Абу Бакр ибн аль-Араби
- 1 year ago
- 0
- 0
Мухйидди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Али́ аль-Андалу́си ( араб. محي الدين محمد ابن علي ابن محمد ابن عربي الحاتمي الطائي الأندلسي , 28 июля 1165 , Мурсия — 10 ноября 1240 , Дамаск ), более известный как Ибн Араби — арабо-мусульманский богослов из Испании , крупнейший представитель и теоретик суфизма . Известен как «Величайший шейх» (аш-Шейх аль-Акбар) суфизма .
Ибн Араби разработал учение о единстве бытия ( вахдат ал-вуджуд ), отрицающее различия Бога и мира. Критики ( Ибн Таймийя и др.) видели в этом учении пантеизм , сторонники — истинный монотеизм ( таухид ). Отстаивал концепцию совершенного человека ( аль-инсан аль-камиль ).
Ибн аль-Араби много путешествовал, его поездки и впечатления имели как правило мистическую суфийскую интерпретацию. По его рассказам, он трижды встречался с Хизиром .
Оставил около 800 сочинений (список произведений, составленный египетским исследователем Османом Яхья, включает 856 сочинений, из которых 550 сохранилось до настоящего времени в 2917 рукописях; другие авторы пересматривают его в сторону уменьшения — ливанский исследователь Мухаммад Абд ар-Рахман аль-Марашли насчитывает порядка 400 аутентичных работ).
Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн Мухаммад ибн Араби аль-Хатими ат-Таи аль-Андалуси, он также носил почётное прозвище (лакаб) Мухйиддин («возродитель веры»).
Ибн Араби родился 28 июля 1165 года (17 рамадана 560 года хиджры ) в знатной арабской семье в городе Мурсия в Аль-Андалусе , которым в то время правили султаны Альморавиды . В его окружении были как знатные вельможи, так и аскеты и подвижники. Ибн Араби получил хорошее образование в Севилье (Ишбилия), которая становится столицей и культурным центром династии Альмохадов .
В 1172 году в результате реконкисты мусульмане потерпели тяжёлое поражение. Он отказывается от карьеры чиновника и готовится к духовному пути. В 1180 году он встречался в Кордове с Ибн Рушдом (Аверроэсом). Окончательно он становится суфием в 1184 году, его учителем становится . В процессе суфийской практики он встречается с многочисленными людьми — авторитетными учёными и богословами, а также со странствующими аскетами и практиками экстаза.
В 1193 году он покидает Андалузию и пускается в странствия по Магрибу (Северной Африке). С этого момента начинаются его наполненные мистическими переживаниями путешествия, во время которых он трижды встречается с Хизиром . Отражение этого периода жизни можно найти в его труде «Святой дух» и в трактате «Мекканские откровения». В Тунисе он встречается с Абу Мадьяном , выдающимся суфийским учителем того времени.
После возврата в Андалузию, он снова направляется в Магриб, и с 1195 по 1197 годы живёт в Фесе , где общается с многочисленными учёными, мистиками и суфиями. В это время арабские владения в Андалузии находятся под угрозой захвата со стороны кастильского короля Альфонсо VIII , в Фесе возникают серьёзные споры по поводу смысла бытия, и к Ибн Араби приходит ряд откровений. У него появляется немало учеников и последователей, для которых он пишет многочисленные наставления.
Тогда он отказывается от предложения должности со стороны магрибского султана и возвращается снова в Андалузию, в Мурсию и Гранаду, посещая также суфийскую школу в Альмерии . Тогда он уже готовится к хаджу , и в 1200 навсегда покидает Андалузию, перебравшись в Марракеш .
В Марракеше его посещает откровение, в котором он превратился в птицу, парящую вокруг Божественного Трона, и получает указание направиться в хадж , взяв себе в спутники Мухаммада аль-Хассара, учёного из Феса . Он едет в Фес, потом в Беджаю а потом в Тунис, снова встречаясь с Абу Мадьяном .
В 1202 он направляется в Мекку , куда добирается через Александрию и Каир , где в это время после нескольких неурожаев возник страшный голод. По дороге в Мекку он посещает Иерусалим и Хеврон , посещает могилы Пророков, откуда едет в Медину, и в том же году оказывается в Мекке.
В Мекке он начинает работу над «Мекканскими откровениями», которые становятся делом его жизни. Тогда у него возникает множество учеников, число которых ещё более возрастает во время его последующих путешествий. Тогда же в Мекке он знакомится с сельджукским вельможей Маджаддином аль-Руми, с которым сохраняет прочную дружбу вплоть до его смерти, и далее путешествует с его караваном в Багдад и в Конью.
В 1205 году он направляется в Багдад .
В 1207 году он снова направляется в Египет и совершает ещё одну поездку в Мекку.
Далее он направляется в сельджукскую столицу — город Конья . Его визит оказывает большое влияние на суфизм в Персии и даже в Индии.
С 1223 года проживал в Дамаске , где умер в 1240 году .
Ибн Хальдун , посвящая суфизму целую главу в своём труде « Мукаддима », упоминает Ибн Араби: «Представители суфиев и мутакаллимов далеко зашли в вопросе откровения и в том, что находится за пределами сознания. И многие из них дошли до пантеизма и единственности бытия , как мы указали на это. Они изложили свои взгляды в текстах, как в своей книге „аль-Макамат“; им последовал Ибн Араби и , а также , Ибн аль-Фарид и ан-Наджм аль-Исраили в своих поэмах» . Османский султан Селим I Явуз во время своего путешествия в Египет посетил могилу Ибн Араби и фетвой Шейхуль-ислама Ибн Кемаля оправдал его. После этого идеи Ибн Араби нашли в Османском государстве благодатную почву для распространения .