Interested Article - Небесная магия

Небесная магия или математическая магия или астральная магия оккультно - эзотерическое понятие, встречающееся в трудах о магии , сочинённых европейскими гуманистами эпохи Возрождения в XV - XVI веках . Согласно их представлениям, данный вид магии в отличие от естественной , основан на применении математики (понимаемой как «законы числа, веса и меры») и позволяет «низводить энергии небесных тел» в физические, материальные тела, талисманы и т.д. и т.п.

Описание в старинных источниках

Данную разновидность магии (под названием «астральная магия») затрагивает в своих работах флорентийский мыслитель Марсилио Фичино . В 1477 году он работал над трактатом, так, впрочем, и оставшимся незавершенным, «Рассуждение против прорицаний астрологов». Главная мысль труда, к которой гуманист возвращается постоянно, состоит в том, что ум и душа человека, неподвластны влиянию звезд, более того – сами его используют :

Небо прямо воздействует на тело, опосредствованно – на чувство, связанное с телом, и никоим образом – на интеллект. Однако интеллект и воля могут потворствовать дурному чувству. И пусть не говорят, что подобно тому, как тело наше подвластно небесному телу, так же и ум наш подвластен небу, ибо тело наше [происходит] от того, небесного тела, ум же – не от какого-либо тела и не от движущего небом ума, но от Бога.

Фичино широко заимствует материал из весьма популярного в его время трактата о симпатической и астральной магии « Пикатрикс », рассказывает об изготовлении магических талисманов , коими человек обращает себе во благо нужные ему планетные энергии. Одной из главных целей этой талисманной магии, направленной на низведение определенных астральных токов и излучений в материальные тела, является восстановление или укрепление здоровья людей. Сын врача и сам врач, Фичино, как и большинство людей его класса и культуры, считал человеческий организм в целом и отдельные его части связанным с теми или иными зодиакальными знаками, а телесные темпераменты – с различными планетами .

У немецкого гуманиста Агриппы Неттесгеймского небесной магии посвящена вторая часть его основного труда « Тайная [оккультная] философия » (1510, изд. 1531) , в котором понятие тайная философия , вынесенное в заглавие всего труда, отождествляется с собственно магией . Уже в первых двух главах первой книги, озаглавленной «Естественная [природная] магия», Агриппа делает следующие отождествления наук с разделами магии. Поскольку, согласно Агриппе, существует три мира, «Стихийный», «Небесный» и «Интеллектуальный», исследоваться они должны тремя науками: физикой или естественной магией, раскрывающей сущность земных вещей; математикой или небесной магией, которая заставляет нас понять движение небесных тел; и теологией или церемониальной магией , которая позволяет людям понимать «Бога, разум, ангелов, разумные существа, демонов, душу, мысль, религию, таинства, церемонии, храмы, праздники и мистерии».

Фрэнсис Амелия Йейтс , английская исследовательница культуры Возрождения, описывая для современного читателя сущность небесной магии, приводит следующую выдержку из Агриппы (цит. по кн.2, гл.1 « Тайной философии ») :

Если маг следует методам натурфилософии и математики и владеет вторичными дисциплинами, происходящими из этих наук, – арифметикой , музыкой , геометрией , оптикой , астрономией , механикой , он может творить чудеса. До наших дней дошли остатки древних творений: колонн, пирамид, огромных рукотворных насыпей. Все это – дело математической магии. Как естественную силу обретают, используя естественные средства, точно так же использование средств абстрактных – математических и небесных – позволяет стяжать небесную силу и творить образы, способные предсказывать будущее (в качестве примера последних Агриппа упоминает латунную голову, изготовленную при восхождении Сатурна ).

Частью небесной магии у Агриппы являются магические квадраты , то есть числа, организованные в квадрат (либо собственно числа, либо их еврейские буквенные эквиваленты), согласующиеся с планетарными числами и обладающие властью низводить на землю влияния тех планет, к которым они относятся.

В книге Агриппы также содержится рассуждение о гармонии в ее отношении к звездам, о гармонии человеческой души, о влиянии музыки, должным образом сочиненной в согласии с мировой гармонией , на гармонизацию души .

Литература

  • Ficinus M. Disputatio contra iudicium astrologorum
  • De occulta philosophia libri tres. (1530)
  • Акопян О.Л.

См.также

Примечания

  1. Фрэнсис А. Йeйтc. Джордано Бруно и гeрмeтичeская традиция. — М. : Новое литературное обозрение, 2000.
  2. . www.argo-school.ru . Дата обращения: 5 июня 2021. 5 июня 2021 года.
  3. Christopher I. Lehrich. The Language of Demons and Angels: Cornelius Agrippa's Occult Philosophy. — 2003.
Источник —

Same as Небесная магия