Нюрнбергская хроника
- 1 year ago
- 0
- 0
Мосара́бская хро́ника 754 года (сокращённо — Мосарабская хроника ; исп. Crónica mozárabe de 754 ) — анонимная латиноязычная , описывающая события, произошедшие в странах Средиземноморья в 610—754 годах. Получила название по единственно точно установленному факту из биографии её автора и дате составления. Ценный источник по истории Византии , Королевства вестготов и Арабского халифата VII—VIII веков.
«Мосарабская хроника» сохранилась в трёх рукописях. Наиболее старая из них составлена в IX веке. В настоящее время одна её часть находится в Эгертонской коллекции Британской библиотеки ( MS BL — Egerton 1934 ) в Лондоне , другая часть — в библиотеке Королевской академии истории ( MS Madrid, Biblioteca de la Real Academia de la Historia 81 ) в Мадриде . Два других кодекса датируются XIII и XIV веками и хранятся в библиотеках Мадрида и Парижа . Первое печатное издание текста хроники было осуществлено в 1615 году в Памплоне .
Ни одна из дошедших до нашего времени рукописей «Мосарабской хроники» не содержит авторского названия произведения. В двух более поздних рукописях находятся записи, что хроника была написана Исидором, на основании чего её автором долгое время считали епископа Исидора Паценского (или Бежского) . Под названием «Хроника Исидора Паценского» она была издана в составе и Patrologia Latina . Однако в результате дальнейших исследований рукописей было установлено, что записи об авторстве Исидора являются позднейшими интерполяциями , после чего мнение об Исидоре Паценском как составителе хроники стало считаться ошибочным. В качестве альтернативы было предложено название «Испанское продолжение» (варианты — «Испанское продолжение Исидора Севильского» и «Испанское продолжение 754 года» ). Под этим название хроника была опубликована, в том числе, в составе Monumenta Germaniae Historica . Мнение об авторе хроники как о жителе Кордовы привело к появлению изданий этого исторического источника под названием «Хроника Кордовского Анонима» . Современное название — «Мосарабская хроника 754 года» — окончательно закрепилось за этим сочинением после наиболее полного на сегодняшний день критического издания хроники, осуществлённого в 1980 году испанским историком Х. Э. Лопесом Перейрой .
Текст хроники не позволяет однозначно определить, кто был её автором. Точно установлено только то, что он являлся мосарабом — христианином, проживавшим на завоёванных арабами землях Пиренейского полуострова . Сам о себе автор сообщает, что ранее составления хроники он написал ещё одно историческое сочинение, повествующее о гражданской войне в Аль-Андалусе в 742 году. Это произведение не сохранилось .
Некоторое время считалось, что автор хроники жил в Кордове. Однако дальнейшие исследования «Мосарабской хроники» показали, что её создатель наиболее подробно сообщает о событиях, связанных с христианской общиной Толедо . Также, вероятно, автор имел доступ к архивам местной архиепархии , из которых он почерпнул сведения о состоявшихся здесь многочисленных церковных соборах . В настоящее время большинство историков придерживаются мнения, что составитель этого исторического источника жил и работал в Толедо. На основании очень хорошего знания автором литургических вопросов предполагается, что он мог иметь духовный сан .
«Мосарабская хроника» написана на варварский латыни , что свидетельствует об общем упадке классической культуры (в том числе, письменной) в занятых арабами областях Пиренейского полуострова . В то же время, использование автором в своей работе многочисленных документов, большей частью не дошедших до нашего времени, делает хронику одним из наиболее ценных исторических источников по истории Вестготского королевства и Аль-Андалуса .
Хроника начинается с сообщения о провозглашении в 610 году императором Византии Ираклия I . Первые главы посвящены описанию ирано-византийской войны 602—628 годов. С 9-й главы автор начинает включать в своё сочинение сведения об арабских завоеваниях . В 15-й главе впервые упоминаются данные о истории Вестготского королевства: начав изложение происходивших здесь событий с восшествия на престол короля Сисебута , автор «Мосарабской хроники» выступил продолжателем « » Исидора Севильского . В дальнейшем в хронике идёт параллельное изложение истории Византии, Арабского халифата и Королевства вестготов. К концу сочинения основное место в хронике занимают описания событий на Пиренейском полуострове.
«Мосарабская хроника» содержит целый ряд уникальных свидетельств, отсутствующих в других исторических источниках. Среди таких сообщений, данные о строительной деятельности вестготских королей, о проведении Восемнадцатого Толедского собора и сведения о некоторых аспектах внутриполитической ситуации в Вестготском государстве накануне арабского завоевания . «Мосарабская хроника» в более благоприятном свете, чем позднейшие испано-христианские источники (например, « Хроника Альфонсо III »), описывает правление последних королей вестготов, проявляя особую симпатию к королю Витице . Хроника является важным источником по истории первых десятилетий власти арабов на Пиренейском полуострове. В ней подробно излагаются сведения о деятельности , в том числе, об их политике в отношении христианского населения подвластных им территорий . «Мосарабская хроника» содержит наиболее полное из всех раннесредневековых испано-христианских источников описание завоевательных походов мавров против Франкского государства (включая битву при Пуатье ) , и борьбы за влияние в завоёванных землях между арабами и берберами .
На русском языке: