Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель
- 1 year ago
- 0
- 0
Мадонна ( итал. Madonna , сокращение от итал. Mia Donna, Nostra Donna — Мадонна) — традиционное для итальянской католической культуры титулование Девы Марии , Матери Иисуса Христа ( лат. Mater Domini ) .
В истории изобразительного искусства традиционная иконография , представляющая изображение Девы Марии , чаще с Младенцем Иисусом , в отдельных случаях с Иоанном Крестителем , Святой Анной , Святым Иосифом («Святое семейство») либо с «избранными святыми» — так называемое Святое Собеседование .
В искусстве стран Западной Европы образ Мадонны, или Девы Марии, складывался на основе византийских традиций и значительно позднее образов Иисуса Христа (Св. Мандилиона и Ахиропиита). Наиболее ранние образцы IV—V веков c изображениями сидящей на троне Девы с Младенцем на руках восходят к древнейшим культам египетской богини Исиды , распространённым в императорском Риме . Во время мистерий в храме, расположенном на Эсквилине ( лат. Collis Isaeum — Холм Исиды), к статуе сидящей на троне Исиды с младенцем Гором на руках обращались «Моя Госпожа». Наиболее раннее изображение Марии с младенцем Христом найдено в римских катакомбах Присциллы .
Догмат о почитании Девы был принят только в 431 году на III Вселенском соборе в Эфесе . Поскольку в Евангелиях мало сообщается о земной жизни Девы Марии художники обращались главным образом к апокрифам . Значительное влияние на западноевропейскую иконографию Девы Марии имело формирование куртуазной культуры Средневековья. Так, например, во Франции XIII века появилось новое именование Богоматери — «Нотр-Дам» ( фр. Notre-Dame — Наша Дама, Владычица Наша) .
В XII—XIII веках в результате борьбы с несторианами (отрицавшими роль Марии как «Богородицы») разнообразные изображения Мадонны стали сопровождать надписями: «Мария, Матерь Божия» (лат. Maria Mater Dei), «Святая родительница Божия» (лат. Sancta Dei Genetrix).
Художники средневековой Италии при создании Мадонн долгое время следовали византийским образцам — иконам с изображением Богородицы . Концом X века датируется первое скульптурное изображение Мадонны, выполненное на севере Европы, — « ». С началом Крестовых походов на юге Европы получили распространение чёрноликие мадонны . В эпоху Возрождения стали появляться станковые картины с изображениями Мадонны с Младенцем в образах типичных молодых итальянок в современных костюмах на фоне природы (« Мадонна в зелени », « Мадонна со щеглом », « Прекрасная садовница »). Большие циклы «мадонн» создавали Джованни Беллини , Мантенья , Перуджино и Рафаэль Санти с учениками (см. Мадонны Рафаэля ).