Райндорф Альтах
- 1 year ago
- 0
- 0
Хунжэ́нь ( кит. 弘仁 , пиньинь Hóngrén , 1610—1663), мирские фамилия и имя Цзян Тао ( кит. трад. 江韜 , упр. 江韬 , пиньинь Jiāng Tāo ) — раннецинский художник, член Синьаньской школы живописи («синьань пай» 新安派), работы которого некоторые исследователи сравнивают с творчеством юаньского мастера живописи — Ни Цзаня . Как пишет Чжан Гэн, автор солидного трактата о живописи, Хунжэнь был искусен не только в живописном творчестве, но также в литературе и в стихосложении.
Цзян Тао родился в уезде Шэсянь . В детстве был чудаковатым, закомплексованным и замкнутым ребенком. Ещё с раннего детства он увлекался литературой и, очень рано потеряв отца, принялся рисовать, чтобы обеспечить и без того бедную семью. Однако ни одна работа, которую можно было бы связать с тем периодом жизни художника, не сохранилась даже в копиях.
Параллельно с этим не прекращал свою учёбу, и ещё до падения империи Мин получил невысокий чиновничий пост, сдав государственные экзамены на степень сюцая 秀才 (неофициальное разговорное название 生員 шэньюаня ― первой из трёх учёных степеней в системе государственных экзаменов кэцзюй при империях Мин и Цин).
Его стиль описывают как «дематериализованная, очищенная картина мира, …, привносящая спокойствие посредством геометрических абстракций». Стоит только посмотреть на картины «Горы и реки осенью» («цюцзин шань-шуй ту» 秋景山水圖) и «Подражание истокам» («фан ни шань-шуй ту» 仿倪山水圖), чтобы понять, что это определение полнее всего отражает суть творчества художника.
Потеря отца, разочарованность жизнью, падение империи Мин, заставили Цзян Тао отказаться от прежнего образа жизни и уйти в монастырь на горе Уишань , взяв буддийское имя «Хунжэнь». Впоследствии, в связи с этим, наравне с Куньцанем , Чжу Да и Шитао , его стали называть одним из «четырёх великих монахов» («сысэн» 四僧). Всех четверых объединяет то, что свою неудовлетворённость новым миром стремятся выразить не каким-либо агрессивно-политическим способом, а посредством пейзажной живописи.
В частности, в работах Хунжэня тёмные рисунки гор и равнин навевают на человека, смотрящего на картину, чувство меланхолии. «Сосна, долина, источник» («Сун хэ цин цюань ту» 松壑清泉圖) — картина, выполнена («шуан гоу чжу» 雙鉤竹) — методом наброски основы рисунка, которую затем закрашивают красками. Агрессивные, дерзкие черты гор, колючие деревья, которые прорываются сквозь камень — это то, что выражает безумство мира, которое пытается раскрыть художник.
Покинув монастырь на Уишане, Хунжэнь отправился скитаться по юго-западу Китая, а в итоге вернулся на свою родину — в Шэсянь. Однако он никогда не забывал о горах, регулярно забираясь на Хуаншань , который и стал постоянным объектом поздней живописи Хунжэня. Об этом можно судить по работам-эскизам, например «Эскиз в стиле шань-шуй» («шань-шуй цэ» 山水冊). Недаром в традиционной китайской историографии Китая часто встречается фраза «Ши-тао постиг душу гор Хуаншань, Мэй-Цин — их форму, а Хунжэнь — их сущность». Уединившись на долгое время в хуаншаньском монастыре Гухан, он как никто научился видеть горы такими, какие они есть: величественные и громадные, сквозь которые словно лезвиями прорывается горный поток.