Interested Article - Битва при Муте

Мута (Иордания)
Точка
Мута
Мута, Иордания

Би́тва при Му́те ( араб. غزوة مؤتة ‎) — сражение , произошедшее в августе сентябре 629 года к востоку от южного конца Мёртвого моря между отрядом арабов-мусульман с одной стороны, и объединённым войском византийцев с арабскими христианскими племенами , находившимися на службе у Византийской империи — с другой.

В мусульманской традиции сражение при считается газвой , которая по причине назначения пророком Мухаммедом трёх командиров ( эмиров ) носит название «Войско эмиров» (Джайш аль-умара) или «Экспедиция эмиров» (Баас аль-умара).

Предыстория

Летом 629 года византийский император Ираклий прибыл в Сирию для наведения там порядка после персидской оккупации . В частности, планировалось вернуть в Иерусалим отбитое у персов Древо Креста . Тогда же пророк Мухаммед отправил с аль-Харисом ибн Умайром аль-Азди письмо к царю города (англ.) (Бостры) в Заиорданье с приглашением принять ислам . Бусра в то время признавала власть Византии. В области Балка посол пророка был задержан и убит местным гассанидским правителем (англ.) , также служившим Византии. Аль-Харис ибн Умайр стал единственным убитым послом пророка. В ответ на это открытое пренебрежение международным обычаем, который говорит о неприкосновенности послов , Мухаммед отправил в Балку трёхтысячное войско под командованием Зейда ибн Харисы . Пророк приказал в случае гибели Зейда передать командование к Джафару ибн Абу Талибу , в случае смерти Джафара — к Абдуллаху ибн Равахе , а в случае и его смерти, мусульмане сами выберут командующего среди воинов. Вместе с этим, пророк запретил причинять зло детям, женщинам, старикам и людям, укрывшимся в монастырях , а также наносить вред пальмовым рощам, рубить деревья и разрушать здания. После того как войско дойдёт до места убийства посла , следовало призвать всех жителей к принятию ислама и, в случае выполнения этого условия, прекратить все военные действия.

Зейд ибн-Хариса рассчитывал на внезапность вторжения, однако в оазисе (англ.) его войско неожиданно столкнулось с разведывательным отрядом гассанидов в 50 всадников и вынуждено было дать стремительный бой. Разведчики были смяты, в краткой стычке погиб — брат , однако вести о приближении неприятеля быстро распространились и дали возможность подготовиться к обороне. Для рекогносцировки Шурахбиль ибн Амр выслал навстречу мусульманам другого брата — Вабра, а византийский наместник ( викарий ) Феодор отступил из своей резиденции в Маане (Мухеоне) к городу (англ.) (Ареополь), где собрал значительную армию из византийцев и находившихся на службе у Византии арабов-христиан , среди которых упомянуты племена гассанидов, лахмидов , (англ.) , (англ.) (в их числе — племена , и (англ.) ), а также (англ.) и (англ.) . Предводителем византийских арабов, согласно некоторым сообщениям, был вождь гассанидов Шурахбиль ибн Амр, по другим — (Рафила) из рода племени Балий. Общую численность выступивших на стороне Византии арабов мусульманские источники оценивают в 100 000 человек, причём ибн Исхак насчитывает кроме этих 100 000 арабов ещё и такое же количество византийцев.

Достигнув Маана , мусульмане узнали, что против них выставлены превосходящие силы и долго не решались вступить в сражение. Они простояли двое суток, обсуждая создавшееся положение. Некоторые советовали отступить и просить у Мухаммеда подкрепления, другие же, в том числе и Абдаллах ибн Раваха , настаивали на движении вперёд. Последнее мнение возобладало. Отряд вышел из Маана, намереваясь напасть на византийцев в священный для мусульман день.

Встретившись под Маабом с войском противника, мусульмане отошли к находящемуся неподалёку местечку (англ.) (Мофа), стали там лагерем и принялись готовиться к бою. Согласно « Хронографии » Феофана Исповедника , викарию Феодору о планах мусульманского отряда сообщил некий курайшит по имени Кутава. Византийский наместник узнал от него день и час нападения и, решив упредить мусульман, сам напал на них под Мутой .

Ход сражения

Битва состоялась в месяц джумада аль-авваль 8 года хиджры , то есть между 27 августа и 25 сентября 629 года . Общее руководство силами мусульман осуществлял Зейд ибн Хариса , командующим правым крылом был поставлен Кутба ибн Катада, а левым — Абая ибн Малик.

В начавшейся схватке Зейд ибн Хариса пал шахидом , и знамя перешло в руки Джафара ибн Абу Талиба . От удара меча врага Джафар лишился правой руки и схватил знамя левой рукой. Вскоре он лишился и левой руки, после чего прижимал знамя к груди обеими культями , не опустив его до самой смерти. Принявший после Джафара командование Абдуллах ибн Раваха также пал в борьбе за веру. В то же время, Кутбе ибн Катаде удалось сразить предводителя византийских арабов Малика ибн Зафилу .

После гибели трёх эмиров, знамя командующего по решению воинов было вручено Халиду ибн аль-Валиду . Согласно преданию, пророк Мухаммед в это время находился в Масджид ан-Набави , где излагал сахабам происходящее на поле боя, сообщив в том числе и о мученичестве эмиров. Когда же командование перешло к Халиду ибн аль-Валиду , пророк сказал следующее:

…наконец знамя взял один из мечей Аллаха, и Аллах облегчил победу для мусульман.

(аль-Бухари: 3757, 4262)

К этому времени мусульмане не имели больше возможностей сдерживать натиск противника. Перед тем как начать отступление, Халид ибн аль-Валид перестроил боевые порядки: поменял местами авангард с арьергардом , а правое крыло — с левым. Этой военной хитростью он создал впечатление, что к отряду мусульман прибыли свежие силы и заставил викария Феодора воздержаться от преследования. Таким образом, Халид ибн аль-Валид сумел привести войско в Медину с наименьшими возможными потерями .

Последствия

Узнав об этом сражении, все арабы были повергнуты в изумление и замешательство, поскольку в те времена Византия представляла собой самую могущественную силу на земле, и все жители Аравии считали борьбу с ней равносильной самоубийству. Таким образом, сражение маленького войска, состоявшего всего лишь из трёх тысяч человек, с огромной двухсоттысячной армией и последующее благополучное возвращение этого войска, которое даже не понесло ощутимых потерь, воспринималось не иначе как чудо и доказывало, что мусульмане были людьми нового, неизвестного арабам типа.

Под Мутой двенадцать мусульман стали шахидами . Пророк Мухаммед проливал по ним слёзы, но запретил всякие причитания и наказал родственникам и соседям помогать семьям погибших и три дня варить для них пищу. Сам пророк на протяжении трёх дней посылал еду в дом своего двоюродного брата Джафара и впоследствии принял на себя обязанность по присмотру за его детьми.

Воины ислама стойко сражались против врага при . Халид ибн аль-Валид принял ислам за шесть месяцев до сражения при Муте, во время « умры возмещения» (умрат аль-када) пророка в Мекку и впервые принимал участие в войне в рядах мусульман. За проявленную высокую храбрость в сражении при Муте Халид ибн аль-Валид заслужил от пророка хвалу и удостоился звания Сайфуллах ( Меч Аллаха ). По словам самого Халида ибн аль-Валида, в тот день в его руках сломалось девять мечей, и только широкий йеменский меч остался цел. Участник битвы Абдуллах ибн Умар рассказывал, что он насчитал около пятидесяти ран от меча , стрел и копий на груди шахида Джафара ибн Абу Талиба . Пророк Мухаммед объявил, что за две отрубленные руки Джафар ибн Абу Талиб будет летать в раю на двух крыльях. В связи с этим его стали именовать Джафар ат-Таййар (Летучий Джафар).

В этой битве воины Мухаммеда впервые встретились лицом к лицу с армией одной из самых сильных империй того времени — Византии . Отход с поля битвы и возвращение в Медину расценивается сегодня мусульманами как победа, потому что, несмотря на численное превосходство врага, мусульманский отряд понёс наименьшие возможные потери. Турецкий профессор характеризует это сражение следующими словами:

В битве при Муте мусульмане получили возможность поближе узнать византийскую армию, форму ведения войны, тактику и оружие византийцев. Данный опыт принесёт немалую пользу в последующих сражениях с византийской армией. Наряду с этим, арабы Сирии и Палестины увидели силу веры, отвагу и храбрость мусульман и получили возможность узнать новую религию и её последователей.

Примечания

  1. , p. 67.
  2. , p. 105.
  3. , p. 756—757.
  4. , p. 86.
  5. , p. 79.
  6. Михаил Кривов. . — Litres, 2022-05-15. — 157 с. — ISBN 978-5-04-177495-0 . 13 января 2023 года.
  7. , с. 100.
  8. , с. 97.
  9. , с. 100—101.
  10. . azbyka.ru . Дата обращения: 8 февраля 2023. 8 февраля 2023 года.
  11. , s. 168.

Литература

  • The Early Islamic Conquests. — Princeton University Press, 1981.
  • Buhl, F. "Muʾta" // Bosworth, C. E.; van Donzel, E.; Heinrichs, W. P. & Pellat, Ch. (eds.) / The Encyclopaedia of Islam, Second Edition. Volume VII: Mif–Naz. — Leiden: E. J. Brill, 1993. — P. 756. — ISBN 978-90-04-09419-2 .
  • A Global Chronology of Conflict / Ed. by Spencer C. Tucker. — ABC-CLIO, 2010. — Т. I. — ISBN 978-1851096671 . (англ.)
  • Fayda, Mustafa. Allah'ın Kılıcı Halid Bin Velid. — İstanbul: Çağ Yayınları, 1992. — ISBN 975-778901-1 . (тур.)
  • Kaegi, Walter E. . — Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — ISBN 978-0521411721 . (англ.)
  • Powers, David S. Muhammad Is Not the Father of Any of Your Men: The Making of the Last Prophet. — University of Pennsylvania Press, 2009. — ISBN 978-0812221497 . (англ.)
  • Домановский, Андрей Николаевич. // «Византийская мозаика»: Сборник публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме. Вып. 4 / Ред. С. Б. Сорочан; сост. А. Н. Домановский. — Харьков: Майдан, 2016. — С. 115—158. — (Нартекс. Byzantina Ukrainensia. Supplementum 4). — ISBN 978-966-372-661-8 .
  • Кривов, Михаил Васильевич. // Византийский временник. — М. : Наука, 1979. — Т. 40 . — С. 96—103 .
Источник —

Same as Битва при Муте