 30 апреля 2013. Архивировано из 3 июля 2013 года.
  • , National Geographic Channel (2008)
Источник —

Same as Мосо (народ)