Interested Article - Ман ла йахдуруху аль-факих

Ман ла йахдуруху аль-факих ( араб. مَنْ لَا يَحْضُرُه ٱلْفَقِيه ‎) — один из четырёх основных шиитских сборников хадисов , составленный шейхом ас-Садуком (ум. 381 г. хиджры ). Издан недавно в четырёх томах в Тегеране .

Жизнь и труды шейха ас-Садука

Абу Джа’фар Мухаммад ибн Али ибн Бабавейх аль-Куми, известный также как шейх ас-Садук, был одним из наиболее авторитетных учёных- хадисоведов своего времени. Его отец также был известным улемом .

Предполагается, что шейх ас-Садук родился после 305—306 года хиджры в Куме . Фамилия Бабавеййх является арабизированной версией персидской фамилии Бабуйа. В ту эпоху Кум был одним из центром изучения шиитских хадисов , что предопределило сферу интересов шейха ас-Садука. В дальнейшем он много путешествовал, получая хадисы от разных учёных, число которых равняется приблизительно 211-ти. Хадисы шейх ас-Садук цитировал в процессе полемики со спекулятивными философами ( мутакаллимами ).

Перу шейха ас-Садука принадлежит около 300 книг. Многие работы шейха ас-Садука утеряны, однако многие другие сохранены и изданы, ещё некоторые существуют в форме рукописей. В числе его особо важных трудов — трактат по шиитскому вероучению «Аль-И’тикад», к которому ученик шейха ас-Садука написал поправки под названием «Тасхих аль-и’тикад», в которых раскритиковал шейха ас-Садука по некоторым пунктам.

Существует мнение, что «Ман ла йахдуруху аль-факих» — не единственный сборник хадисов, составленный шейхом ас-Садуком. Исследователи упоминают и иной свод, скомпилированный им — «Мадинат аль-ильм» (он был намного более объёмным и посвящённым, главным образом, основам шиитского вероучения). Однако данный сборник, увы, не сохранился до наших дней.

Последние годы своей жизни шейх ас-Садук прожил в Рее , где в 381 году умер и был похоронен.

Ценность сборника

Хадисы, входящие в свод «Ман ла йахдуруху аль-факих», посвящены разъяснению столпов ислама в шиитском понимании ( ), то есть практическим заповедям шариата (таким, как намаз , пост , выплата хумса и закята , хадж, брак и т. д.), дозволенному ( халяль ) и запретному ( харам ) в исламе согласно джафаритской школе права. Название сборника можно по смыслу перевести как «Тот, у кого нет доступа к законоведу ».

Во введении шейх ас-Садук описывает обстоятельства создания данного свода и причину, побудившую его избрать для него такого название. Во время встречи с Шариф ад-Дином Абу Абдаллахом тот показал шейху ас-Садуку книгу под названием «Ман ла йахдуруху-т-табиб» («Тот, у кого нет доступа к врачу ») и попросил написать аналогичную книгу по исламской юриспруденции ( фикх ) «Аль-халяль ва-ль харам» («Дозволенное и запретное»), которая объединила бы в себе все те работы, которые шейх ас-Садук уже написал на данную тему. Эту книгу Шариф ад-Дин Абу Абдаллах предложил назвать по аналогии с указанным лечебником.

Таким образом, ценность свода «Ман ла йахдуруху аль-факих» заключается в том, что он был призван служить своеобразной энциклопедией практических заповедей джафаритского фикха, к которому мог бы обращаться любой мусульманин - шиит .

Данная книга является своеобразным резюме шейха ас-Садука ко всем его исследованиям преданий , касающихся правовых вопросов.

Поскольку сборник «Ман ла йахдуруху аль-факих» является одним из четырех самых важных шиитских сводов (наряду с « Аль-Кафи » аль-Кулайни и двумя сводами за авторством Абу Джафара ат-Туси — « Тахзиб аль-ахкам » и « Аль-Истибсар »), к нему было написано множество комментариев. Среди великих комментаторов — ас-сайид (ум. 1060 г. хиджры) и (ум. 1070 г. хиджры).

Особенности сборника

Поскольку свод «Ман ла йахдуруху-ль-факих» создавался для неспециалистов, шейх ас-Садук убрал из него длинные иснады к хадисам, необходимые лишь для учёных- муджтахидов , которые проверяют цепочки передатчиков преданий на надёжность. Шейх ас-Садук поясняет это следующим образом:

«…Я составил книгу без иснадов ( асанид ), ибо цепочки [передатчиков] не должны были занимать слишком много места [и делать книгу более длинной], иначе сборник мог бы быть перегружен ими. У меня не было цели, которую обычно ставят себе составители [сводов хадисов], поместить в сборник всё, что я мог бы рассказать, но моё намерение заключалось в том, чтобы включить в него те предания , в которых описываются правовые решения и которые я посчитал достоверными».

Ман ла йахдуруху аль-факих , том I, стр. 2-3.

Другой отличительной особенностью данного свода является метод, использованный автором. Шейх ас-Садук не позволяет хадисам говорить самим за себя: он комментирует их, а также часто выводит нормы Шариата из этих хадисов и поясняет их смысл.

Свод «Ман ла йахдуруху аль-факих» разбит не на книги ( кутуб ), а на более компактные главы ( абваб ), включающие в себя разные подразделы.

Примечания

  1. Прозоров С. М. . — Восточная литература РАН, 2004. — С. 308. — 470 с. — ISBN 9785020183667 .
  2. Прозоров С. М. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .

Литература

  • Мустафа Авлийа’и. И. К. А. Ховард. Хадисоведение. Москва, «Исток», 2010.
Источник —

Same as Ман ла йахдуруху аль-факих