Interested Article - Туркменизация

Туркмениза́ция ( туркм. Türkmenizasiýa; Türkmenleşdirmek ) — неофициальный термин, используемый для названия национальной политики в современного Туркменистана , направленной на «возрождение древних национальных и культурных ценностей туркменского народа », усиление роли и доминировании туркменского языка и влияния исключительно туркменоязычных кадров в государственном и общественном управлении.

Обзор национальной ситуации

На фоне отказа от советских ценностей, власти продвигают новые, ставя во главу национальные традиции и культ личности первого президента. Установлен тотальный контроль за гражданами, большинство из которых безработны и живут на помощь государства, а государство в свою очередь получает основные доходы от продажи газа в Китай. Политика Гурбангулы Бердымухамедова, как и его предшественника Сапармурата Ниязова, консервирует полицейский произвол, в том числе в отношении мусульман .

Уроженцы страны не титульной нации, преимущественно узбеки живущие в приграничных территориях, не имеют возможности получить гражданство, дающее право на помощь государства, получить образование, выехать из страны, являясь таким образом, людьми второго сорта. Многие из них пытаются сменить национальность в документах, тем более государством такая практика поддерживается. Много туркмен, выехавших из страны для получения образования в других республиках во времена СССР, также остались без гражданства, и часто не могут ни въехать, ни выехать из Туркменистана .

Население мигрирует из страны, и почти единственным местом для законного выезда граждан является Турция. Лишённые гражданства покидают страну нелегально , поскольку в Туркменистане для них ситуация невыносима.

Предыстория

Во времена СССР в республике проживало много [ сколько? ] нетуркменского ( узбеки , русские , украинцы , белорусы , немцы , евреи , корейцы , армяне , азербайджанцы ) населения. Политика «туркменизации» началась в Туркменистане с приходом к власти в этой стране туркменбаши Сапармурата Ниязова в 1985 году, но усилилась после избрания его президентом республики и независимостью Туркменистана в 1991 году.

На всём протяжении 1990-х годов политика президента Сапармурата Ниязова была направлена на «возрождении туркменского народа». В рамках политики из государственных должностей были в основном уволены нетуркменские кадры. Это относится также к йомудам и теке , поскольку они не позиционируются как туркмены. Национальность является ключом к получению должности, а значит, и к возможности распределения товаров и денег. Данные о национальном составе, как и других областях сведений о Туркменистане, считается независимыми экспертами, недостоверны и фальсифицированы .

Смена руководящих должностей на туркмен вызвало значительные трудности, поскольку туркменская интеллигенция была малочисленна. До этого многие важные должности были заняты интеллигенцией из армян, узбеков и русских, игравших большую роль в культуре, науке, обеспечении системы управления и функционировании силовых структур, что позитивно отражалось на состоянии дел в республике. До 1948 года в Ашхабаде проживало, например, так много армян, что он считался армянским городом .

«Туркменизация» в религии

У входа в каждую мечеть, православную церковь и храм стало обязательным демонстрация флага Туркменистана , цитат Сапармурата Ниязова и его портреты, а также копии Рухнамы . Верующим рекомендовалось у входа в эти учреждения прикоснуться или поцеловать копию Рухнамы. Узбекоязычным исламским священнослужителям был наложен запрет на работу в любых мечетях, кладбищах и других святых местах, а также использовать в своих проповедях узбекский язык. Проповеди священнослужителей должны произноситься на туркменском языке. Допускалось использование арабского языка исключительно в качестве языка намаза и азана .

Переименование топонимов

В рамках туркменизации, были проведены переименования населённых пунктов и областей. Так Ташаузская область («Ташауз» переводится с узбекского языка как каменный хауз ): сначала она стала Дашховузским велаятом , затем — Дашогузским велаятом , в честь огузов , считающихся прародителями современных туркмен. Чарджоуская область была переименована в Лебапский велаят , Красноводская область — в Балканский велаят , Ашхабадская область — в Ахалский велаят . Не переименованным (если не считать замену «области» на « велаят ») остался лишь Марыйский велаят . Также изменил название ряд населённых пунктов, чьи названия не соответствовали новой идеологии, наиболее значимые среди которых — Красноводск (теперь Туркменбашы ), Ташауз (сначала переименован в Дашховуз, сейчас Дашогуз ), Чарджоу (теперь Туркменабад ). Были произведены и другие переименования .

Последствия туркменизации

Туркменистан, лишённый ценных кадров, и сосредоточенный на административно-казённом поддержании статуса и удержании населения от выезда, стал испытывать большие трудности с экономикой. Несмотря на отказ от бесплатного бензина и газа, сокращения отпуска товаров по госцене, в стране развернулся экономический кризис на фоне товарного дефицита .

Примечания

  1. (рус.) . Алиф ТВ - телеканал о жизни мусульман (26 мая 2019). Дата обращения: 24 декабря 2020. 25 ноября 2020 года.
  2. . Вечерний Бишкек . Дата обращения: 24 декабря 2020. 8 марта 2021 года.
  3. Андрей Казанцев. . russiancouncil.ru . Дата обращения: 24 декабря 2020. 13 февраля 2021 года.
  4. . ВЗГЛЯД.РУ . Дата обращения: 24 декабря 2020. 30 ноября 2020 года.
Источник —

Same as Туркменизация