Interested Article - Не навреди

«Не навреди» , или primum non nocere (дословно: «прежде всего — не навреди » ), — старейший принцип медицинской этики , обычно приписываемый Гиппократу .

История возникновения

Хотя принцип обычно приписывается Гиппократу , в дословном виде Клятва Гиппократа этой фразы не содержит. В оригинальной клятве говорится « Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости » ( греч. ἐπὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀδικίῃ εἴρξειν ), причём эти слова не являются основным мотивом клятвы, в которой на первое место поставлены обязательства по отношению к своему учителю .

Близкое к primum non nocere утверждение содержится в книге «Эпидемии», входящей в : « Врач должен иметь … два специальных объекта рассмотрения, касающихся болезни, а именно делать добро, не наносить вреда » (Книга. I, Секция 11, греч. ἀσκέειν, περὶ τὰ νουσήματα, δύο, ὠφελέειν, ἢ μὴ βλάπτειν ).

Как утверждает профессор Университета Наварры, в англоамериканскую медицинскую культуру принцип Primum non nocere ввёл в 1847 году в книге «Physician and Patient» англ. «Врач и пациент»). Хукер ссылается на парижского медика (1788—1858), преемника Лаэннека на кафедре внутренней медицины Парижского факультета, однако данный принцип был, предположительно, частью устного учения Шомеля и не зафиксирован в его трудах .

Тем не менее и Хукер не использовал традиционную латинскую фразу дословно. Подробное исследование истоков афоризма сделал клинический фармаколог Седрик М. Смит в выпуске в апреле 2005 года . Самое раннее точное вхождение, которое смог тот отыскать, — в книге 1860 года Foundation for a New Theory and Practice of Medicine англ. «Основания новой теории и практики медицины»), где автор приписывает его Томасу Сиденгаму (1624—1689) . В начале XX века это выражение входит в общее употребление, в том числе вне контекста медицины.

Место принципа в медицинской этике

«Не навреди» — первый из четырёх принципов биоэтики , предложенных известными американскими специалистами и в их неоднократно переиздававшейся книге « Принципы биомедицинской этики ». В число этих принципов входят принцип « не навреди », принцип « делай благо », принцип уважения автономии пациента и принцип справедливости (который в медицинской этике касается прежде всего справедливого распределения направленных на лечение ресурсов) . Поскольку оказание медицинской помощи может быть связано с некоторым риском или просто чревато выполнением некоторых неприятных, болезненных процедур, этот принцип следует понимать в том смысле, что исходящий от врача вред должен быть только объективно неизбежным и минимальным. Следуя этому принципу, врач нередко оказывается в ситуации морального выбора . Е. М. Тареев даже высказал по этому поводу мысль, что « Старое правило primum ne noceas отступает перед требованием современного принципа хорошо рассчитанного риска » .

Действие принципа «не навреди» не ограничивается только медициной, его часто считают основой любой морали . В качестве принципа медицинской этики он тесно связан с другим принципом — «делай благо», нередко их объединяют в единый принцип. Принцип «делай благо» говорит не просто об избежания вреда, но и о необходимости активных действий по его предотвращению и/или исправлению. При этом клятва Гиппократа, говорящая о том, что врач «направляет режим больных к их выгоде» в соответствии со своими «силами и … разумением» предполагает отношение врача к пациенту с позиций патернализма , когда врач сам определяет, что является благом для пациента . В современной медицинской этике патернализм ограничен принципом уважения личности, автономии пациента .

С принципом «не навреди» тесно связано сохранение врачебной тайны , поскольку её разглашение может нанести вред чести, достоинству , душевному спокойствию и благополучию пациента . Однако в ряде случаев врач может, или даже обязан раскрывать информацию о пациенте определённому кругу лиц, когда речь идёт о предотвращении опасности другим людям (например, посредством заражения ) . Принцип «не навреди» может вступить в противоречие с принципом уважения пациента, когда речь идёт об информировании безнадёжно больного о его диагнозе .

Примечания

  1. , § Принцип «не навреди».
  2. «The origin of primum non nocere BMJ electronic responses and commentary, 1 September 2002.
  3. Smith, C. M. Origin and Uses of Primum Non Nocere — Above All, Do No Harm! (англ.) // (англ.) : journal. — 2005. — Vol. 45 , no. 4 . — P. 371—377 . — doi : .
  4. (англ.) . (англ.) // (англ.) : journal / (англ.) . — Philadelphia, PA: Blanchard and Lea, 1860. — Vol. XL . — P. 450—458 .
  5. Tom L. Beauchamp, James F. Childress. . — Oxford University Press , 2001-01-01. — 470 с. — ISBN 9780195143317 . 17 мая 2021 года.
  6. , .
  7. Тареев Е. М. Проблема ятрогенных болезней // Терапевтический архив. — 1978. — № 1 .
  8. , .
  9. , § Принцип «делай благо».
  10. , § Принцип уважения автономии пациента.
  11. , § Принцип уважения автономии пациента.

Литература

  • / Б. Г. Юдин. — М. : Эдиториал УРСС , 1998.
  • Jonathan Baron. // Codes of conduct: Behavioral research into business ethics / D. M. Messick & A. E. Tenbrunsel. — New York: Russell Sage Foundation, 1996. — С. 197—213 .


Источник —

Same as Не навреди