Interested Article - Бело-голубая керамика

Тарелка периода империи Цин . XVIII век. Национальный музей (Варшава) , Польша

Бело-голубая керамика ( кит. 青花 — «синие цветы, узоры», англ. Blue and white pottery — бело-голубая посуда) — разновидность искусства вазописи . Изделия из керамики , фаянса , фарфора с голубой (синей) росписью, обычно подглазурной, при которой мастер пишет по поверхности предварительно обожжённого изделия (так называемый утильный обжиг, или по «по-сырому» слою белой оловянной глазури как в итальянской майолике ), а затем, поверх росписи, изделие покрывают прозрачным слоем блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом около 1000 °С.

Характерный синий цвет даёт оксид кобальта — краска, которая долгое время в истории керамики, до разработки широкой палитры полихромной росписи в Германии в первой четверти XVIII века, оставалась единственным пигментом , невыгорающим при обжиге. Отсюда характерный колорит бело-синей росписи, который долгое время сопутствовал истории расписной керамики ( итал. a berettino — по синему; итал. sopra azurro — на голубом), а также названия: «синий кобальт», «цветущий кобальт» .

Oкисью кобальта вначале расписывали свои изделия китайские мастера , позднее они стали добавлять чёрную, жёлтую, зелёную, розовую краски, и только в 1720-х годах заимствовали у европейцев посредством голландских торговцев рецепты других «обжигающихся красок» . Роспись синим кобальтом использовали голландские мастера делфтских фаянсов , испано-мавританской керамики , подмосковной Гжели , французских фаянсовых изделий из Руана.

Своим распространением голубой декор обязан иракским мастерам, в частности мастерских Басры . Однако в течение IX века импорт керамической продукции в Ирак шёл именно из Китая. В IX веке Ирак становится крупнейшим центром распространения фаянсовых изделий с кобальтовой росписью .

История

Династии Тан и Сун

Несмотря на то, что сильное распространение этот вид керамических изделий получил в XIV веке уже в IX веке во время правления династии Мин воспроизводились первые образцы схожей продукции. Благодаря археологическим раскопкам в районе провинции Хэнань на территории работы печей Гунъи обнаружены осколки бело-голубой керамики . Эти осколки не были фарфоровыми, а скорее глиняными, покрашенными голубым пигментом . До времени правления династии Сун кобальт иногда использовался в качестве вспомогательного материала, но не имел широкого распространения .

Династия Юань

Полное утверждение кобальтовых росписей в фарфоровом производстве произошло только при династии Юань . Цзиндэчжэнь окончательно становится ведущим производственным центром фарфора: при Мин и при Цин в нём выпускалось до 80 % от общего числа национальных фарфоровых изделий . Также при династии Юань происходит создание определённых категорий и форм предметов: блюда, чаши, вазы-гуанъ, бутыли с грушевидным (в форме тыквы-горлянки) туловом. Подлинных предметов эпохи Юань осталось немного.

Династия Мин

«Три приятеля холодного сезона», , Берлин, Германия.

В 1368 году после сложного периода гражданской войны династия Мин захватила власть в Нанкине — городе, расположенном в южной части Китая, и сделала его своей столицей. Нанкин был столицей Поднебесной вплоть до 1420 года, когда третий император династии Мин переехал в Пекин . Представители династии Мин не закрыли производство бело-голубой керамики, установив свой контроль и специализировав разные виды продукции, предназначенные для религиозных ритуалов и повседневного использования.

Яркий пример типичного декора этой эпохи — небольшая ваза, декорированная росписью голубого кобальта, под названием: «Три приятеля холодного сезона». На этой чаше изображены три вида растений — сосна , бамбук и цветущая слива . Данные орнаменты весьма характерны для керамики этого типа. Широкое распространение получили сочетания цветочных узоров с изображениями драконов , ставших особенно популярными во время минского правления .

Для минской эпохи наиболее примечательно региональное производство кобальтовой расписной керамики, но на уровне частных мастерских, которые располагались в провинции Сычуань . Нельзя сказать, что первые императоры минской династии Хунъу и Юнлэ были активными сподвижниками производства бело-голубой фарфоровой и керамической продукции, но уже в эпоху императора Сюаньдэ наметилась другая тенденция. Бело-голубая продукция XVI века характеризовалась большим исламским влиянием, в период правления императора Чжэндэ на изделиях часто присутствовала арабская каллиграфия . Огромное количество керамической продукции экспортировалось на рынки юго-восточной Азии.

XVII век

В течение XVII века продукция, созданная в Китае, активно экспортировалась на европейские рынки. Началось возникновение созвучия в китайской и европейской символике, использовавшейся при оформлении изделий. В 1640-х годах с приходом Маньчжурской династии было уничтожено огромное количество фабрик по производству керамических и фарфоровых изделий, в 1656—1684 годах с приходом династии Цин торговля прекратилась. Многие китайские беженцы продолжали развивать производство в Японии в мастерских в городе Арита, но экспорт фарфора из Японии шёл в небольших объемах. Сейчас считается, что именно в Арите зародилось производство японского фарфора. Постепенно китайские фабрики были восстановлены, и в 1740 годах японский экспорт фарфора прекратился .

XVIII век

В XVIII веке продолжился выпуск китайской керамической продукции для европейских рынков. В Европе постепенно начинает создаваться массовое производство керамической продукции, базировавшийся на переносе техник и особенностей китайского мастерства, и постепенно количество поставляемой продукции на Европейские рынки из Китая снижается.

См. также

Примечания

  1. Власов В. Г. «Цветущий кобальт» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 413—414
  2. Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец XIV— первая треть XVIII века. Каталог выставки. — Л.: Аврора, 1977
  3. (англ.) . archive.asia.si.edu. Дата обращения: 7 ноября 2018. Архивировано из 11 августа 2018 года.
  4. Weidong Li, Xiaoke Lu, Hongjie Luo, Xinmin Sun, Lanhua Liu. (англ.) // STAR: Science & Technology of Archaeological Research. — 2016-12-30. — Vol. 3 , iss. 2 . — P. 358—365 . — ISSN . — doi : . 30 января 2020 года.
  5. Nigel Wood. Chinese glazes: their origins, chemistry, and recreation Nigel Wood.,1999., p.97
  6. Genh Zhu, Jie Shao. The Origin of Blue-and-white and the Birth of Symbols.,2009 от 28 марта 2018 на Wayback Machine
  7. М. Е. Кравцова. История искусства Китая., c.709
  8. Craig Clunas. (англ.) . — Oxford University Press, 2009. — P. .
  9. М. Е. Кравцова. История искусства Китая.,.с. 706
  10. Ford, Barbara Brennan, and Oliver R. Impey, Japanese Art from the Gerry Collection in The Metropolitan Museum of Art, 1989, Metropolitan Museum of Art p.126-127 от 22 апреля 2022 на Wayback Machine
Источник —

Same as Бело-голубая керамика