Танигути, Норио
- 1 year ago
- 0
- 0
Дзиро Танигути ( яп. 谷口 ジロー Танигути Дзиро: , 14 августа 1947 — 11 февраля 2017 ) — японский мангака. Работал в жанре гэкига . Приобрел широкую популярность в Европе . Лауреат премии Осаму Тэдзуки и кавалер Ордена Искусств и литературы .
Родился 14 августа 1947 года в Тоттори . Первым воспоминанием называл пожар в Тоттори, свидетелем которого стал в четыре года . Как и другие дети, он зачитывался мангой Осаму Тэдзуки и других японских авторов. Когда к нему в руки попали западные комиксы, хоть он и не мог прочесть их, его очень привлёк их рисунок. Именно такое разнообразие стилей, по его признанию, привело к желанию стать мангакой .
В 18 лет он покинул отчий дом и нашёл офисную работу в Киото . Через несколько месяцев он понял, что больше всего любит рисовать мангу , ради чего переехал в Токио и стал ассистентом . Данный период жизни описан в манге .
В начале 1970-х дебютировал в журнале Young Comic ( яп. ヤングコミック Янгу комикку ) . В его первых работах был заметен интерес к изображению животных, но позже он переключился на криминальные истории .
В 1980-х Танигути вместе со сценаристами и Гароном Цутия создают собственную студию, работая в приключенческом, детективном и историческом жанрах. Танигути много работает «по восемь-девять часов в день» , однако независимость и первые успехи помогают ему облегчить свою трудовую нагрузку. Впоследствии даже герои его историй будут советовать друг другу работать усердно, но и об отдыхе не забывать.
Первой работой, принесшей ему известность, стала манга . На Западе у него появились поклонники после выхода манг , а затем и .
Танигути скончался 11 февраля 2017 года от полиорганной недостаточности , развившейся на фоне продолжительной болезни, с которой мангака боролся на протяжении нескольких лет.
Сценарист , с которым они создали мангу « Одинокий гурман », так охарактеризовал Танигути: «Он чувствует тишину. Я никогда не слышал, чтобы господин Танигути повысил голос. Он всегда улыбается» . Мангака Мари Ямадзаки назвала Танигути своим учителем . Танигути был женат. На вопрос французского журналиста, с кем бы он хотел застрять в лифте, ответил: «С женой» .
Основные работы Танигути создал в жанре реалистической манги гэкига , даже если и прибегал к фантастическому элементу. Так, например, в A Distant Neighborhood ( яп. 遥かな町へ Харука на мати э , «Далеко по соседству») путешествие во времени служит для метафоры ностальгии, кризиса среднего возраста и рефлексии главного героя. Танигути был под большим впечатлением от работ Мёбиуса и . Впоследствии вместе с Мёбиусом они создали мангу . В 2013 году Танигути дал интервью , соавтору Франсуа Скойтена, в котором отметил:
Парадокс в том, что, будучи мангакой, я рисую довольно близко к европейскому комиксу. Я вкладываю много деталей в каждое изображение. С этой точки зрения я, вероятно, нахожусь между комиксами и мангой. Возможно, поэтому некоторым японским читателям трудно читать мои работы .
Черпая вдохновение во франко-бельгийском комиксе , Танигути перенял более детализированную и живописную манеру рисунка, так что его работы часто сравнивали с франко-бельгийскими художниками . Например, его последняя работа, законченная незадолго до смерти, «Тысячелетний лес» ( яп. 光年の森 Ко:нэн но мори ) , была опубликована полноцветным изданием альбомного формата, что характерно для французского издания комиксов, но не для манги . Среди художников «самыми великими» он называл Утагаву Хиросигэ , Осаму Тэдзуку , Ван Гога , Густава Климта и Эдварда Хоппера .
Героями Танигути чаще становились обычные люди, переживающие эмоциональные потрясения, но не акцентирующие этого. Как повествовательная, так и изобразительная манера характеризовалась «тихим чувством». В графическом измерении это выражалось в «затянутых» общих и крупных планах. Герои Танигути проводят время в неспешных прогулках. Художник уделял много внимания детальному изображению архитектуры и природы, особенно леса, временами природа даже оттеняла персонажей на второй план . Для точного изображения природы и городов Танигути делал множество фотографий, позволявших ему потом рисовать с крайним вниманием к деталям .
Одним из важнейших источников влияния Танигути называл драмы Ясудзиро Одзу , рассказывающие о жизни простых людей:
Больше всех я бы выделил « Токийскую повесть » и « Позднюю весну ». Я смотрел их в детстве, но не оценил по достоинству. Однако очень заинтересовался ими, когда мне исполнилось 30 лет. Мне нравится универсальность и вневременность историй Одзу и действенная простота, с которой он их рассказывает. Сегодня я думаю об этом каждый раз, когда рисую мангу .
В библиографии Танигути имеются самые разные работы, в том числе остросюжетные криминальные истории, хотя автор явно отдает предпочтение повествованиям, позволяющим передать детали окружения и исчезающие моменты повседневной жизни .
Элегантный стиль его произведений наполнен поэтическими образами, так что его часто называли «поэтом от манги» . Именно так описал Танигути, комментируя его смерть, режиссёр Гильермо дель Торо : «Танигути был поэтом от манги, Кесьлёвским от полосы . Безмятежным глубоким созерцателем мира» . Переводчик и комиксист писал:
Я слегка удивился, что никогда о нём не слышал. Хотя Танигути уважали и восхищались в родной Японии, его имя не было на слуху. Его спокойное, погружённое в себя великолепие было не из тех, что выплёскиваются с обложек журналов или лепятся в пластмассовые фигурки. В Европе его голос ценили гораздо больше. […] После того, как я узнал о его смерти, я снял с полок все книги Танигути, что у меня есть, и перечитал их. Одну за другой. Чёрт побери, они очень, очень хороши! Покойтесь с миром, Дзиро Танигути, кавалер Ордена искусств, маэстро фуметто , мастер комикса .
Работы Танигути завоевали широкую европейскую и, в частности, французскую и итальянскую аудиторию . После выхода экранизации и смерти мангаки, французское издание манги Quartier lointain ( яп. 遥かな町へ Харука на мати э , «Далеко по соседству») было продано в количестве более 1 млн экземпляров . При том, что на родине он был сравнительно неизвестен. Его коллега Пьер-Ален Сигети, с которым они работали в журнале Morning Kōdansha в 1990-х годах, утверждал, что «его книги почти не продавались, возможно, 60 000 экземпляров, что для Японии ничтожно. Его работа велика, но он никогда по-настоящему не прорывался. В глазах японцев он оставался слишком интимным» .
В Японии мои истории находят слишком реалистичными, слишком литературными. Тогда как во Франции я чувствую глубокое внимание к своим работам, особенно к тексту. Дзиро Танигути, из статьи «В Японии его считали „слишком интимным“»
Танигути признавался, что удивлён и не может объяснить свою популярность во Франции .
Танигути был удостоен большого числа национальных и международных наград. Среди них можно выделить следующие:
Год | Награда | Работа |
---|---|---|
1991 | Специальная премия жюри на Премии манги Shogakukan | « » ( яп. 犬を飼う Ину во кау ) |
1998 | Культурная премии имени Осаму Тэдзуки | « » ( яп. 坊っちゃんの時代 Боттян но дзидай ) |
2001 | Награда за выдающиеся достижения на Japan Media Arts Festival | За творчество |
2003 | Приз за лучший сценарий фестиваля в Ангулеме | A Distant Neighborhood ( яп. 遥かな町へ Харука на мати э , «Далеко по соседству») |
2005 | Главный приз фестиваля в Ангулеме | The Summit of the Gods ( яп. 神々の山嶺 Камигами но санрэй , «Вершина богов») |
2010 | Звание «Мастер комикса» на фестивале | За творчество |
2011 | Орден Искусств и литературы | За творчество |
2013 | Культурная премия Тоттори | За творчество |
Помимо манги Дзиро Танигути создал ряд иллюстраций для рекламы, отдельных живописных рисунков и Travel Book Venise — сборник видов Венеции для специальной книжной серии Louis Vuitton . Библиография мангаки насчитывает несколько десятков наименований, как авторских, так и работ, созданных в соавторстве с японскими и европейскими сценаристами.
Год издания | Оригинальное название | Перевод | Сценарий | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
1987 — 1997 | 坊っちゃんの時代 |
,
по роману Нацумэ Сосэки |
Япония после русско-японской войны . Победа укрепила позиции японского милитаризма , в то время как интеллектуалы выступают за развитие социализма и рассуждают о вопросах морали, в том числе, исследуя русскую литературу — произведения Толстого и Достоевского . Главные герои манги — выдающиеся японские писатели и деятели искусства того времени: Сосэки Нацумэ , Симэй Фтабатэй , Такубоку Исикава , Сюсуй Котоку . Боттян дословно значит «молодой учитель», кем и был Сосэки Ноцумэ в описываемый период. | |
1990 — 1991 | 歩くひと | Дзиро Танигути | Манга, не имеющая строгого сюжета, но при этом ставшая поворотной в карьере Танигути. Безымянный герой гуляет по городу, наслаждается наблюдениями за природой и обращает внимание на повседневные мелочи, которым обычно не уделяют пристального внимания. | |
1994 — 1996 | 孤独のグルメ | Одинокий гурман | 60-летний Горо Иногасира вышел на пенсию и открыл в себе любовь к еде. Он путешествует по Японии, посещая рестораны и уличные кафе, чтобы отведать местную кухню. | |
1996 | N.Y.の弁慶 | Сборник из самостоятельных историй, которые рассказывают о японском художнике Бэнкэе, который переехал в Нью-Йорк . Необычность истории предаёт то, что Бэнкэй — человек искусства, который стал персонажем крутого детектива . | ||
1997 | イカル | Мёбиус | Икар от рождения умеет летать. Правительство удерживает его под контролем, пытаясь изучить его способности. Влюбившись в одну из учёных, он обретает волю к свободе и пытается сбежать из заточения. | |
1998 | 遥かな町へ | Дзиро Танигути | Хироси Накахара — 48-летний дизайнер интерьеров из Токио. Случайно оказавшись в городе своего детства, он засыпает на могиле матери и просыпается вновь четырнадцатилетним. У него появляется шанс узнать, почему же отец ушёл из семьи. | |
2000 — 2003 | 神々の山嶺 | Баку Юмэмакура | Фотограф Фукамати находит фотоаппарат, возможно, принадлежавший Томасу Мэлори . Вместе с другом он решается также покорить Эверест . | |
2005 — 2007 | 冬の動物園 | Дзиро Танигути | 18-летний Хамагути мечтает стать художником. Переехав в Токио, он устраивается ассистентом мангаки. Работа нелегкая, но он, наконец, чувствует, что нашёл своё призвание. Для вдохновения и набросков он посещает зоопарк Уэно . В данной манге сильны автобиографические черты. | |
2014 | 千年の翼、百年の夢 | Дзиро Танигути | Японский художник посещает Лувр . В музее он теряет сознание, а когда приходит в себя, оказывается в окружении Хранителей Лувра — каждое фантастическое существо — это душа произведения искусства. Мангу заказало руководство Лувра, для чего Танигути месяц работал в самом музее. | |
2012 | La villa sur la falaise | Вилла на скале | Дзиро Танигути | Проект, придуманный Бенуа Сокалем . Сборник из 12 историй, каждая из которых рассказывает об одном и том же доме со своей точки зрения. |
2016 | 谷口ジロー画集 | Искусство Дзиро Танигути | — | Арт-бук с работами Танигути из разных периодов его творчества |
2017 | 光年の森 | Тысячелетний лес | Дзиро Танигути | 10-летний Ватару Яманобэ переезжает в небольшой провинциальный посёлок после того, как его родители развелись. Здесь он не только находит близких друзей, но и открывает в себе способность общаться с природой. Данная фантасмагорическая манга не была закончена из-за смерти Танигути. |
Манга A Distant Neighborhood ( яп. 遥かな町へ Харука на мати э ) :
Манга Kodoku no Gourmet ( яп. 孤独のグルメ Кодоку но гурумэ ) , также известна как « Самурай-гурман »:
Манга The Summit of the Gods ( яп. 神々の山嶺 Камигами но санрэй , «Вершина богов»)
2017: Телесериал режиссёра , основанный на манге «Чистое небо» ( яп. 晴れゆく空 Харэюку сора )
2020: «Гуляющий» ( яп. 歩くひと Аруку хито ) , телесериал, снятый по . В главной роли