Interested Article - Теория справедливости

«Теория справедливости» ( англ. A Theory of Justice ) — книга американского философа и политолога Джона Ролза . Была впервые выпущена в 1971 году издательством Harvard University Press . В ней философ разрабатывает теорию справедливости с помощью пересмотра классической теории общественного договора Джона Локка , Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта . Для Локка законность политической власти проистекала из добровольного согласия людей, выраженного в виде договора или соглашения между властью и народом . Ролз же поднимает идею общественного договора на более высокий уровень абстракции. Он рассуждает, что люди заинтересованы в увеличении своей и уменьшении общей доли выгоды, полученной из сотрудничества . Для того, чтобы это преодолеть, говорит Ролз, необходимо выработать такие принципы социальной справедливости, которые бы определяли права и обязанности основных институтов общества, и распределяли бы доли выгоды, полученные в результате сотрудничества, по приемлемому для всех принципу . Он поясняет, что принципы справедливости — это то, что люди примут в качестве определяющих принципов при заключении общественного договора. Именно они будут в дальнейшем определять права и обязанности и распределение социальных преимуществ.

Ролз построил гипотетическую мысленную конструкцию, в которой он предполагает, что люди, находясь в исходном положении ( англ. original position ), между собой равны: они не знают своего места в обществе, социального статуса, классового положения. В этой ситуации никто не может изменить что-либо для себя в лучшую сторону, что и определяет исходную ситуацию как честную . Ролз изначально рассматривает индивидов как рационально мыслящих людей, перед которыми стоит задача строительства справедливого общества. Также изначально в этой мысленной конструкции заложено то, что общественные институты, получившиеся в результате такого договора, беспрекословно подчиняются этим принципам справедливости, а люди, в них занятые, строят свои взаимоотношения на честности, то есть на тех условиях, на которые они согласились, будучи равными в исходном положении. Ролз рассуждает, что этот факт дал бы все основания на принятие этих принципов как общепризнанных и универсальных.

Концепция справедливости сквозь призму утилитаризма и интуитивизма

Дж. Ролз видит теорию справедливости как противопоставление утилитаризму и интуитивизму и приводит в своей книге в качестве дополнительной иллюстрации к теории. Он рассуждает следующим образом: утилитаризм предполагает, что общество устроено справедливо в том случае, если основные институты этого общества работают на достижение баланса наибольшего удовлетворения индивидов . С точки зрения утилитаризма это представляется в виде своеобразной схемы: индивид изначально стремится максимизировать собственное благополучие, удовлетворить как можно больше своих желаний, и это означает, что и для общества действуют те же принципы — стремление к реализации системы желаний, которая, в свою очередь, состоит из желаний отдельных индивидов. Другими словами, утилитаризм нацелен на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей . Ролз же не рассматривает эти принципы как справедливые. Он считает, что нельзя компенсировать несчастье отдельно взятого человека абстрактным счастьем общества в целом.

Ролз критикует интуитивизм за безусловность понимания норм морали и этики , в том числе и справедливости. С точки зрения интуитивизма, моральные действия субъекта должны оцениваться на основании их соответствия безусловным правилам долга как добрые или злые сами по себе, а не на основании последствий, к которым эти действия привели . Интуитивизм, по мнению Ролза, не способен установить каких-либо распознаваемых этических критериев, рамки которых удерживали бы нас от ложных суждений или же сверхупрощений .

Два принципа справедливости Дж. Ролза

Ролз предполагает, что индивиды, находясь в исходном положении в рамках гипотетической мыслительной конструкции, согласились бы построить общество, основываясь на следующих принципах :

  1. Каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод совместимых с подобными схемами свобод для других.
  2. Социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:
    1. от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и
    2. доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем.

Ролз обращает наше внимание, что первый принцип должен быть всегда первичен по отношению ко второму: «не могут быть оправданы нарушения основных свобод, защищенных первым принципом, или же компенсация нарушения большими социальными и экономическими преимуществами» . Под основными свободами автор подразумевает политическую свободу (право голосовать на выборах и занимать официальную должность), свобода слова и собраний; свобода совести, свобода мысли; свобода личности, включающая свободу от психологического подавления, физической угрозы и расчленения (целостность человека); право иметь личную собственность и свободу от произвольного ареста и задержания, как то определено правлением закона. Эти свободы должны быть равными .

Поясняя второй принцип, Ролз говорит, что, хотя различия в распределении доходов и власти среди организаций ожидаемо, но необходимо эти доходы и власть использовать для получения преимущества для всего общества; кроме того, должности должны быть доступны всем. Другими словами, неравенство может быть допустимо лишь при условии, если это выгодно всем .

Критика теории справедливости

Либертарианство

Одним из видных представителей современного либертаризма, критикующий теорию справедливости, является Роберт Нозик . В соответствии с его эгалитарским подходом к вопросу о распределительной справедливости, человек обладает правом собственности, как минимум, на себя самого, а также на блага, приобретенные в процессе его трудовой деятельности. Таким образом, теорию перераспределения преимуществ и доходов Ролза он категорически отвергает, называя это равносильным экспроприации .

также критиковал Ролза

Коммунитаризм

Сторонники коммунитаристской этики, в частности, М. Дж. Сэндел, критикуют Ролза за неадекватность его представления о человеческой природе и обществе, на которые опираются его принципы справедливости. Они утверждают, что Ролз трактует человеческую личность в слишком индивидуалистическом понимании отношений индивида и общества . Ролз возразил, что его концепция не претендует на универсальность и всеохватность. Будучи лишь политической концепцией, и имея тем самым ограниченную область применения, она апеллирует к основным политическим, социальным и экономическим институтам, которые несут ответственность в распределении благ .

Примечания

  1. A theory of justice
  2. . state.rin.ru. Дата обращения: 18 ноября 2016. 22 ноября 2016 года.
  3. Джон Ролз. Теория справедливости / Под ред. В.В. Целищева. — Издательство Новосибирского университета, 1995. — ISBN 5-7615-0365-4 .
  4. . diclist.ru. Дата обращения: 18 ноября 2016. (недоступная ссылка)
  5. Артемьева О.В. // РАН. Институт философии. — 2010. — С. 90—114 . 17 мая 2017 года.
  6. Henry Sidgwick. The Methods of Ethics. — 7th. — Hackett Publishing, 1981. — ISBN 978-0-915145-28-7 .
  7. Р. Э. Ахметов. // Вестник ОГУ. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — 2009. — № 7 . — С. 62 . 18 ноября 2017 года.
  8. А. В. Разин. . — Академический проспект, 2006. — С. . — ISBN 5-8291-0709-0 .
  9. Sebastiano Maffettone. Rawls: An Introduction. — Cambridge, UK: Polity Press, 2010. — С. 27. — ISBN 978-0-7456-4651-0 .
  10. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — Культурная революция, 2009. — С. 307—309. — ISBN 978-5-250060-60-8 .
  11. Сол Ньюман. Постанархизм . — М. : РИПОЛ классик, 2022. — С. 177-178. — 208 с. — ISBN 978-5-386-14185-1 .
  12. Макеева Л.Б. . История философии . Дата обращения: 19 ноября 2016. 4 декабря 2016 года.
Источник —

Same as Теория справедливости