История почты и почтовых марок Тибета
- 1 year ago
- 0
- 0
Тибетская культура в добуддистскую эпоху была представлена культурой бон , когда древние жители Тибета исповедовали шаманизм и поклонялись духам природы и предков .
Тибетская культура на протяжении многих веков испытывала влияние индийской и китайской культур. Это нашло отражение в живописи и архитектуре . Особо сильное влияние на Тибет оказали его южные соседи — Индия и Непал , а важнейшим фактором оказался буддизм , зародившийся на территории Индии. Большая часть элементов тибетской культуры, за исключением некоторых народных ремёсел, были привнесены буддизмом.
Большое влияние на тибетскую культуру оказала и Китайская цивилизация . Это видно, в частности, в элементах архитектуры, живописи и, в так называемой, «чайной культуре».
Таким образом, на основе индийского и китайского влияния, а также культуры добуддистского периода, тибетцы постепенно выработали свою самобытную национальную культуру. Свою роль в формировании тибетской культуры сыграли отдалённость и труднодоступность Тибета, суровый высокогорный климат, а также скотоводческий образ жизни тибетцев.
Тибетский язык относится к тибето-бирманской подсемье сино-тибетской семьи языков . Количество носителей тибетского языка около 6 млн человек. Основной ареал — Тибетский автономный район и сопредельные с ним провинции КНР . На этом языке также говорят в Индии , Непале , Бутане и Пакистане (диалекты балти и пуриг) .
Для записи используется тибетское письмо , которое в свою очередь произошло от письменности брахми (по некотором источникам — гупта ). Тибетский алфавит был введён в первой половине VII века по указу царя Сонгцэн Гампо и разработан Тхонми Самбхотой .
Тибетская «Грамматика» и «Завещание» царя Сонгцэн Гампо считаются первыми оригинальными произведениями, созданными тибетской письменностью. Значительную часть в тибетской литературе составляют переводы буддийских произведений с санскрита . Рукописи IX—X веков из Дуньхуана являются научно доказанными и уверенно датируемыми оригинальными произведениями на тибетском языке.
Сохранилась обширная коллекция литературных произведений, написанная тибетскими учёными и религиозными деятелями по различным аспектам буддизма. Буддистская литературная школа Тибета подразделяется на несколько больших школ: Ньингма , Сарма , Кагью , Сакья и Гелуг . Существуют также и несколько малых школ.
Кроме религии, тибетская литература охватывает и светские темы: история , грамматика , поэзия , метрическая литература и словари, логика , астрология , математика , медицина , география , космология , закон , политика , музыка и танцы , театр и ремёсла .
Современная светская литература Тибета представлена такими известными авторами, как поэт Йедам Церинг , прозаики Джампел Гьяцо, Таши Дава и Дондру Вангбум .
Буддизм оказал огромное влияние на изобразительное искусство Тибета. Поэтому тибетская живопись развивалась под влиянием индийской школы. Оттуда пришла и школа религиозной живописи танка .
Живопись Тибета придерживается стереотипных форм: в центре произведения располагается большое изображение Тханкабуддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже на буддистских танка стали изображать лам и сцены из их жизни на заднем плане.
С XV века в тибетской живописи проявляется китайское влияние, которое выражается в более свободном подходе китайской пейзажной живописи . Это позволило тибетским художникам больше использовать пейзаж в религиозных картинах.
Особняком стоит искусство « песочной мандалы », рисунок сложной геометрической формы, составленный из разноцветного песка. Буддистские монахи кропотливо, на протяжении многих дней, создают эти картины. Затем, в определённый день, при большом стечении народа, изображение разрушается, а песок раздаётся верующим .
Кроме живописи буддизм оказывает влияние и на скульптуры , монеты , украшения и предметы быта .
Тибетская архитектура испытала значительное влияние индийской и китайской архитектурных школ. Многие значительные буддистские храмы и монастыри в Тибете построены в индийском стиле.
Всемирно известным архитектурным сооружением Тибета является дворец Потала в Лхасе , резиденция Далай-лам . В 1994 году дворец Потала внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Архитектурными памятниками являются также храм Кумбум , монастыри Сэра , Самье и Ташилунпо .
Тибетский стиль проявляется в чортенах , религиозных ступах, посвящённых Будде Шакьямуни . Позже чортены начали использовать в качестве усыпальниц для буддистских лам .
Со временем в Тибете начали возводить храмы в китайском стиле: здания в два-три уровня, каждый верхний уровень меньше по площади нижнего, крыши имеют загнутые вверх законцовки. Именно этот стиль из Тибета проник сначала в Монголию , а затем в Бурятию .
Архитектура жилых домов отличается накренёнными во внутреннюю сторону стенами и плоскими крышами. Дома красятся в белый цвет и окаймляются по периметру тёмной краской. В сельской местности дома обычно имеют уютный маленький дворик.
Храмы и дома строятся из камня, высушенного на солнце кирпича, реже из дерева.
В Тибет лунный календарь впервые пришёл из Китая в VII веке во время правления царя Сонгцэн Гампо , когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты.
Тибетский календарь является лунно-солнечным. Имеет 12-годичный цикл. Каждый год назван в честь того или иного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Таким образом, каждый 12-годичный цикл открывается годом Мыши. Дракон — единственное мифическое животное в этом календаре.
Вместе с названием животных в тибетском календаре используется определение «четырёх стихий»: Дерево, Огонь, Земля и Вода. И название года может выглядеть так: Год огненной мыши или Год деревянной лошади.
12-годичный цикл входит в больший, 60-годичный цикл. Новый год по тибетскому лунно-солнечному календарю ( Лосар ) наступает (в разные годы) в период с конца января до начала марта .
В тибетском буддизме есть специальные ламы , составляющие календари на каждый год и проводящие астрологические прогнозы .
Традиционная музыка Тибета берет своё начало в древней культуре Бон и связана с шаманскими ритуалами и сказаниями о народных героях.
Позднее, с приходом буддизма, музыка Тибета стала основываться на религиозных песнопениях на тибетском языке и санскрите . Такие песнопения характеризуются речитативным пением.
В религиозных ритуалах используют следующие музыкальные инструменты : ролмо (плоские музыкальные тарелки), нга (подвешенные барабаны), дамару (ручные барабаны), дрилбу (колокольчики), дунгчен (длинные трубы), канглинг (конический гобой) и дункар (раковина) и др.
Широко известен ритуальный священный танец — мистерия цам , который исполняют монахи в специальных масках и одеждах. Эти маски символизируют то или иное божество или демона. Каждое движение и жест в танце цам имеет своё значение и смысл.
В Тибете существует и более светская форма музыкального искусства: тибетская опера Лхамо , где танцы сопровождаются громкими песнопениями. Создателем тибетской оперы был монах, врач и поэт Тангтонг Гьялпо , живший в XIV веке .
Тибетская кухня имеет большие отличия от соседних стран. Тибетцы — скотоводческий народ, поэтому мясо и молоко составляет важную часть их национальной кухни.
Одним из самых любимых блюд для тибетцев являются пельмени момо , которые готовятся из мясного фарша с добавлением лука , чеснока , кориандра , соли , перца и тмина , а затем все это оборачивается в тесто и варится на пару.
Кроме этого, если в Индии и Китае главной аграрной культурой является рис , то в Тибете это ячмень . Из молотого ячменя делают национальное тибетское блюдо цампа . Цампа является основной пищей для тибетцев.
Важным в повседневной жизни является чай . Употребление чая в Тибете является особой культурой, отличной от китайской традиции . В чай тибетцы добавляют масло и молоко.
В кухне тибетцев много места занимает мясо и овощи. Меньше пряностей и специй . Очень мало рыбы и морепродуктов . Делают здесь и слабоалкогольное вино из риса .
Тибетцы носят халаты , рубашки , кожаные сапоги с заострёнными носками. Халат ( чуба ) у мужчин завязывается под правой рукой и подпоясывается двумя сотканными поясами. Рубашки также завязываются на правую сторону. Мужская и женская одежда не имеет карманов и пуговиц.
Тибетские женщины также носят чубу, с рукавами и без. Одежда их более разнообразная и яркая, с различными элементами, головными уборами и украшениями. Замужние женщины отличаются от девушек яркими полосатыми передниками .
На севере Тибета, где климат холоднее, местные пастухи носят меховые пальто. На юге, где климат тёплее, одежда более лёгкая и сшита из шерстяной ткани. Головными уборами являются фетровые или меховые шапки .
Особую одежду, отличную от мирян, носят тибетские монахи . Их одежда отличается крайним аскетизмом. Состоит из антаравасака («внутренняя одежда»), представляющая собой кусок ткани, которым оборачивают живот и ноги. Верхнюю часть тела оборачивают в кусок ткани большего размера, эта часть называется уттара санга — «верхняя одежда». Для защиты от холода поверх внутренней одежды монахи надевают сангати («внешняя одежда»).
По традиции махаяны монахи должны носить одежду только жёлто-оранжевого или бордового цвета. В комплект одежды монаха также входят головные уборы, обувь, штаны и рубашки .
Отличительной особенностью брачных отношений в Тибете является полиандрия . В древнем и средневековом Тибете присутствовали все виды брачных отношений, в том числе и полигамия . Позже полиандрия более широко распространилась по Тибету, за исключением провинции Амдо , где практикуется моногамия .
Многомужество представляет собой женитьбу родных братьев на одной девушке. Жена выполняет свои супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди. Очередь строго соблюдается: один из братьев выставляет свою обувь у дверей спальни, это считается знаком для других братьев, что он в сейчас находится с женой.
Выбор будущей супруги делает только старший брат. Все дети рожденные в таком браке, считаются его детьми. Подавать на развод имеет право также старший брат, однако для этого уже нужно согласие остальных братьев.
Имеется и такая разновидность полиандрии, когда к братьям может присоединиться посторонний мужчина. Это делается в том случае, если в семье долго не рождался ребёнок. Таким способом тибетская семья надеется заиметь наследника .
Полиандрия в Тибете прижилась по экономическим соображениям: бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей и сохранив для них общий родительский кров. Это давало возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог бы разорить многих тибетцев.