Interested Article - Пейдж, Кристофер
- 2020-09-16
- 1
Кри́стофер Пейдж ( англ. Christopher Page ; род. 8.04.1952, Лондон ) — британский музыковед , дирижёр , гитарист и лютнист . Специалист по средневековой музыке западной Европы.
Биографическая справка
Окончил как филолог Оксфордский университет ( Баллиол-колледж ). В 1977 — 1985 гг. преподавал в Оксфордском университете , c 1989 в Кембриджском университете , с 1997 преподаёт на факультете английского языка курс средневековой литературы и музыки (действительный член колледжа Sidney Sussex). Докторская диссертация: «Anglo-Saxon „hearpan“: their Terminology, Technique, Tuning and Repertory of Verse, 850—1066» (Йоркский университет, 1981). Занимал руководящие посты в британских общественных организациях: «Национальной ассоциации старинной музыки» (National Early Music Association) и «Обществе хоральной и средневековой музыки» (Plainsong and Medieval Music Society). Член редколлегии музыкальных журналов «Early Music» (Oxford University Press) и «Plainsong and Medieval Music» (Cambridge University Press).
Пейдж — автор ряда научных монографий, в числе которых «Христианский Запад и его певчие: первая тысяча лет» ( 2010 ); книга, признанная фундаментальным исследованием церковно-певческих традиций от поздней античности до Гвидо Аретинского , вместе с тем содержит некоторые парадоксальные выводы и «разоблачения ошибок», вызвавшие отрицательную реакцию критики. В небольшой книге «Латинская поэзия и ритм средневекового французского кондукта» (1997) предложил своё (далеко не ортодоксальное) ви́дение остро полемической проблемы ритмической транскрипции ранних кондуктов . Занимался редактированием и изданием старинной музыки, в том числе выпустил сборники антифонов Хильдегарды Бингенской (1982) и песен труверов (1995).
Пейдж — автор ценных исследований по истории старинной музыкальной науки. Подготовил критическое издание и перевод анонимного трактата «Сумма музыки», ранее приписывавшегося Иоанну де Мурису (1991). Также подготовил новый (пересмотренный) перевод музыкальных трактатов Иоанна де Грокейо и Иоанна Тинкториса . В статье «Jerome of Moravia on the rubeba and viella» критически рассмотрел исторические свидетельства Иеронима Моравского о музыкальных инструментах. Эта и другие статьи о музыкальных инструментах, по результатам исследования старинных трактатов и литературных памятников, вошли в авторский сборник «Музыка и инструменты Средних веков» (1997). В настоящее время Пейдж работает над антологией переводов «Music in Medieval Literature: Readings from the Fall of Rome to Gothic Europe», по заказу издательства «Cambridge University Press».
Пейдж — активный пропагандист старинной музыки. В 1989-97 гг. провёл цикл познавательных передач «Spirit of the Age» («Дух эпохи») на радио Би-Би-Си (BBC 3). С 2014 читает (бесплатные) научно-популярные лекции по истории гитарной музыки в лондонском Грешем-колледже .
В 1981 г. основал и до 2005 возглавлял вокальный ансамбль старинной музыки «Готические голоса» ( Gothic Voices ), которым он дирижировал, а также иногда выступал с ним в качестве лютниста . Под руководством Пейджа ансамбль «Готические голоса» записал более 20 дисков (все — на лейбле Hyperion Records ). Первый альбом (под заголовком «Пёрышко от уст Господних»; англ. A Feather on the Breath of God ; 1981 ), программу которого составили гимны и секвенции Хильдегарды Бингенской , стал важнейшим шагом на пути к успеху не только для Пейджа и его музыкантов, но и для выпустившей альбом молодой звукозаписывающей компании Hyperion Records : пластинка разошлась в итоге общим тиражом более 350000 экземпляров . Начиная со второй половины 1980-х гг. ансамбль «Готические голоса» стяжал себе славу вокального коллектива мирового класса, обладающего собственной (то есть «пейджевской») исполнительской концепцией средневековой музыки.
Сочинения
- Voices and instruments of the Middle Ages: instrumental practice and songs in France, 1100—1300. London: Dent, 1987.
- The owl and the nightingale: musical life and ideas in France 1100—1300. Berkeley: University of California Press, 1989.
- The Summa musice: a thirteenth century manual for singers. Cambridge [England], New York: Cambridge University Press, 1991; R 2007.
- Discarding images: reflections on music and culture in medieval France. Oxford : Clarendon Press, 1993.
- Songs of the trouvères. Moretonhampstead etc.: England Antico Ed., 1995.
- Voices and instruments of the Middle Ages: studies on texts and performance. Aldershot (Great Britain): Variorum, 1997 (сборник статей).
- Latin poetry and conductus rhythm in medieval France. London: Royal Musical Association, 1997. IX, 76 pp.
- The Christian West and its singers: the first thousand years. New Haven: Yale University Press, 2010. xxiii, 692 pp., ill., maps.
- The guitar in Tudor England: A social and musical history. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.
- The guitar in Stuart England: A social and musical history. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
Примечания
- Johannes de Grocheio on Secular Music: a Corrected Text and a New Translation’, Plainsong and Medieval Music, II (1993), pp. 17-41.
- Reading and Reminiscence: Tinctoris on the Beauty of Music // Journal of the American Musicological Society, XLIX (1996), pp.1-31.
- Galpin Society Journal 32 (1979), pp.77-98.
- от 25 августа 2010 на Wayback Machine // The Independent, 13 February 2003. (англ.)
Литература
- Leech-Wilkinson D. The modern invention of medieval music. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
Ссылки
- от 2 апреля 2010 на Wayback Machine (англ.)
- (Лондон)
- (англ.)
- (автор рецензии — Питер Филлипс )
- (лекция Пейджа в Грешем-колледже, 2014)
- 2020-09-16
- 1