Interested Article - Д’Индия, Сиджизмондо
- 2020-04-11
- 1
Сиджизмо́ндо д’Индия ( итал. Sigismondo d'India , ок. 1582 , Палермо ? — до 19 апреля 1629 , Модена ) — итальянский композитор , автор преимущественно светских вокальных сочинений в разных жанрах.
Биография
Родился на о. Сицилия . Предположительно, фамилия д’Индия досталась предку Сиджизмондо по названию небольшой реки Индиа в этой местности. О его жизни до 1600 известно мало. Возможно, провел своё детство и юношество в Неаполе, где его наставниками в музыке были композиторы, связанные с академией Фабрицио Джезуальдо. С 1600 по 1609 работал при различных дворах во Флоренции , Мантуе , Неаполе , Риме , в 1610 — в Парме и Пьяченце . В 1611 поступил на службу к герцогу Савойскому в Турине , где оставался до 1623 . Был вынужден уехать из-за политических интриг, направился в Модену, затем в Рим. Есть предположения, что он работал при дворе герцога Баварского . Сведений о дальнейшей его жизни нет.
Творчество
За свою недолгую жизнь Сиджизмондо успел оставить большое творческое наследие: 8 сборников («книг») многоголосных мадригалов , 3 сборника мотетов , 2 сборника вилланелл, 5 сборников под названием «Музыка» (где напечатаны различные сочинения, в том числе одноголосные и инструментальные). Наряду с Монтеверди , стоял у истоков зарождающейся «монодии», которая активно развивавалась, в том числе, во Флорентийской камерате . К началу XVII века в Италии сформировался новый речитативный стиль и новый гомофонно-гармонический склад. Мелодия представляла собой мелодекламацию , выражающую аффекты текста, а сопровождение — цифрованный бас . Сольные мадригалы являются образцами наиболее оригинальной и выразительной музыки Сиджизмондо. Они написаны в речитативном стиле, но композитор сумел преодолеть монотонность своих первых монодий за счет фразировки, «большого дыхания», мелодической выразительности.
Образная сфера светской музыки Сиджизмондо, писавшего на стихи Ф. Петрарки , О. Ринуччини , Дж. Б. Гварини , Дж. Марино и других итальянских поэтов, находится в русле любовной тематики: душевные излияния разлученных влюбленных, горе безответной любви и пр.
Друг, я повержен — прости!
Прости, что нет ничего и в душе.
Увы, увы! Ради неё прошу и беру
Крещения в огненной страсти.
Он открывает свой священный секрет,
А она смеется.
И только смерть покажется счастьем.
Говорю: «О, Небо, я умираю!»
Для наиболее выразительного отображения различных чувств композитор использует соответствующие музыкальные средства: скачки вниз на большие интервалы, полутоновые нисходящие интонации — lamento, тритоны, необычные гармонические последовательности, обильное использование хроматики , диссонансы, выразительные паузы. Подобные приёмы техники композиции передают драматизм высокого уровня, который по своей насыщенности может уступить разве что монтевердиевскому. Сиджизмондо не писал опер, но тенденция к театральному «оформлению» произведений отчетливо прослеживается в последних книгах мадригалов. Все сочинения в этих книгах объединены общим замыслом, одной сюжетной линией. Каждая книга состоит из продуманной последовательности сольных мадригалов, драматических речитативов, арий, обрамленных вступительными и заключительными инструментальными пьесами. Например, в пятой книге мадригалов чередуются серьёзные ариозо богинь Вирту и Дианы, драматические речитативы Дидоны, Ясона, пасторальные арии-канцонетты крестьян.
В музыкальном наследии Сиджизмондо сочетаются стилевые особенности, характерные, с одной стороны, для конца эпохи Возрождения и, с другой,— для раннего барокко . В Первой, Второй и частично в Третьей книгах мадригалов очевидна преемственность (особенно в области хроматической гармонии) с маньеристскими поздними мадригалами Джезуальдо . Перейдя к упрощённому «монодическому» стилю с basso continuo (как, например, в последних восьми мадригалах Третьей книги), Сиджизмондо оставил хроматические эксперименты, а на смену изысканной имитационной полифонии пришла фактура с выраженными мелодическим (голос соло, «моноритмический» вокальный дуэт или терцет) и гармоническим слояии.
Сочинения
Для музыкального театра
- La Zalizura. Dramma in musica testo di Filippo San Martino di Agliè (Турин, 1611—1612, 1618 или 1623)
- La caccia, favola pastorale (Турин, 1620)
- S. Eustachio, dramma sacro (Рим, 1625)
Мадригалы
- Primo libro de’ madrigali a 5 voci (Милан, 1606)
- Secondo libro de’ madrigali a 5 voci (Венеция, 1611)
- Terzo libro de’ madrigali a 5 voci con il suo basso continuato (Венеция, 1615)
- Quarto libro de’ madrigali a 5 voci (Венеция, 1616)
- Quinto libro de’ madrigali a 5 voci (Венеция, 1616)
- Settimo libro de’ madrigali a 5 voci (Рим, 1624)
- Ottavo libro de’ madrigali a 5 voci con basso contuinuo (Рим, 1624)
Другие светские жанры
- Villanelle alla napoletana a 3 voci libro I (Неаполь, 1608)
- Le musiche da cantar solo nel clavicordo, chitarrone, arpa doppia (Милан, 1609)
- Secondo libro delle villanelle alla napolitana a 3-4 voci (Неаполь, 1612)
- Le musiche a 2 voci (Милан, 1615)
- Le musiche… Libro III a 1 e 2 voci (Милан, 1618)
- Le musiche e balli a 4 voci con basso continuo (Венеция, 1621)
- Le musiche… Libro IV (Венеция, 1621)
- Le musiche… Libro V (Венеция, 1623)
Мотеты
- Liber secundus sacrorum concentuum 3-4 voci (Венеция, 1610)
- Liber primus motectorum a 4 voci col basso seguente (Венеция, 1627)
Церковная музыка
- Missa "Dominae clamavi ad te (1626, рукопись)
Утраченные сочинения
- Sesto libro de’ madrigali a 5 voci
Дискография
Возрождению интереса к Сиджизмондо в XX в. положил начало А. М. Волконский , который в 1984 г. записал (с ансамблем «Hoc opus») CD «Le monde étrange de Sigismondo d’India» . Третью книгу мадригалов Сиджизмондо записал английский ансамбль «Consort of Musicke» (с Эммой Кёркби , 1987), первую книгу мадригалов — итальянский ансамбль «La Venexiana» (2001). Тематические подборки его сочинений записывали ансамбли «Elyma» (2008), «Poiesis» (2003), «Concerto vocale» (1990). В последнем приняли участие видные музыканты Рене Якобс , Виландом Кёйкен , Уильям Кристи .
Примечания
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #119343959 // (нем.) — 2012—2016.
- (p) 1985 Lyrinx LYR CD 043.
Литература
- Watkins G. Towards an Opus Ultimum // MRS, x (1980), pp.ix-xxix.
- Joyce J. The Monodies of Sigismondo d’India. Ann Arbor, 1981.
- Watkins G. D’India, the Peripatetic, Con Che Soavitа // Studies in Italian Opera, Song and Dance, 1580—1740, ed. I. Fenlon and T. Carter. Oxford, 1995, pp. 41–72.
- Carter T. Intriguing Laments: Sigismondo d’India, Claudio Monteverdi, and Dido alla parmigiana (1628) // JAMS, xlix (1996), 32-69.
- Garavaglia A. Sigismondo D’India «drammaturgo». Torino, 2005. ISBN 978-88-6040-018-5
Ссылки
- (фрагменты)
- (англ.)
- 2020-04-11
- 1