Interested Article - Койре, Александр
- 2021-07-06
- 1
Алекса́ндр Койре́ (первоначально — Александр Вольфович Койра , фр. Alexandre Koyré ; 29 августа 1892 , Таганрог , Российская империя — 28 апреля 1964 , Париж , Франция ) — французский философ российского происхождения, историк науки и философии.
Биография
Александр Вольфович Койре (Койра) родился в 1892 году в Таганроге в еврейской купеческой семье из Одессы . В 1884 году его отец, Вольф Меерович (Владимир Маркович) Койра (1855—1908), перебрался из Одессы в Ростов-на-Дону , где открыл собственное дело . Уже в начале 1900-х годов Вольф Койре возглавил Российское общество колониальной торговли в Ростове, занимавшееся импортом чайной, бакалейной и москательной продукции, с филиалами в Одессе, Нижнем Новгороде , Санкт-Петербурге и других городах. В Таганроге мать философа Катерина Давидовна Левина (1860—1940, также родом из Одессы) гостила у сестры и вскоре после родов она вместе с новорождённым сыном вернулась в Ростов. В семье Койре было четверо детей — сыновья Михаил ( Michel Koyre , 1887—1962) и Георгий ( Georges Koyre , 1899—1944), дочь Джульетта ( Juliette Koyre , в замужестве Булатович; 1906—1990).
Среднее образование Александр Койре получил в гимназиях Тифлиса и Ростова-на-Дону . В ноябре 1907 года был арестован в Ростове в помещении типографии по подозрению в участии в деятельности местного отделения партии социалистов-революционеров ; освобождён под залог через три недели. Проходил по 1 части 126 статьи Уголовного уложения и находился под наружным наблюдением полиции. По этому же делу вместе с Койре проходил будущий социолог Георгий Гурвич , а также будущий поэт Оскар Лещинский . 23 апреля 1908 года он был повторно арестован и выслан за пределы Ростовского Градоначальства. Вместе с матерью, Екатериной Левиной, поселился у родственников в Одессе . 8 мая 1909 года дело Койре было рассмотрено выездной сессией Одесского военного суда в Новочеркасске , с вынесением оправдательного заключения «по недоказанности обвинения». Во всех судебных документах 1908 года будущий философ фигурирует под именем «Александр Вольфович Койра», на фамилию Койра заведена личная карточка в каталоге Департамента полиции, в запросе из канцелярии Херсонского Губернатора о политической благонадёжности студента Парижского университета Александра Вольфовича Койра (1913) также фигурирует такая запись фамилии.
В 1909 переехал в Гёттинген , где в течение трёх лет, в частности, слушал курс по философии основателя феноменологии Гуссерля и лекции Гильберта по математике. Для завершения образования переехал в Париж , где его застало начало Первой мировой войны . Волонтёром вступил в ряды Иностранного легиона , потом перешёл в русский полк и вплоть до осени 1917 года сражался на юго-западном фронте России .
В 1918 году вернулся в Париж , где у него уже сложились прочные связи в академической среде. С 1924 года Койре читает курс лекций в Практической школе высших исследований , сначала в качестве доцента, а позже «директора исследований». Докторская диссертация посвящена исследованию творчества немецкого философа-мистика Бёме (1929). Активно участвует в международной научной жизни, много публикуется, часто выступает в Париже и вне его как с отдельными лекциями, так и с целыми курсами. В частности, с 1934 по 1940 год несколько раз посещает Каирский университет в качестве приглашённого профессора .
Начало Второй мировой войны застало Койре в Каире . В 1940 году ненадолго возвращается в Париж , после чего с женой почти сразу выезжает в Каир , где во время визита де Голля получает важную дипломатическую миссию, для выполнения которой уезжает в США . Миссия была выполнена успешно, и в 1942 году в Лондоне Койре вновь встречается с де Голлем. Вместе с тем, за время пребывания в США активно включился в научную жизнь Америки, работая в Свободной школе высших исследований, организованной эмигрантами из Франции и Бельгии , а также в американской Новой школе социальных исследований, а также постоянно выступая с многочисленными докладами по истории философии и науки в различных учебных заведениях страны.
По окончании Второй мировой войны продолжил работу в парижской Практической школе высших исследований, а затем возглавил французский Центр исследований по истории науки и техники. В 1956 году одновременно получил назначение в Институте высших исследований в Принстоне и с тех пор поочерёдно проводил по шесть месяцев в Париже и в Принстоне, где был освобождён от выполнения каких-либо административных функций. В том же 1956 году занимает пост Международной академии истории науки . В 1961 году из-за болезни оставил этот пост, а в 1962 году прекратил поездки в Принстон.
Скончался в 1964 году. В память о Койре его именем названа медаль «За выдающиеся научные работы по истории науки», ежегодно вручаемая Международной академией истории науки .
Основные труды
Первые серьёзные работы посвящены истории философской и религиозной мысли. Первое его самостоятельное исследование было посвящено идее Бога у св. Ансельма , но опубликовано оно было лишь в 1923 году , год спустя после публикации его дипломной работы об идее Бога у Декарта . В этом тексте Койре пытается показать зависимость французского философа от средневековой схоластики , и тем самым разрушить традиционный образ Декарта. В 1920-е годы Койре продолжает заниматься историей философской мысли, изучает истоки немецкой метафизики, пишет серию работ, посвященных русским философам И.Киреевскому , Герцену , Чаадаеву , а также истории распространения идей Гегеля в России.
В начале 1930-х круг интересов Койре перемещается в область исследования истории науки. Особое внимание он уделяет исследованию истории развития научных и философских концепций Нового времени, взаимосвязи науки и философии, в частности, его перу принадлежат многочисленные статьи по истории теоретической механики и космологии .
Широкую известность получила книга Койре «От замкнутого мира к бесконечной вселенной» («From the closed world to the infinite universe»), вышедшая в 1957 году в США , посвящённая истории развития космологии в XVI—XVII веках, а также примечательна обширная монография «Революция в астрономии: Коперник, Кеплер, Борелли» («La Revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli»), вышедшая во Франции в 1961 году .
Семья
- Жена — Дора Наумовна Койре (урождённая Рейберман, 1889—?) .
- Сестра — Жюльет Койре, была замужем за Ростиславом Фёдоровичем Булатовичем (1906, Одесса — 1945, Париж), членом-основателем и секретарём масонской ложи «Гамаюн», секретарём лож «Друзья любомудрия», «Лотос», «Северное сияние» . Её второй муж Максимилиан Зунделевич ( Maximilien Sundeliowitz , 1903—1943) был депортирован из Парижа и погиб в концлагере .
- Дядя — Юдко Меерович (Юлий Маркович) Койре (1872—1900), присяжный поверенный в Одессе, выпускник юридического факультета Новороссийского университета . Тётя — Мария Марковна Рейберман (урождённая Койре), была замужем за финансистом, занятым в зерноторговле купцом, членом Одесского биржевого комитета Нахманом Гершевичем (Наумом Григорьевичем) Рейберманом (?—1923); на их дочери Доре (своей двоюродной сестре) был женат Александр Койре, на их дочери Фредерике — его старший брат Мишель Койре .
Публикации на русском языке
- Койре А. Рецензия: H. Bergson, Le Temps et la duree, 2e ed., Paris, 1922 // Версты . 1926. № 1. С. 234-37.
- Койре А. Трагедия разума (философия Э. Мейерсона) // Звено . 11.07.1926. № 180. C. 2-4, 11-12.
- Койре А. Рецензия: É. Meyerson La déduction rélativiste. P., 1925 // Версты . 1927. № 2. C. 269-74.
- Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / пер. с фр. Я. А. Ляткера, общ. ред., авт. предисл. А. П. Юшкевич, авт. послесл. В. С. Черняк. — М. : Прогресс , 1985. 286 с.
- Койре А. Направление исследований и проекты обучения, представленные Александром Койре собранию профессоров Коллеж де Франс // Вопросы истории естествознания и техники . 1992. No 4.
- Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века . — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994.
- Койре А. Философы и машина // Вестник РХД . 1995. № 172 (III).
- Койре А. Философская эволюция Мартина Хайдеггера / пер. О. Назаровой и А. Козырева // Логос . 1999. № 10. С. 113—136.
- Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной . — М.: Логос, 2001.
- Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / пер. с фр. Я. Ляткера. 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС , 2003.
- Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века / пер. с фр. А. М. Руткевича . — М.: Модест Колеров, 2003.
- Койре А. Размышления о лжи / пер. с фр. С. С. Шолоховой под ред. А. В. Ямпольской // Ежегодник феноменологической философии . — М.: РГГУ , 2013.
- Койре А. Этюды о Галилее / пер. с фр. Н. Кочинян. — М.: Новое литературное обозрение , 2022.
Примечания
- В списках от 22 декабря 2018 на Wayback Machine фамилия всех членов этой семьи призывного возраста указана как Койре , однако в от 4 марта 2016 на Wayback Machine за 1893 и 1913 года фигурирует фамилия Койра .
- , (англ.) — , 1964. — Iss. 21. — ISSN ;
- (фр.) — Montpellier: , 2001.
- Дроздова Д. Н. от 21 октября 2020 на Wayback Machine : В данной работе представлена подробная предэмиграционная биография философа.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine : Юдко Меерович Койра, дядя философа, проживал в Одессе по улице Жуковского, № 4; Сура Койра (бабушка, к тому времени вдова) — в 1893 году проживала по улице Успенской, № 43; торговому дому С. Койре и С. Бармаса принадлежал дом № 32 по от 24 февраля 2020 на Wayback Machine ( от 19 апреля 2021 на Wayback Machine ).
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine : Дед философа Давид Айзикович Левин, проживал в доме Зайченко по Пушкинской улице.
- Дата обращения: 8 ноября 2010. Архивировано из 24 сентября 2014 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2015. 20 декабря 2015 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2015. 20 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2015. 22 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2015. 21 сентября 2017 года.
Литература
- Дроздова Д. Н. (по архивным материалам) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2018. — Т. 46. № 4. — С. 100—106.
- Дроздова Д. Н. // История философии. — 2015. — Т. 20. № 1. — С. 259—279.
- Дроздова Д. Н. . Диссертация … канд. филос. наук. — М., 2012.
- — 224 с.
- Курилович И. С. // Философия и наука: проблемы соотнесения. Алёшинские чтения — 2016: Материалы международной конференции. Москва, 7-9 декабря 2016 г. / Отв. ред. Т. А. Шиян. — М.: РГГУ, 2016. — С. 158—164.
- Курилович И. С. // История философии. М.: Институт философии РАН, 2015. — Т. 20. № 1. — С. 274—281.
- Курилович И. С. . Круглый стол. Москва, Институт философии РАН, 25 сентября 2014 г. // Философские науки . — 2014. — № 9. — С. 154—157.
- Курилович И. С. // . — 2014. — № 10. Серия «Философские науки. Религиоведение». — С. 26-35.
- Макаренко В. П. // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. — 2017. — № 4. — С. 6-19.
- Черняк В. С. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Черняк В. С. К столетию со дня рождения Александра Койре. Коперниканская революция: По поводу философско-методологических оснований концепции философа // Историко-философский ежегодник 1992. — Москва, 1994. — С. 141—165 .
- Черняк В. С. // Методологические проблемы генезиса науки. — 2013. — С. 24—83 .
- Ямпольская А. В. Идея бесконечного у Левинаса и Койре // Вопросы философии . — 2009. — № 8. — C. 125—134.
Ссылки
- Абушенко В. Л. . Дата обращения: 3 марта 2023.
- 2021-07-06
- 1