Джульфа (Азербайджан)
- 1 year ago
- 0
- 0
Азербайджан — топоним , в разное время применявшийся к различным территориям, а также название современного государства в Восточном Закавказье .
Топоним «Азербайджан» происходит от парфянского и среднеперсидского Атурпатакан (Āturpātakān) — названия древнего государства Атропатена или Мидия Атропатена. Мидией Атропатеной ( перс. Мад-и-Атурпаткан , Мидия Атропатова), или просто Атропатеной, после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии , где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии Атропат (Атурпатак). Имя Атропат образовано из древнеперсидского «Āturpāt» - жрец-огнепоклонник (букв. «хранитель огня») .
Другое её название у античных авторов — Малая Мидия. От названия «Атурпаткан» через среднеперсидское «Адербадган» ( перс. Âzarâbâdagân ) происходит современное название Азербайджан . Страна была населена ираноязычными племенами мидийцев . Географически историческая Мидия Атропатена была расположена большей частью на территории нынешнего Иранского Азербайджана в Иране и на юго-восточных районах Азербайджанской Республики и ограничивалась Араксом . Средневековые арабские географы толковали название по-другому, производя его, как следствие народной этимологии , от личного имени Адарбадор — «храм огня» или «хранитель огня» (от слов «адар» — огонь и «байкан» — хранитель) , тем более что в Атропатене было действительно много зороастрийских храмов с горящими в них негасимыми огнями. Так, например, Якут аль-Хамави писал: « Некоторые полагают, что Азар означает „огонь“ на пехлевийском языке , а байган — „сторож“ или „хранитель огня“ и таким образом слово означает „храм огня“ или „хранитель огня“, что ближе к истине, ибо храмов огня в этих краях было очень много » .
Азербайджанский историк XIX века Аббас Кули Ага Бакиханов связывал происхождение слова «Азербайджан» с именем знаменитого полководца Бабека , возглавлявшего восстание иранских хуррамитов против Арабского халифата в этом регионе. Бакиханов в своём труде « Гюлистан-Ирам » писал: « Кажется, что название Азербайджан происходит от слова Азер-Бабеган, которое арабы произносят Азербабеджан, что значит: „огонь Бабека“. Как бы там ни было, огнепоклонство, сколько нам известно, получило своё начало в крае, называемом ныне Азербайджан » .
До 1918 года (провозглашения Азербайджанской Демократической Республики на территориях Восточного и Южного Закавказья) под Азербайджаном понималась, прежде всего, территория вокруг озера Урмия , некогда занимавшаяся Атропатеной, к югу от реки Аракс .
В средние века арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди отмечал, что территория, к которой применялся топоним Азербайджан, расширялась и севернее Аракса. Муганскую степь на северо-востоке включал в Азербайджан также Ибн Хордадбех , но не включали другие географы . Последний описывает Арран и Азербайджан отдельно. Историческим центром Азербайджана всегда являлась горная территория к востоку от озера Урмия . Таким образом, в период ранней арабской географии Азербайджан охватывал в основном северо-западную часть Иранского плато , а его пределы не сильно отличались от нынешних северных границ Ирана . В любом случае, со стороны низменных территорий Закавказья область едва превышала русло Аракса. Известный российский востоковед Вл. Бартольд отмечает, что Аракс являлся границей между Азербайджаном и Арраном . Согласно британскому антропологу область Мугань расположена в историческом Азербайджане .
В сочинении «Нузхат ал-кулуб» Хамдаллаха Казвини (XIV век) Нахичевань и Ордубад на левом берегу реки Аракс указываются в Азербайджане .
При Сефевидах , на некоторое время, с целью получения налоговых доходов, определённые земли к северу от Аракса были присоединены к провинции Азербайджан . Согласно энциклопедии «Ираника», термин «Азербайджан» при Сефевидах (XVI—XVII вв.) использовался для обозначения некоторых территорий к северу от Аракса, административно подчинявшихся наместникам провинции Азербайджан, но после падения Сефевидов постепенно вышел из употребления в этом смысле; азербайджанские авторы XIX века из России ( Мирза Адигезаль-бек и Мирза Джамал Джеваншир ) употребляют его только в отношении земель к югу от Аракса . В период Сефевидов, по мнению М. Аткин, название «Азербайджан» применялось ко всем мусульманским ханствам Восточного Кавказа , а также области к югу от реки Аракс .
В официальной хронике Ага Мухаммеда Каджара авторства Сарави указывается, что Каджары по происхождению были из «подобной раю провинции Сирия» (Velayat-e eram-neshan-e Sham) до того, как « жемчужина (племени) остановилась и поселилась и пустила корни в сокровищнице Гянджи в Азербайджане » (in javaher ra ganjineh-ye Ganjeh-ye Azarbaijan tavaqqof va tamakkon va tavatton etefaq oftad) .
При императоре Александре III (1881—1894) европейскими учеными и журналистами понемногу стал использоваться термин «Азербайджан» для обозначения земель Ширвана и Аррана, выделенных в Бакинскую и Елисаветпольскую губернии. В России этому примеру последовали лишь после 1917 года вследствие того, что на этих землях жили родственные персидским азербайджанские тюрки .
Генеральный консул Великобритании в Персии Кит Эбботт сообщал в 1863 году, что « страна, известная персам как Азербайджан, поделена между ими и Россией, при этом последней принадлежит около пяти восьмых от общей площади, которая по грубым оценкам занимает территорию приблизительно в 80,000 квадратных миль, или примерно соответствует размеру Великобритании; таким образом, 50,000 квадратных миль — это протяженность части, принадлежащей России, и 30,000 остается за Персией ».
Термин «Азербайджан» впервые был использован в качестве официального названия государства 28 мая 1918 года — тогда была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика , большая часть территории которой соответствует историческим областям Арран и Ширван . Однако ещё в начале 1920-х годов название «Азербайджан» в Закавказье недостаточно устоялось .
Ведущие специалисты по истории региона И. М. Дьяконов и В. Ф. Минорский отмечают, что до XX века термин «Азербайджан» употреблялся только в отношении тюркоговорящего региона северо-западного Ирана . По мнению В. В. Бартольда , « если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская Республика, то, скорее всего, можно было бы принять название Арран » .
15—20 апреля 1917 года в Баку состоялось заседание Конгресса мусульман Кавказа, где была сделана первая попытка определить азербайджанские стремления в условиях нового революционного переворота. Во время заседания Конгресса были услышаны откровенные требования автономного статуса для Азербайджана. Но по предложению Гаджи Зейналабдина Тагиева само название «Азербайджан» было убрано из окончательного текста резолюции .
28 мая 1918 года мусульманская фракция Закавказского сейма на своём заседании приняла решение декларировать независимость кавказского государства Азербайджан, объявив себя Временным Национальным советом Азербайджана . В радиограмме министрам иностранных дел ряда государств о провозглашении независимости Азербайджана премьер Фатали Хан-Хойский счёл необходимым сделать следующее пояснение: «Азербайджана, состоящего из восточного и южного Закавказья». Однако, Иран ответил на эту декларацию протестом, подозревая новую республику в посягательствах на свою северо-западную провинцию. Правительство Азербайджанской Демократической Республики использовало термин «Кавказский Азербайджан» в своих документах для обращения за рубежом, чтобы развеять иранские опасения . Таким образом, название «Азербайджан» было применено и для Аррана , одной из исторических областей Большого Ирана , антироссийски настроенными сепаратистами, и включало в себя территории ранее существовавших здесь ханств .
Как полагают В. В. Бартольд, И. М. Дьяконов и В. А. Шнирельман , подозрение иранских властей имело реальные основания, поскольку при создании Азербайджана мусаватисты полагали, что он составит единое целое с Иранским Азербайджаном . Австрийский иранист отмечает, что уже в СССР в соответствии с принципами советского национализма исторический регион Азербайджан был переосмыслен, как «Южный Азербайджан» с целью освобождения и воссоединения его с Азербайджанской Республикой, трактуемой как «Северный Азербайджан», что Фрагнер характеризует захватнической манипуляцией .
The first attempt to define Azerbaijani aspirations under the conditions of the new revolutionary upheaval was made at the meetings of the Muslim Congress of the Caucasus in Baku on April 15-20. Notably, this event included the participation of delegates from Daghestan, whose presence was meant to affirm
the historic ties of the Transcaucasian Muslims with their coreligionists to the north. The meeting resulted in a triumph for the Adami-i Markaziyyat, which swayed the majority of participants - particularly the Musavatists - in favor of its program. The final resolution included the statement that "the interests of the Muslim nationalities would be best served by a form of Russia's governmental structure based on a democratic republic organized on territorial-federative principles." 16 The congress heard even more outspoken demands for an autonomous status for Azerbaijan, but gave them no endorsement. Indeed, on the motion of Taghiyev the very name Azerbaijan was stricken from the final resolution.