Кушак (деталь одежды)
- 1 year ago
- 0
- 0
По́яс — аксессуар или элемент одежды , носимый на талии или бёдрах , служит для стягивания другой одежды и ношения чего-либо (например: личного (индивидуального) оружия ).
У латинян пояс ( Зостер — др.-греч. ζωστήρ ), которым платье связывалось выше бедер — Балте́й ( Balteus ) . На Руси (в России) верхнюю одежду подпоясывали кушаком .
Лента, обвязка, полоса ткани, шнуров или другого материала, которая завязывается, как правило, по талии или на бёдрах человека. Поддерживает одежду, покрывающую нижнюю часть тела ( штаны , юбку ) или не даёт распахнуться одежде, покрывающей верхнюю часть тела ( тулуп , халат ).
На Руси существовали нательные пояса, также пояса, которыми подпоясывали рубахи , сарафаны , поневы и плахты , а также пояса, которыми подпоясывали верхнюю одежду (полушубки, зипуны и тому подобное). Широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, как правило, назывался «кушак». В крестьянской культуре характерно обязательное опоясывание мужчинами верхней одежды (зипуны, шубы, полушубки); женщины в этих случаях пояс имеют на нательной или горничной одежде, не опоясывая верхнюю одежду.
Многообразие техник было характерным для народных костюмов:
Пояс — древнейший из аксессуаров одежды. Всегда имел не только чисто функциональное, но и декоративное значение и играл важную роль в комплексе этнических костюмов.
Датировать его возникновение невозможно, однако уже на неолитических менгирах — каменных стелах, изображающих фигуру человека, легко узнаются изображения поясов, разделяющих «фигуру». Археологические исследования могил бронзового века дают металлические детали украшений поясов. В бронзовый и железный века пояса-ремни были необходимой частью костюма кочевника, однако пряжка ещё не была изобретена, ей пока предшествовал крючок для пояса ( ). Самые ранние археологические свидетельства о таких крючках относятся к VII веку до нашей эры в Восточной Азии. Их делали из бронзы, железа, золота и нефрита . Пряжки, судя по всему, являются римским изобретением.
В Средние века, до изобретения карманов, пояса и навесы к ним являлись предметами первой необходимости — к ним подвешивались оружие, сумки, кошельки, столовые приборы и т. п. Также с помощью них обозначалась сословная принадлежность.
В XVII—XVIII веках, по мере усложнения одежды, пояса как крепеж утратили свое значения, поскольку возникли другие способы запахивания и удерживания. Они становятся модным аксессуаром. Но, например, с 1830-х до 1900-х из женской западной одежды они почти полностью исчезают. А в 1890 годах мужской ремень в США становится популярной заменой подтяжек.
В современной европейской одежде завязывающиеся пояса в основном вытеснены ремнями , которые затягиваются при помощи пряжки , либо полностью исчезли. Сохранились они в женском гардеробе, однако не в повседневном: для нарядных платьев, пояс для чулок и проч. В 1960-е годы модным аксессуаром были т. н. пояса Сен-Тропе. Пояса в виде ремней остаются заметным предметом мужского гардероба — для них в пояс брюк вшиваются петли- шлёвки .
Сейчас пояса сохраняются как рудименты национального костюма. Особую роль они до сих пор играют в культуре Японии: например, оби носят с традиционной одеждой, например с кимоно и юкатами ; женские оби завязываются в крупный декоративный бант за спиной. В XX веке в моду вошли харамаки . До этого также существовали солдатские пояса-амулеты сэннинбари .
В музеях мира хранятся такие исторические пояса, как « Пояс Гайаваты », Пояс Витовта (ювелирный), иранский Золотой пояс шаха , артефакт железного века — Гольштейнский пояс 2 в. до н. э. ( ). В число инсигний императоров Священной Римской империи входил пояс, .
В русской истории фигурирует пояс Софьи Витовтовны , ставший поводом к междоусобице .
В 2003 году из монет разных стран был создан Международный пояс мира ( ).
В античную эпоху пояс был символом супружеской верности, его жених дарил невесте на свадьбе . Известна его символика во время заключения брака в Древнем Риме : накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с поясом из шерсти, предназначавшуюся и для дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти ( лат. cingillum ) завязывался двойным геркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье. Позже в постели муж символически развязывал пояс на тунике, завязанный геркулесовым узлом, чтобы у него было так же много детей, как у Геркулеса. Священным именем богини Юноны на свадьбах было Цинксия ( лат. Cinxia ), так как первоначально заключившие брак были лат. cinguli — «опоясанные» .
Пояс считался символом чести и достоинства. В Средние века только дворянин имел право носить меч на поясе, и препоясывание мечом являлось частью ритуала возведения в рыцарское достоинство: при посвящении в рыцари посвящаемому повязывали пояс как знак его нового статуса. Во время же гражданской казни , наоборот, на эшафоте рыцаря снимали по частям рыцарское облачение (доспехи, рыцарский пояс, шпоры и прочее), а в кульминации разбивали щит с дворянским гербом.
Пояс везде, во всех культурах имел большую обрядовую роль. «Издревле повязывание вокруг талии веревки/пояса являлось знаком фактического обладания. На этом понятии строится вся система свадебных обрядов с участием пояса. Юношу, переходящего в разряд взрослых воинов, опоясывали боевым поясом, на котором носили оружие, и это служило знаком воинской возмужалости. Пояс отмечал ранг покойного в социуме. Прежде всего это отражалось в иерархии материала, из которого изготовлены накладки: золото-серебро-бронза. Богато украшенный пояс являлся признаком принадлежности к воинскому сословию и существовала связь между положением воина и богатством его накладок» .
На Руси было в древности принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана; даже новорождённой девочке повязывали поясок (опоясочку). Ходить без опояски считалось грехом. Выражение «распоясаться» в русском языке означает «обнаглеть», «забыть о правилах приличия». Сорвать с кого-то пояс при людях было тяжким оскорблением (таким же, как, например, дать пощёчину). У русских считалось, что «без пояса ходить грех». Особенно неприличным было молиться Богу без пояса . писал в 1880 году о великорусах: «От всех колдунов и от всех заговоров и всякой порчи носят на голом теле из тонкой сетки пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство и никакая порча» . В славянских обрядах венчания пояса имели свое значение.
По поводу Древней Руси Н. С. Борисов пишет: «пояса составляли наиболее ценную часть великокняжеской казны. Им придавалось особое, символическое значение. И в Орде, и в Византии они были в ту пору признаками социального статуса человека, его „визитной карточкой“. Материал, из которого сделаны сам пояс и его накладки, количество бляшек и подвесок — все имело определённое значение. На Руси в XIV—XV веках золотой пояс был необходимым знаком княжеского достоинства, а „золотая шапка“ и бармы — великокняжеского» . История с поясом Софьи Витовтовны подчеркивает их значение. Как отмечает исследователь древнерусских княжеских поясов, они «тщательно перечислялись в княжеских духовных грамотах. Всего в 15 княжеских духовных грамотах золотой пояс упоминается 46 раз. Общее количество золотых поясов, упоминаемых в 15 грамотах (из них 6 — великокняжеских, 9 принадлежат удельным князьям), — 41 (всего 46). Великим князьям принадлежат 27 золотых поясов, удельным — 14 (…) В духовных грамотах пояса упоминаются, пожалуй, чаще других предметов (…) В 1498 г. пояс участвует в обрядах, установленных после венчания великого князя: „за обедом, как бы в качестве дара, Дмитрию был поднесен широкий пояс, сделанный из золота, серебра и драгоценных камней, которым его и опоясали“. Пояс, не входя в категорию основных регалий, используемых в храме, выступал в качестве символического дара и тоже участвовал в церемониале» . В одном из иностранных документов написано по поводу Новгородской боярской республики, что ею управляли «300 золотых поясов»: точное объяснение историки пытаются найти .
Тиет — древнеегипетский символ богини Исиды , по одной из версий символизировал узел её пояса.
В античной мифологии фигурирует волшебный пояс Афродиты , ценный пояс амазонки Ипполиты (9-й подвиг Геракла).
Скандинавский бог Тор носил пояс силы Мегингъёрд из волшебных колец, удваивающий силу носящего. Атрибутом богини Фригг был пояс с ключами. Когда Зигфрид одолел Брюнхильду, он взял в доказательство её пояс и кольцо.
Индуистская богиня Кали носит пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.
Пояс упоминается в Ветхом Завете как аллегория: «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина» (Исайя, 11:5). В Первом послании апостола Петра говорится: «Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет 1:13), отсюда идет выражение «перепоясать чресла», то есть подготовиться . Золотой пояс является знаком священнического служения: в первой главе «Апокалипсиса» описано — «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною: и обратившись, увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1:12-13).
Важной христианской реликвией является Пояс Пресвятой Богородицы . Аналогичная католическая реликвия — пояс апостола Фомы (в искусстве — Madonna della Cintola ), хранится в соборе Прато, Италия ( ). Третий пояс Богородицы почитается восточными церквями ( ). В изобразительном искусстве стоит обратить внимание на пояс в изображении Девы Марии в сцене Непорочного Зачатия .
Пояс является символом силы и власти, верности, готовности к действию ; также он символизирует защиту тела. Также он является аллегорией девственности, то есть моральной чистоты и добродетели («развязать пояс» — отдать девственность). В сочетании со шпорами пояс становится символом рыцарства. Если он прилагается к Венере, то приобретает эротические, фетишистские коннотации, напоминает об обольщении . Золотой пояс является знаком священнического служения. Передача пояса другому — знак доверия и привязанности . Вдова Филиппа I Бургундского заявила о своих правах на наследование, положив свой пояс на его гробницу .
Эмблема королевы Клод Французской , иногда образует кайму эмблемы в виде лебедя со стрелой. Также он, полученный от Богоматери, является атрибутом апостола Фомы .В масонстве пояс является символом божественного знания, его изображение встречается в орнаментике .