Игроки ФК «Палермо»
- 1 year ago
- 0
- 0
Франческо Ланди́ни или Ланди́но ( итал. Francesco Landini , ок. 1325 , Флоренция , по другим данным — Фьезоле — 2 сентября 1397 , Флоренция) — итальянский композитор , поэт и органист . Крупнейший композитор итальянского Ars nova .
Вследствие ошибочного свидетельства Вазари долгое время считался сыном художника (ученика Джотто ). Потерял зрение в 6 лет, переболев оспой. Впоследствии получил прозвище Чьеко (Слепец). Кроме того, современники называли его Francesco degli Organi, так как он виртуозно играл на органе , а также чинил и настраивал органы.
Биографию Ландини передаёт автор двухтомной хроники «Liber de origine civitatis Florentiae et eiusdem famosis civibus» Филиппо Виллани . Согласно этому свидетельству Ландини рано начал заниматься музыкой (сначала петь, а затем играть на струнных инструментах и органе) — «чтобы каким-нибудь утешением облегчить ужас вечной ночи». Музыкальное развитие его шло с чудесной быстротой и изумляло окружающих: он превосходно изучил конструкцию многих инструментов («как если бы видел их очами»), вносил усовершенствования и изобретал новые образцы. С годами Франческо Ландини превзошёл всех своих современников — музыкантов, живших в Италии. Ландини получил разностороннее гуманитарное образование. Он знал грамматику, философию, поэзию, астрологию, учился музыке у флорентийских мастеров.
Несмотря на то, что Ландини ещё даже не был композитором (писать он начал примерно с середины 1360-х), он был коронован в качестве королевского поэта острова Кипр (коронация состоялась в Венеции , в присутствии Петрарки , вероятно, около 1365 года). Жизнь и творчество его прежде всего связаны с Флоренцией, где он служил как священник и работал в должности органиста церкви Сан-Лоренцо , и на его творчестве, воплощающем весь гуманизм, широту и эклектичность того времени, отразились традиции религиозного и светского музицирования.
В 1380-е годы слава Ландини как композитора уже затмила успехи всех его итальянских современников. В так называемом Кодексе из Фаэнцы ( ), составленном в начале XV века, находится 86 инструментальных обработок его пьес для органа, при том что остальные авторы Треченто представлены в этой рукописи в гораздо меньшем количестве .
Известно, что во Флоренции Ландини много общался с поэтами, писал музыку на тексты Франко Саккетти , сам сочинял стихи, принимал участие в философских дискуссиях (среди оппонентов Ландини был, например, Колуччо Салутати ). В этой связи интересен фрагмент из «Райской виллы Альберти» (в России этот философский роман исследовал и переводил А. Н. Веселовский ), в котором содержится как анализ, так и выписки из свидетельств очевидцев. Здесь описаны события, относящиеся, по-видимому, к 1389 году:
В обществе, собравшемся на богатой вилле «Il Paradiso» («Рай»), Ландини находился среди представителей партии пополан , ценителей Данте и итальянской народной поэзии, читал свои латинские стихи в защиту семи свободных искусств , а затем присутствующие пели и плясали под его игру на органе.
В романе упоминаются также имена Бартолино Падуанского и Никколо Перуджийского ( ), что придает повествованию конкретику и достоверность.
Филиппо Виллани (племянник историка Джованни Виллани ) в своей книге «Liber de origine civitatis Florentiae et eiusdem famosis civibus», написанной (на латыни) вскоре после смерти Ландини (1396), характеризовал Ландини как великолепного музыканта, который пел и играл чаще всего на переносном органе (organum), а также на многих других инструментах, среди которых арфа (lyra), ребаб (ribebum, имеется в виду ребек ), limbutum ( лютня ?), гитерн (quintaria), продольная флейта (avena), тибия (tibia). Кроме того, Виллани ссылается на изобретённый Ландини многострунный инструмент (разновидность цитры ?), который он скомбинировал из лютни и кануна (лат. canon) и назвал serena serenarum .
Внучатым племянником Франческо Ландини является влиятельный флорентийский гуманист и философ Кристофоро Ландино .
В некоторых источниках Ландини называют последователем и учеником Якопо Болонского . Однако, поскольку нет данных о пребывании Якопо во Флоренции, не говоря уже об обучении им композиторскому искусству Франческо Ландини, эта версия является маловероятной. Кроме того, флорентийская школа музицирования стояла в те времена особняком. Среди жанров в творчестве Ландини доминирует баллата (на 2 и 3 голоса); есть также мадригалы на 2 и 3 голоса. Примеры остальных жанров единичны:
Кроме того, три мотета Ландини сохранились фрагментарно. Полный список сочинений Ландини (с указанием их современных аудиозаписей) доступен на портале .
В XX и XXI веках произведения Ландини — неотъемлемая часть фестивалей средневековой музыки. Ансамбли старинной музыки часто включают аранжировки композитора в свои программы. Визитной карточкой Ландини в наше время считается двухголосная баллата Ecco la primavera («Вот и весна!»). Среди известных ансамблей, исполнявших музыку Ландини, « Готические голоса », « Микролог », « », « La Reverdie », « Alla Francesca », «L’Arpeggiata».