Панчен-лама IX
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́нчен-ла́ма ( тиб. པན་ཆེན་བླ་མ་ , Вайли : pan chen bla ma , кит. 班禪喇嘛 ) — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма . Панчен-ламы — линия перерождений ( тулку ), существующая с начала XVII века . Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи . «Панчен-лама» означает «великий учёный», от санскритского paṇḍit ( пандит , учёный) и тибетского chen (великий).
По поводу настоящего 11-го Панчен-ламы возникла конфликтная ситуация. Далай-лама XIV и высшие тибетские иерархи признают Гедуна Чокьи Ньиму . Его по всем канонам распознал Далай-лама XIV, но, вскоре, военные из КНР увезли нового Панчен-ламу и его семью. С 1995 года Гедун Чокьи Ньима считается пропавшим без вести. Вместо него Правительство КНР объявило Панчен-ламой Гьялцена Норбу . Однако духовенство Тибета и, в первую очередь, Далай-лама XIV не признают ставленника Китая.
Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот. При этом поиск следующей реинкарнации является вопросом сугубо религиозным, связанным со сложными ритуалами и выработанными традициями. При поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама. Эта традиция возникла со времён Четвертого Далай-ламы монгола Ендон Гьяцо (Ёндонжамц), который нарёк Панченом своего наставника — Лобсанга Чокьи Гьялцэна , учёного из монастыря Ташилунпо в Шигадзе . Три предыдущих реинкарнации Лобсанга Чокьи Гьялцэна были признаны также Панчен-ламами.
Впоследствии Пятый Далай-лама признал в качестве Пятого Панчен-ламы Лобсанга Еше. Седьмой Далай-лама признал в качестве Шестого Панчен-ламы Палдэна Еше, который, в свою очередь, распознал Восьмого Далай-ламу , а Восьмой Далай-лама распознал Седьмого Панчен-ламу .
С момента возникновения линии, резиденцией Панчен-лам стал вышеупомянутый монастырь Ташилунпо, основанный в 1447 году Далай-ламой I Гендуном Дубпой .
В первой трети XX века произошёл конфликт между чиновниками Далай-ламы XIII Тхуптэном Гьяцо и Панчен-ламой IX Тхуптэном Чокьи Ньимой . Тибет в то время нуждался в сильной армии, и буддийский первоиерарх повелел ужесточить налоговую политику в отношении монастырей. Это вызвало недовольство администрации Ташилунпо . В 1923 году Панчен-лама уехал из Тибета в Богдо-ханскую Монголию , а оттуда — в Восточный Китай , где вступил в контакт с китайским правительством Гоминьдана , которое назначило его «уполномоченным на западных границах» . В 1932 году Далай-лама призвал Чокьи Ньиму вернуться, однако тот отказался. Противостояние закончилось лишь со смертью обоих иерархов в 1930-х годах .
В 1959 году , после того как в У-Цанг вошли войска НОАК и Далай-лама XIV бежал в Индию , Панчен-лама X стал главной политической фигурой в Тибете. Однако спустя девять лет он был посажен в китайскую тюрьму, и освобождён в 1977 г. , при этом до 1982 г. он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 г. он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы школы Гелуг такое поведение является необычным. В 1989 г. , находясь в Шигадзе , он неожиданно умер в возрасте 51 года. Известно, что перед этим он произнёс речь с осуждением китайской оккупации Тибета. Некоторые организации критиковали его, называя китайской марионеткой, однако Далай-лама и большинство буддийских лам и учёных считали, что он делал всё возможное, попав в трудную ситуацию и пытаясь помочь людям.
14 мая 1995 года Далай-лама объявил новым Панчен-ламой шестилетнего Гендуна Чокьи Ньиму. Китайское правительство немедленно отреагировало, и «назначило» другого ребёнка — Гьялцена Норбу , а Гендун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно . Большинство верующих не признает Гьялцэна Норбу подлинным Панчен-ламой, так как вся система «назначений» высших лам партийными чиновниками КНР грубо противоречит религиозным канонам.
китаизированная транскрипция | транслитерация Уайли | другие написания и имена | ||
---|---|---|---|---|
1. | Khaichub Gêlêg Baisangbo | 1385—1438 | mkhas grub dge legs dpal bzang po | Khedup Gelek Palsang, Khedrup Gelek Pal Sangpo, Khedup Gelek Palsang |
2. | Soinam Qoigyi Langbo, Soinam Qoilang | 1438—1505 | bsod nams phyogs kyi glang po, bsod nams phyogs glang | Sonam Choklang, Sonam Chöklang, Sonam Choeklang |
3. | Wênsawa Lobsang Toinchub | 1505—1568 | dben sa pa blo bzang don grub | Wensa Lobsang Dhondup, Lobsang Dondup Wensawa |
4. | Lobsang Qoigyi Gyaicain | 1570—1662 | blo bzang chos kyi rgyal mtshan | Lobsang Chokyi Gyaltsen, Lobsang Choekyi Gyaltsen, Lobsang Choegyal, Lobsang Chökyi Gyaltsen |
5. | Lobsang Yêxê | 1663—1737 | blo bzang ye shes | , Lobsang Yeshe |
6. | Baidain Yêxê | 1738—1780 | dpal ldan ye shes | Palden Yeshe, Palden Yeshi |
7. | Dainbai Nyima | 1782—1853 | bstan pa’i nyi ma | Tenpe Nyima, Lobsang Tenpai Nyima |
8. | Dainbai Wangqug | 1854/1855-1882 | bstan pa’i dbang phyug | , Tenpe Wangchug |
9. | Tubdain Qoigyi Nyima, Gêlêg Namgyai | 1883—1937 | thub bstan chos kyi nyi ma, dge legs rnam rgyal | , Thubten Chökyi Nyima |
10. | Chinlai Lhünchub Qoigyi Gyaicain | 1938—1989² | phrin las lhun grub chos kyi rgyal mtshan | , Trinley Choekyi Gyaltsen, Choekyi Gyaltse, Chökyi Gyaltse |
11. | Gêdün Qoigyi Nyima / Gyaicain Norbu | 1989- / 1990- | dge 'dun chos kyi nyi ma / rgyal mtshan nor bu | / , Gyaltsen Norbu |
An article from «China Tibetology» Nr. 3, published in English, with the title «An example for posterity: Celebrating the Seventh Anniversary of the search for and confirmation of the Eleventh Panchen»; it explains in detail the Chinese government’s position on the search of reincarnations of the Panchen Lama: