Interested Article - Ислам в Таджикистане

Центральная соборная мечеть Душанбе

Ислам в Таджикистане является самой распространенной религией . В 2009 году Высшее Собрание Таджикистана проголосовало за признание ислама в трактовке Ханафитского мазхаба официальной религией . Под данным Госдепартамента США в 2009 году 99 % населения Таджикистана были мусульманами (95 % − сунниты , 5 % − шииты и некоторое количество суфиев ) . Мусульманское духовенство Таджикистана находится под жестким постоянным контролем государственной власти.

История

Ранняя история

Ислам был привезен в Центральную Азию арабами -проповедниками в VII веке. С этого времени ислам стал неотъемлемой частью таджикской культуры. Государство Саманидов в IX−X веках стало центром исламо- персидской культуры. Исмаил Самани , который считается отцом таджикской нации, способствовал миссионерской деятельности мусульман в регионе.

Советская эпоха

До 1929 года официальная политика Советского государства в отношении ислама была наиболее благоприятной по сравнению с линией, проводившейся в отношении иных исповеданий и религиозных групп . Разрешалась деятельность религиозных судов, решавших дела по шариату , постольку, поскольку его нормы не противоречили советским законам. В 1921 году ЦИК Туркестанской АССР издал «Положение о судах казиев», которым устанавливалось, что в первой инстанции дело рассматривает единоличный казий , апелляцию — съезд казиев (3 — 5 человек), а кассацией служил Президиум исполкома . При этом суды казиев были жестко подчинены советским органам: они ежемесячно отчитывались о своей работе перед областным судом, сдавали дважды в месяц поступавшие к ним госпошлину и судебные сборы, а прокуратура и облсуд могли в порядке контроля истребовать у казиев любое дело .

С начала 1923 года началось закрытие религиозных школы округа. Муллы приступили к открытию подпольных школ, начали агитацию за открытие религиозных школ, организуют отправку писем от имени верующих в центральные государственные и партийные органы. Во второй половине 1920-х годов усилились давление и пропаганда, направленные против всех религиозных учреждений, в том числе и исламских.

С 1944 года территория СССР была разделена на четыре духовных управления мусульман независимых друга от друга. Территория Таджикской ССР относилась к Духовному управлению мусульман (ДУМ) Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте . В 1960—1980-х годах ДУМам разрешили издавать Коран , выпускать лунные календари , заниматься обеспечением мечетей предметами культового назначения; начал выходить журнал «Мусульмане Советского Востока» . Количество мечетей в послевоенной Таджикской ССР было небольшим. В 1966 году в Таджикистане было всего 18 зарегистрированных мечетей (1966 год) .

В конце 1970-х начале 1980-х годов наблюдалась явная активизация мусульманских религиозно-националистических настроений в среднеазиатских республиках СССР, чему способствовали война в Афганистане и исламская революция в Иране . Органы КГБ отмечали, что среди таджикской молодежи широкое распространение получило ваххабитское учение . В сентябре 1981 года ЦК КПСС было принято постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать „исламский фактор“ во враждебных СССР целях», дополненное в апреле 1983 года постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей» .

В конце 1989 года советское руководство начало проводить более толерантную политику по отношению к религии, что дало старт расцвету всех религиозных направлений, в том числе исламу. Начало развиваться религиозное образование, были открыты новые мечети. Новые исламские представители появились в Таджикистане и других странах Центральной Азии. Большинство имамом Таджикской ССР вышли из Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте и начали организовывать свои собственные организации. В Душанбе была открыта духовная семинария.

1990-е годы

К 1990-м годам ведущий исламский деятель в Таджикистане, глава Духовного управления мусульман Таджикской ССР Ходжи Акбар Тураджонзода стал видной политической фигурой в стране.

Во время политической борьбы, последовавшей за провозглашением независимости Таджикистана, Тураджонзода критиковал коммунистов и поддерживал политически реформы. Он требовал официального признания важности ислама в истории и культуре Таджикистана и придания исламу официального статуса. В то же время он неоднократно отрицал обвинения в том, что он добивается создания исламского государства в Таджикистане. После начала гражданской войны Тураджонзода бежал из Душанбе и был обвинен в измене. По иронии судьбы, после окончания гражданской войны, Тураджонзода был назначен заместителем премьер-министра Таджикистана, и стал безоговорочным сторонником Эмомали Рахмона .

В начале 1990-х годов мусульмане в Таджикистане начали политически организовываться и формировать свои общественные и политические организации. Во время гражданской войны Духовное управление мусульман Таджикистана приняло участие в конфликте в составе Объединённой таджикской оппозиции . Рост мусульманского самосознания вынудил большинство партий, включая Коммунистическую партию , учитывать исламский фактор в своих политических программах.

Текущее положение

Медресе в Истаравшане .

В постсоветский период в республике резко расширилась сеть культовых учреждений ислама: на 2014 год в Таджикистане было 3424 мечети, в том числе 344 соборных и 40 центральных соборных . В октябре 2005 года министерство образования Таджикистана запретило ношение исламских головных уборов в светских школах. Министр образования Таджикистана Абдуджаббор Рахмонов подверг критике участившиеся случаи ношения ученицами хиджаба в общеобразовательных школах, и заявил, что это противоречит третьей статье «Закона Таджикистана об образовании», в соответствии с которой во всех средних, высших и профессиональных учебных заведениях пропаганда партийной и религиозной идеологии запрещена .

Таджикское правительство регулярно закрывает нелегальные мечети . . Государство утверждает, что закрывает «небезопасные» мечети и заботится о гражданах, в то же время часть экспертов утверждает, что в стране притесняется ислам . В 2010-е годы в стране проводят политику, целью которой является жесткое подчинение ислама светской власти. С начала 2011 года в Таджикистане были закрыты более 1 500 мечетей, в дополнение к запрету хиджабов для детей было запрещено использование громкоговорителей для призыва на молитву и посещение мечетей женщинами . Власти ввели мониторинг студентов и имамов , получающих исламское образование за рубежом, и утвердили официальный перечень разрешенных тем для проповедей в мечетях . Комитет по делам религии разработал специальное пособие «52 пятничные проповеди» для имамов на каждую неделю года, которые используют в добровольно-принудительном порядке . Особое внимание уделяется контролю над обучением за рубежом. С 2011 года без согласия органов опеки запрещено направлять несовершеннолетних для обучения за рубеж . В 2013 году были отозваны в Таджикистан 2705 студентов из Ливии, Саудовской Аравии, Ирана и Египта . Представители Комитета по делам религии вправе присутствовать на всех религиозных мероприятиях и согласовывают выборы имамов мечетей . Запрещено проповедовать в государственных дошкольных учреждениях и государственных школах, а также в частных домах и на квартирах . Наконец, с 2014 года имамы мечетей получают государственное жалованье . Несовершеннолетним запрещено посещать мечети .

В августе 2017 года Министерство образования и науки Таджикистана опубликовало правила внешнего вида для школьников, которые предусматривают запрет на ношение хиджабов для девочек и бород для мальчиков .

В Таджикистане религиозные арабо- мусульманские имена начали становиться все более популярными, чем традиционные таджикские имена . Это вынудило таджикские власти запретить арабские имена . Таджикский президент Эмомали Рахмон заявил, что персидский эпос Шахнаме должен быть использован как основной источник для имен таджиков . Также он раскритиковал женщин, которые носят паранджу .

2009 год отмечен в Таджикистане годом чествования мусульманского правоведа Абу Ханифы . В Душанбе состоялся международный симпозиум посвященный Абу Ханифе, который собрал научных и религиозных лидеров со всего мира . В октяре 2009 года в Душанбе был заложен первый камень Центральной соборной мечети Душанбе , самой большой в Центральной Азии , в ней сразу могут разместиться более 120 тысяч человек. Строительство финансировалось правительством Катара . В 2019 году строительство мечети было завершено . В 2010 году в Таджикистане состоялась сессия Организации исламского сотрудничества , в которой приняли участие представители 56 государств .

Некоторые таджикистанские мусульманские священнослужители иногда практикуют магические обряды (например, с целью лечения бесплодия) . Власти Таджикистана ведут с магической практикой жесткую борьбу — в 2015 году за колдовство и чародейство было установлено наказание до 7 лет лишения свободы .

Исмаилиты

В то время как большинство таджиков являются суннитами, представители памирских народов , проживающие преимущественно в Горно-Бадахшанской области , относятся к исмаилитам - низаритам . Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-Ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 17 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
  2. (англ.) . U.S. Department of State . Дата обращения: 14 февраля 2015. Архивировано из 1 августа 2011 года.
  3. Малашенко А. Ислам для России . М.: РОССПЭН, 2007, стр. 95.
  4. . Дата обращения: 17 ноября 2015. 11 января 2015 года.
  5. Типеров А. В. История становления советского суда в Кыргызстане (1917—1924 гг.) // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — Т. 13. — № 9. — С. 73
  6. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. — 2016. — Т. 7. — № 2 (28). — С. 36 — 37.
  7. . Дата обращения: 17 ноября 2015. 22 апреля 2021 года.
  8. Рудов Г. А. Ислам в Центральной Азии: масштабы и перспективы влияния // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2014. — № 6 (293). — С. 63
  9. . Дата обращения: 17 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
  10. . Дата обращения: 17 ноября 2015. 16 октября 2018 года.
  11. Goble, Paul (June 2, 2011). . Eurasia Review . из оригинала 5 июня 2011 .
  12. . Radio Liberty (англ.) . из оригинала 23 сентября 2016 . Дата обращения: 17 ноября 2015 .
  13. Егоров Е. Н. Борьба с религиозным экстремизмом в Таджикистане: законодательный уровень // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 35. — С. 33 — 34
  14. Егоров Е. Н. Борьба с религиозным экстремизмом в Таджикистане: законодательный уровень // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 35. — С. 34
  15. Егоров Е. Н. Борьба с религиозным экстремизмом в Таджикистане: законодательный уровень // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 35. — С. 32
  16. Егоров Е. Н. Борьба с религиозным экстремизмом в Таджикистане: законодательный уровень // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 35. — С. 33
  17. . Дата обращения: 25 августа 2017. 19 июля 2018 года.
  18. Najibullah, Farangis; Navruzshoh, Zarangez (October 6, 2010). . Radio Free Europe Radio Liberty . из оригинала 26 сентября 2011 . Дата обращения: 17 ноября 2015 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  19. Trilling, David (8 May 2015). . The Guardian . из оригинала 2 сентября 2018 . Дата обращения: 29 сентября 2017 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  20. Trilling, David (May 5, 2015). . EurasiaNet.org . из оригинала 7 июля 2018 . Дата обращения: 17 ноября 2015 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  21. Moftah, Lora (May 6, 2015). . International Business Times . из оригинала 13 октября 2015 . Дата обращения: 17 ноября 2015 .
  22. Orange, Richard (03 Jun 2011). . The Telegraph . Almaty. из оригинала 17 ноября 2015 . Дата обращения: 17 ноября 2015 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  23. Pannier, Bruce (April 1, 2015). . Radio Free Europe Radio Liberty . из оригинала 7 сентября 2016 . Дата обращения: 17 ноября 2015 .
  24. . TodaysZaman . Дата обращения: 14 февраля 2015. 11 октября 2014 года.
  25. . Sputnik (14 сентября 2019). Дата обращения: 27 ноября 2019. 5 декабря 2019 года.
  26. . RadioFreeEurope/RadioLiberty . Дата обращения: 14 февраля 2015. 21 сентября 2016 года.
  27. . Дата обращения: 12 марта 2016. 12 марта 2016 года.
  28. . Дата обращения: 12 марта 2016. 12 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Ислам в Таджикистане