Дзин Кадзама
- 1 year ago
- 0
- 0
Сёдзин рёри ( яп. 精進料理 , «кухня, которая улучшает суждения») — японская буддийская вегетарианская кухня , созданная в XIII веке Догэном , основателем дзэнской школы сото . Возникла в буддийской монашеской среде под влиянием доктрины о непричинении вреда живым существам ( ахимса ), а также в связи с вытекающим из неё запретом на использование в пищу мяса , распространившимся в школах буддизма махаяны .
Изначально блюда сёдзин рёри готовились из овощей , бобовых и злаковых , которые в качестве подаяния получали от мирян буддийские монахи. Важной составляющей этой вегетарианской кухни являются соевые продукты, богатые растительными протеинами : тофу — соевый творог, абура-агэ — жареный тофу, юба — тонкая пленка-пенка, натто — перебродившие бобы. Также используются грибы, морские водоросли, кунжут, орехи, овощи, рис . Блюда не содержат ингредиентов животного происхождения и «пяти острых кореньев» — чеснока, репчатого лука, лука-порея, зеленого лука и лука-шалота (считается, что они способствуют возникновению гнева и сексуального возбуждения ). Монашеская кухня была безотходной. Например, овощной бульон готовился из кожуры и обрезков, оставшихся от приготовления других блюд . Меню сёдзин рёри варьировалось в зависимости от сезона. Весной особое внимание уделялось появившимся росткам, летом — зеленым растениям и листьям, осенью — фруктам и орехам, зимой — кореньям, согревающим организм .
Сёдзин рёри подавались во время траурных церемоний и буддийских ритуалов .
В IX веке обычай китайского чаепития распространился в буддийских монастырях японской школы Тэндай ; в XVI веке японская чайная церемония (тядо — «путь чая») приобрела свой классический вид . Пить «густой чай» натощак издавно считалось вредным. Поэтому, чаепитию предшествовало особое угощение, отличавшееся простотой, безыскусностью, которое согревало желудок и получило название «кайсэки» (букв. «горячий камень»). Ассортимент закусок, подаваемый перед чаепитием, восходил к набору вегетарианских блюд, которые готовили монахи в дзэн-буддийских монастырях. Процесс угощения должен был создать у гостей настроение, требуемое для чайной церемонии . Набор блюд угощения-кайсэки составлялся по схеме: «один суп — три дополнительных блюда» (итидзю — сансай), последние были трех видов: салаты, что-нибудь сваренное, жаренная пища . В традиционной японской кухне того времени глагол «жарить» (яку) предполагал действие, близкое к современному жарению на гриле, на углях, но не на масле и не в масле .
![]() |
Это
заготовка статьи
о
буддизме
. Помогите Википедии, дополнив её.
|