Вале́рий Алекса́ндрович Подоро́га
(
15 сентября
1946
,
Москва
—
9 августа
2020
, там же, Москва
) — советский и российский философ-антрополог, художественный критик, преподаватель.
Доктор философских наук
(1992), профессор. Заведующий сектором аналитической антропологии
Института философии РАН
. Профессор
РГГУ
. Лауреат
Премии Андрея Белого
.
Биография
Родился
15 сентября
1946 года
в
Москве
.
В 1970 году окончил
философский факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова
, в 1974 году —
аспирантуру
Института философии АН СССР
.
В 1979 году защитил
диссертацию
на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Критический анализ философии языка
Т. В. Адорно
» (специальность 09.00.03 — история философии)
.
В 1992 году в
Институте философии РАН
защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Выражение и смысл: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX веков.
С. Кьеркегор
,
Ф. Ницше
,
М. Хайдеггер
» (специальность 09.00.03 — история философии)
.
В 1994—1995 годах —
приглашённый профессор
научно-гуманитарного центра в Северной Каролине,
Корнеллского университета
,
Дюкского университета
(США);
Страсбургского университета
(Франция);
Лейпцигского университета
(Германия).
Похоронен на
Троекуровском кладбище
в Москве (уч. 7a)
.
Научная деятельность
Разрабатывал тему постмодернизма в философии. Один из крупнейших русских философов-постмодернистов. В. А. Подорога, был хорошо известен не только в России, но и за рубежом.
За свою долгую работу в Институте философии РАН создал более двадцати монографий, посвящённых современной западной мысли, русской литературе, кино и феномену телесности. Все его исследования проводились в рамках аналитической антропологии — разработанной им оригинальной исследовательской программы изучения произведения. Среди его значимых работ «Метафизика ландшафта» (1993, 2013), «Мимесис» (2006, 2011), «Вопрос о вещи» (2016), «Антропограммы» (2017), двухтомника «Второй экран» (2017, 2020).
Многие годы занимался активной лекционно-преподавательской работой, под его научным руководством прошли многие аспиранты, ставших впоследствии кандидатами и докторами наук. Будучи руководителем сектора внёс существенный вклад в развитие научных связей Института философии с ведущими университетами Европы и США.
Сочинения
-
Проблема языка в негативной философии Т. В. Адорно, 1979
-
Философская ситуация в ФРГ и современный «неомарксизм», 1981
-
Проблемы философии культуры в трудах В. Беньямина, 1981
-
Законы и методы «негативной диалектики» Т. В. Адорно, 1981
-
Темы философии культуры в творчестве В. Беньямина, 1981
-
Политические науки: методология исследований, 1982.
-
Философия, политика, культура, 1982
-
Власть и культура. Проблема власти в современной философии Франции, 1983.
-
Марксистская философия во Франции
-
Функция языка в автобиографическом анализе. Пример М. Пруста, 1984.
-
Фундаментальная антропология М. Хайдеггера XX столетия, 1986.
-
Ф. Ницше и стратегия пограничной философии, 1986.
-
Проблема «косвенного общения». Опыт анализа произведения С. Киркегора «Страх и трепет», 1987
-
Мир без сознания. Проблема телесности в философии Ф. Ницше, 1989.
-
Власть и познание. Археологический поиск М. Фуко, 1989.
-
Власть: голос и письмо. печ. Тоталитаризм как исторический феномен, 1989.
-
Театр без маски. Попытка философского комментария, 1990.
-
Художник и власть. (Дискуссия), 1990.
-
Евнух души. Позиции чтения и мир Платонова, 1990.
-
Евнух души. Позиции чтения и мир Платонова (расширенный вариант), 1991
-
Тоталитаризм — феномен XX века ? 1990
-
Бессознательное власти // Бюрократия и общество, 1991
-
Метафизика явления. Заметки о прозе М. Пруста
-
Третья возможность метафизики
-
Знаки власти, 1991
-
Erectio. Геология языка и философия М. Хайдеггера, 1991.
-
Массы в пространствах тоталитарной архитектуры и кино, 1992
-
Эротика и порнография, советская реальность, миф «третьего пола» и другие проблемы. (Дискуссия), 1992
-
Феномен города и философия истории XIX столетия. «Труд о пассажах» В. Беньямина, 1991
-
Философия по краям. (Беседа с А. Ивановым и М. Ямпольским), 1994.
-
Человек без кожи. Материалы к исследованию литературы Ф. Достоевского
-
Лицо Других. Размышления о кинообразах М. Михальчука
-
Non-stop интервью, 1993
-
Феномен власти. (Беседа), 1993
-
Философское произведение как событие // «Вопросы философии», 1993, № 3.
-
Начало в пространстве мысли М. Мамардашвили и М. Пруст: // Конгениаьность мысли. О философе М. Мамардашвили.
-
К вопросу о мерцании мира, 1993
-
Метафизика ландшафта, 1993
-
Значение подписи. (С. Эйзенштейн. Второй экран и кинематограф насилия),1993
-
Лицо. Правила раскроя. (С. Эйзенштейн. Второй экран и кинематограф насилия), 1994
-
Зеркальная подпорка (С. Эйзенштейн. Второй экран и кинематограф насилия), 1994.
-
Ф. Кафка. Конструкция сновидения,1994
-
-
Россия. XX век. Власть, 1994
-
Простирание или география «русской души», 1994.
-
Введение в публикацию фрагментов книги М. Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы»,1994
-
Звуки-каннибалы. Заметки о Ф. Кафке, 1995
-
«Бунт против Отца».(С. Эйзенштейн. Второй экран и кинематограф насилия), 1996
-
Карта, учитель, стиль, 1995
-
Выражение и смысл, 1995
-
Феноменология тела, 1995
-
Событие: «Бог мертв» Материалы семинара: Мишель Фуко и философия, 1996
-
Ночь и день. Миры Декарта и Жоржа де Ла Тура
-
Словарь аналитической антропологии, 1999
-
Петербургский текст. Молох и Хрусталев, 2000
-
-
Авто-био-графия, сборник, 2001
-
Закон и суд, 2003
-
-
-
Культура и реальность. Заметки на полях, 2005
-
Мимесис, 2006
-
Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше, 2013.
-
Вопрос о вещи: Опыты по аналитической антропологии, 2016.
-
«Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия». Т. 1: Зеркальная подпорка. Материалы к психобиографии, 2017.
-
Время после. Освенцим и ГУЛАГ. Мыслить абсолютное зло. Серия: «KAIROS», 2017.
-
Антропрограммы. Опыт самокритики. С приложением дискуссии, 2017.
-
Рождение двойника. План и время в литературе Ф. Достоевского. Серия: «МИМЕСИС», 2018.
-
Nature Morte. Строй и литература произведения Николая Гоголя. Серия: «МИМЕСИС», 2018.
-
Литература как самопознание. Опыт Андрея Белого. Серия: «МИМЕСИС», 2020.
-
Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Том 2: Прототело. Фрагменты визуальной антропологии, 2020.
Известные ученики
Примечания
-
от 29 октября 2020 на
Wayback Machine
//
Colta.ru
-
↑
Podoroga, Valerij Aleksandrovič //
-
(неопр.)
. Дата обращения: 10 августа 2020.
29 ноября 2020 года.
-
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка с 16-05-2013 [3899 дней])
-
«Премия Андрея Белого присуждена за тексты в книгах „Мастерская визуальной антропологии“ и „Тетради по аналитической антропологии. Авто-био-графия“, открывающие новые возможности синтеза поисков современной западной философии с традициями русского философствования»
(
).
-
-
Подорога, Валерий Александрович. Критический анализ философии языка Т. В. Адорно : диссертация … канд. филос. наук : 09.00.03. — Москва, 1979. — 178 с.
-
Подорога, Валерий Александрович. Критический анализ философии языка Т. В. Адорно: Автореф. дис. … канд. филос. наук : (09.00.03). — Москва : [б. и.], 1979. — 22 с.
-
-
Подорога, Валерий Александрович. Выражение и смысл. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX в.: автореф. дис. … д-ра филос. наук : 09.00.03 / Акад. наук СССР. Ин-т философии. — Москва, 1991. — 26 с.
-
Подорога, Валерий Александрович. Выражение и смысл: Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв., С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер: дисс. … д-ра филос. наук : 09.00.03 / Акад. наук СССР. Ин-т философии. — Москва, 1992. — 353 с.
-
(неопр.)
.
www.moscow-tombs.ru
. Дата обращения: 21 июня 2021.
24 июня 2021 года.
Ссылки
|
Поэзия
|
|
Проза
|
|
Гуманитарные
исследования
|
|
За заслуги перед
литературой
|
|
Литературные проекты
и критика
|
|
Перевод
|
|
*
отказались от премии
|
|
Проект года
|
|
Молодой художник года
|
|
Медиа-проект года
|
|
Приз зрителей за лучшее художественное произведение
|
|
Научная работа. История и теория современного искусства
|
|
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|