Interested Article - Годзан

Годзан ( яп. 五山制度 Годзан сэйдо , «Система пяти гор») , Годзан дзиссэцу ( яп. 五山十刹 Годзан дзиссэцу сэйдо , «Система пяти гор и десяти храмов») — система поддерживаемых государством буддийских монастырских центров школы Чань (яп. Дзэн) . Впервые возникает в Китае при династии Южная Сун (1127—1279). Позднее повторена в Японии в период Камакура (1185—1333) . Получила развитие в период Муромати (1333—1573) , когда оформляется в иерархическую систему храмов из 3 уровней от высшего к низшему: годзан ( яп. 五山 «пять гор» ) , дзиссэцу ( яп. 十刹 «десять храмов» ) (также дзиссацу) и сёдзан ( яп. 諸山 «множество гор» ) . Японская система годзан объединяла в основном обители школы Риндзай . Монастыри годзан стали центрами культурной жизни. В рамках культуры возникли такие явления как искусство и литература годзан бунгаку .

Система ушань в Китае

Концепция «пяти гор» берет свое начало ещё в раннем индийском буддизме. «Пятью горами» называли 5 главных монастырей в Раджагрихе , столице государства Магадха , где родился Будда Шакьямуни .

В конце XII в. с целю контроля над растущей мощью чаньских институций династией Южная Сун создается система ушань («пять гор»), включавшая 5 важнейших монастырей Чань в провинциях Ханчжоу и Минчжоу, над которыми назначался верховный иерарх. В число ушань входили: Цзиншань, Юньиньшань, Тяньтуншань, Цзинцышань и Юйваншань . Ниже рангом были шича — 10 более мелких храмов . Концепция ушань, вероятно, испытала влияние даосизма , где существовала идея о священных «пяти вершинах» уюэ ( кит. 五岳 ), а также китайской нумерологии , где число 5 считалось благоприятным .

История в Японии

Хотя сёгуны Минамото и первые сиккэны Ходзё и поддерживали основателя школы Риндзай Эйсая , Дзэн интересовал их только c точки зрения обрядовости как очередное эзотерическое учение . Первым сиккэном из дома Ходзё, на которого Дзэн оказал действительно большое влияние, стал Ходзё Токиёри , активно вникавший в дзэнские концепции и покровительствовавший китайским монахам-эмигрантам. Токиёри интересовался Дзэн в основном руководствуясь духовными мотивами, однако его преемники обратили внимание на возможность использовать учение в практических целях: распространение Дзэн среди самураев должно было способствовать превращению Камакуры в подобный Киото центр интеллектуальной жизни. Вдобавок к этому новое учение не ассоциировалось со старыми школами, которые находились под покровительством столичной аристократии . В 1294 г. сиккэн Ходзё Садатоки ввел ряд правил для дзэнских монастырей, в частности, требовавших наличия лицензии у монахов.

В 1299 году камакурский монастырь впервые упоминается как одна из «пяти гор» («годзан»), а в 1308 г. монастырь называется «главной из пяти гор». Первым монастырем в Киото, причисленным к годзан, становится обратившийся в дзэн при императоре Камэяма Нандзэндзи . При Ходзё складываются также 2-й и 3-й уровни иерархии — храмы дзиссэцу («десять храмов») и сёдзан («множество гор»). Хотя вторая крупнейшая дзэнская школа Сото , и была представлена в системе несколькими храмами, в основном все обители принадлежали к школе Риндзай. В правление императора Го-Дайго , после падения первого сёгуната, центр системы годзан перемещается из бывшей сёгунской столицы Камакура в Киото. Были добавлены 5 столичных монастырей, при этом тесно связанному с императорским домом Дайтокудзи был присвоен высший статус "тэнка дайити" ( яп. 天下第一 , "первый в стране") . Дайтокудзи будет исключен из числа годзан после создания сёгуната Асикага .

Окончательное оформление системы годзан дзиссэцу происходит при сёгунах Асикага. Создание ставки сёгуна в Киото способствовало закреплению первенства местных монастырей и подчиненных им храмов в рамках системы годзан дзиссэцу . В 1342 г. сёгун Асикага Такаудзи и его брат официально закрепляют первенство в иерархии за киотские монастырями . В 1386 г. ранги годзан и дзиссэцу присваиваются всем дзэнским монастырям в Киото и Камакура: по 5 годзан и 10 дзиссэцу в каждом городе. Главным над всеми институциями был поставлен киотский монастырь Нандзэндзи .

Состав

На вершине иерархии годзан дзиссэцу находился расположенный в Киото монастырь Нандзэндзи ( яп. 南禅寺 ) .

В отличие от Китая, в Японии ранг годзан имели 10 монастырей :

Монастыри годзан
Ранг Город Гора Год основания Основатель
( яп. 天龍寺 ) 1 Киото Рэйкидзан 1339 Мусо Сосэки
( яп. 相国寺 ) 2 Киото Маннэндзан 1382
( яп. 建仁寺 ) 3 Киото Тодзан 1202 Мёан Эйсай
Тофукудзи ( яп. 東福寺 ) 4 Киото Энитидзан 1236 Энни
( яп. 万寿寺 ) 5 Киото Сёдзан 1096 император Сиракава
( яп. 建長寺 ) 1 Камакура Кофукусан 1253
( яп. 円覚寺 ) 2 Камакура Дзуйрокусан 1282 Усюэ Цзуюань (яп. Мугаку Согэн)
( яп. 寿福寺 ) 3 Камакура Кикокусан 1200 Мёан Эйсай
( яп. 浄智寺 ) 4 Камакура Кимпосан 1281 , ,
( яп. 浄妙寺 ) 5 Камакура Токасан 1257

Кроме того, каждый из годзан имел в подчинении сеть филиалов мацудзи ( яп. 末寺 ) общим число около 5000 к началу XIV в. Вокруг крупных монастырей появлялись небольшие мемориальные храмы таттю ( яп. 塔頭 ) . Изначально таттю были личными скитами заслуженным подвижников, которым дозволялось не спать в общих комнатах. После смерти такого подвижника на месте скита возникал небольшой храм, куда помещался прах скончавшегося священника. К XVI в. при монастырях 1-го ранга могло быть от 20 до 30 таттю .

Дзиссэцу и сёдзан также соотносились с определёнными годзан. При этом для сдерживания роста последних в разное время вводились ограничения на число монахов и входящих в юрисдикцию более мелких храмов: до 300—500 монахов в самом годзан, до 100 человек в дзиссэцу и до 50 монахов сёдзан .

Храмов категории дзиссэцу в 1386 г. насчитывалось в общей сложности 20:

Сёгуны Асикага часто присваивали ранг дзиссэцу крупным провинциальным храмам . Из-за этого к началу XV в. система дзиссэцу разрослась до 46 храмов .

На низшем уровне иерархии располагались храмы сёдзан. Присвоение этого звания также, как и в случае с дзиссэцу, было средством награждения провинциальных воинских домов и монахов и выражения расположения сёгуна . Всего к середине XV в. в Японии насчитывалось около 250 сёдзан .

Управление

Оба сёгуната уделяли значительное внимание религиозному управлению в целом и годзан в частности в своей законодательной деятельности. В основном она преследовала целью ограничение роста монастырей и предотвращение превращения их в политическую и военную силу. Сиккэны Ходзё трижды издавали своды запретов для Камакура годзан (1294, 1303, 1327 гг.). Практику периодического издания монастырских кодексов продолжили сёгуны Асикага. Годзан уделялось большое значение в своде законов и дополнявших его комментариев цукайхо .

При сиккэнах Ходзё и сёгуне Асикага Такаудзи надзор за системой годзан, как и за всеми дзэнскими монастырями, осуществлял чиновник бакуфу, называемый дзикэ гёдзи ( яп. 寺家行事 ) , или дзэнрицугата ( яп. 禅律方 , «уполномоченный по делам школ дзэн и рицу») .

В 1379 г. сёгун Асикага Ёсимицу передал контроль от чиновников монахам, назначив ученика Мусо Сосэки, на должность сороку. Таким образом сёгун давал понять, что считает годзан достаточно созревшей структурой для самоконтроля. С 1383 г. должность получал настоятель таттю Рокуонъин в . Хотя формально сороку подчинялись все дзэнские монастыри в стране, фактически он имел влияние только на годзан, причем в основном на храмы и монастыри в Киото. В обязанности сороку входило предлагать бакуфу кандидатуры настоятелей монастырей, собирать плату за назначения на должности (от 5 каммон (традиционная денежная единица) для настоятелей сёдзан до 50 каммон для настоятеля Нандзэндзи), а также следить за исполнением распоряжений правительства в дзэнских институциях. При этом власть сороку значительно ограничивалась автономией отдельных монастырей и возможностью их контактировать с бакуфу напрямую .

Формально предполагалось, что монастыри годзан являются «открытыми храмами» — дзиппосацу, то есть настоятелем мог стать абсолютно любой достойный монах из кандидатур, выбранных сороку, вне зависимости от линии преемственности дхармы (каждый дзэнский подвижник «наследует» дхарму своего учителя — таким образом в дзэн формируются школы и направления, обладающие преемственностью внутри самих себя). На практике же настоятелями Нандзэндзи, Кэнниндзи, Энгакудзи и большей части Камакура годзан становились представители определённых, «годзанских» линий преемственности. В то же время некоторые годзан и многие дзиссэцу были «закрытыми» (цутиэн), превратившись в вотчины конкретных линий и школ .

Культура годзан

В эпоху доминирования китайской культуры в период Муромати монастыри и храмы системы Годзан дзиссэцу становятся крупнейшими центрами культурной жизни. Китайское происхождение Дзэн и администрирование монахами внешней торговли с Китаем обусловили огромное влияние китайской культуры на жизнь монастырей. Монахи с детства изучали китайский язык, историю и неоконфуцианскую философию . К этому добавлялись изучение основ китайского и японского стихосложения . Кроме литературы, в монастырях появляется и искусство , преобладающей формой которого становится суйбокуга — монохромная пейзажная живопись тушью, основными жанрами которой были пейзажи ( сансуйга ( яп. 山水画 ) ), картины с эпизодами из жизни знаменитых китайских мастеров чань ( ( яп. 道釈画 ) ), портреты японских мастеров дзэн ( ( яп. 頂相 ) ), а также изображения растений и птиц ( катёга ( яп. 花鳥画 ) ).

Галерея

Примечания

  1. Steiner, E. Zen-life: Ikkyu and Beyond. — Cambridge Scholars Publishing, 2014. — С. 35.
  2. Steiner, E. Zen-life. — С. 36.
  3. Steiner, E. Zen-life. — С. 30.
  4. Collcutt, M. . — Harvard University Press, 1981. — С. 58.
  5. Collcutt, M. Five Mountains. — С. 60—61.
  6. Collcutt, M. Zen and the gozan // The Cambridge History of Japan, Vol 3: Medieval Japan. — 6th ed. — New York: Cambridge University Press, 2006. — С. 598. — ISBN 9780521223546 .
  7. Steiner, E. Zen-life. — С. 35.
  8. Collcutt, M. Zen and the gozan. — С. 600. — ISBN 9781443862875 .
  9. Steiner, E. Zen-life. — С. 35—36.
  10. Gozan // Iwanami Nihonshi Jiten.
  11. Steiner, E. Zen-life. — С. 37.
  12. Collcutt, M. Zen and the gozan. — С. 606.
  13. Collcutt, M. Zen and the gozan. — С. 608.
  14. Collcutt, M. Zen and the gozan. — С. 603.
  15. Collcutt, M,. Zen and the gozan. — С. 607.
  16. Collcutt, M. Zen and the gozan. — С. 604.
  17. Collcutt, M. Zen and the gozan. — С. 605.
  18. Arntzen, S. Literature of medieval Zen temples: Gozan (Five Mountains) and Ikkyu Sojun // The Cambridge History of Japanese Literature. — 2016. — С. 312 .

Литература

  • Arntzen, S. Literature of medieval Zen temples: Gozan (Five Mountains) and Ikkyu Sojun // The Cambridge History of Japanese Literature. — Cambridge: Cambridge University Press , 2016. — pp. 311—317.
  • Collcutt, M. Five Mountains: The Rinzai Zen Monastic Institution in Medieval Japan. — Harvard University Press , 1981. — 399 p.
  • Collcutt, M. Zen and the gozan // The Cambridge History of Japan, Vol 3: Medieval Japan. — New York: Cambridge University Press , 2006. — 6th ed. — pp. 583—653.
  • Iwanami Nihonshi Jiten (岩波日本史辞典), CD-Rom Version. Iwanami Shoten, 1999—2001 (in Japanese)
  • Steiner, E. Zen-life: Ikkyu and beyond. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014. — 449 p.
Источник —

Same as Годзан