Interested Article - Джабариты

Джабари́ты , или джабри́ты ( араб. جبرية ‎) — представители одной из первых мировоззренческих исламских школ, которые — в противоположность кадаритам — признавали Аллаха единственным подлинным действователем ( фаил хакики ), причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей. Джабритская школа возникла в период правления династии Омейядов в Басре . Первым представителем этой школы был аль-Джаад ибн Дирхам (казн. в 724 г.) .

Учение

Джабриты были сторонниками абсолютной Божественной предопределённости . Они считали, что человек не осуществляет свои действия свободно, а принуждаем ( маджбур ) Аллахом . К «истинным» джабаритам относились джахмиты , «умеренными» джабаритами считались последователи ( ), Дирара ибн Амра ( дирариты ). «Умеренные» джабариты придерживались различных вариантов концепции касб (араб. — присвоение), занимая тем самым «компромиссную позицию по отношению к концепции кадаритов». Они считали, что в осуществлении человеческих действий участвуют два «действователя» — Аллах , который творит эти действия, и человек, который их «присваивает» .

Течения

Джахмиты

Джахмиты являются последователями Джахма ибн Сафван, который значительно развил учение Ибн Дирхама. Джахмиты утверждали, что рай ( джаннат ) и ад (джаханнам) не являются вечными, и отрицали возможность лицезрения Аллаха в раю. Они также считали Коран сотворённым .

Наджжариты

аль-Хусейн ан-Наджжар считал, что способность человека к «присвоению» и сам акт «присвоения» творятся Богом в человеке вместе с сотворением действия. По этой причине, у наджжаритов человек — инициатор поступков лишь в «переносном смысле» .

Дирариты

Дирар ибн Амр полагал, что эта способность и этот акт являются производными от свободной воли человека. В этом смысле человек является подлинным инициатором своих поступков .

Примечания

  1. , с. 64.
  2. .
  3. , с. 57—58.
  4. , с. 49—50.

Литература


Источник —

Same as Джабариты