Девятая планета
- 1 year ago
- 0
- 0
Грумман OV-1 «Мохок» ( англ. Grumman OV-1 Mohawk ) — американский турбовинтовой разведывательный и ударный самолёт. Совершил первый полёт 14 апреля 1959 года , всего построено 380 машин. Состоял на вооружении Армии США до 1990-х годов, поставлялся в Аргентину , Израиль и ФРГ .
В 1954 году армия США объявила тендер среди ведущих авиационных концернов страны на создание нового самолёта-разведчика , на смену морально устаревшему Cessna O-1 Bird Dog , который позволял вести лишь визуальное наблюдение.
15 февраля 1956 на конференции Армии США было предложено шесть разных проектов. Через месяц ВВС США представило окончательные требования для нового самолёта-разведчика, предусматривавшие создание хорошо защищённой двухместной двухмоторной турбовинтовой машины с укороченной взлетно-посадочной дистанцией, оснащённой самым современным разведывательным оборудованием.
Победителем тендера была признана фирма Грумман с проектом G-134, что оказалось достаточно неожиданным, так как раньше фирма Грумман специализировалась в основном на палубных самолётах, и разведчиками не занималась.Новым разведчиком так же заинтересовались силы ВМС и Морской пехоты США , но в дальнейшем они отказались от участия в проекте, перенаправив финансирование на другие цели.
В марте 1957 г. с фирмой-победителем заключили контракт, предусматривавший строительство девяти прототипов и предсерийных самолётов YAO-1AF.Разработка самолёта велась довольно быстрыми темпами, поскольку армия требовала, чтобы новый разведчик достиг операционной готовности к 1960 году. Первый из девяти опытных VAO-1AF (заводской номер 57-6463) поднялся в воздух 14 февраля 1959 г., пилотируемый лётчиком-испытателем фирмы «Грумман» Ральфом Доннеллом. На испытаниях VAO-1AF показал себя с очень хорошей стороны, самолёт был очень маневренным и имел низкую скорость сваливания (всего 111 км/ч.). Взлетная дистанция составляла лишь 360 м.
Заказчик в лице армии США остался доволен результатами прошедших испытаний, и в том же году состоялось подписание контракта на поставку первой серийной партии в 35 самолётов, вскоре увеличенной до 77 единиц. Поскольку разработка разведывательного оборудования отставала от создания самого самолёта, контракт предусматривал последовательное внедрение в производство трёх модификаций: AO-1AF, предназначенный для фоторазведки (36 единиц), AO-1BF с РЛС бокового обзора (17 единиц) и AO-1CF с инфракрасной аппаратурой (24 единицы).
В тот же период самолёт получил официальное название «Мохок» в соответствии с традицией присваивать летательным аппаратам Армии США имена индейских племен. Первоначально предполагалось назвать самолёт «Монток», но в конечном итоге выбор сделали в пользу более известного и воинственного племени мохоков . В 1962 г. в США были объединены существовавшие до того отдельные для каждого вида вооружённых сил системы обозначений летательных аппаратов, и АО-1 переименовали в OV-1.
Самолёт представляет собой турбовинтовой среднеплан с двухместной кабиной и трехкилевым оперением. Кабина хорошо остеклена, лобовое стекло оснащено стеклоочистителями. Пилот (слева) и наблюдатель (справа) располагались в катапультируемых креслах «Мартин-Бейкер» Мк5, обеспечивавших покидание самолёта при нулевой высоте и скорости 185 км/ч (впоследствии минимальную скорость снизили до 110 км/ч). Самолёт комплектовался двойным управлением, существенно облегчавшим обучение пилотов и повышавшим шансы на успешную посадку в случае гибели или ранения лётчика.
Защита экипажа обеспечивалась 25-мм лобовым бронестеклом, полом кабины из алюминиевой брони толщиной 6,4 мм, бронеспинками, а также дополнительными съемными бронелистами такой же толщины перед приборной панелью и позади кресел
Шасси трехопорное, с носовым колесом, комплектовалось пневматиками низкого давления и сверхпрочными стойками, обеспечивавшими эксплуатацию с грунтовых площадок.
Самолёты YAO-1/YOV-1 оборудовались ТВД «Лайкоминг» T53-L3 мощностью 960 л.с., а серийные OV-1А получили более мощные двигатели T53-L7 (1005 л.с.).Такие же двигатели устанавливались и на знаменитых вертолётах UH-1 «Хьюи»/«Ирокез» . Мотогондолы находились над крылом, благодаря чему элементы конструкции крыла в какой-то мере служили защитой двигателей от зенитного огня. Впоследствии, с появлением ПЗРК с тепловыми головками самонаведения оказалось, что крыло довольно удачно экранирует тепловое излучение двигателей, дополнительно защищая машину. Трехлопастные реверсивные винты Hamilton Standard имели довольно большой диаметр — 3,05 м.
Крыло самолёта имело угол поперечного V в 6,5° и оборудовалось развитой механизацией, включающей элероны , закрылки и расщепляющиеся предкрылки.
Довольно долго конструкторы подбирали схему хвостового оперения. На стадии макета проект G-134 имел однокилевое Т-образное оперение. Впоследствии оказалось, что для обеспечения продольной устойчивости при полёте на одном двигателе необходимо увеличить высоту киля сверх разумных пределов — до более чем трёх метров. Двухкилевую схему также забраковали ввиду недостаточной эффективности на взлёте и посадке. В конце концов, «Мохок» получил оригинальное трехкилевое оперение с «заваленными» вовнутрь шайбами, укреплёнными на концах стабилизатора
По бортам хвостовой части фюзеляжа находятся тормозные щитки с гидроприводом.
Внутренний запас топлива размещался в ёмкостью 1125 л, размещённом в фюзеляже над центропланом. Этот запас обеспечивал продолжительность полёта 2 часа 20 минут. Два 567-литровых подвесных топливных бака (ПТБ) увеличивали продолжительность нахождения машины в воздухе до 4,5 часов. Для перегоночных полётов изредка использовались 1134-литровые ПТБ.
По проекту самолёт комплектовался шестью пилонами для подвески разного рода вооружения, что вызвало протест со стороны ВВС, так как наносить удары по земле считало своё прерогативой. Поэтому в серию самолёт пошёл с двумя пилонами для подвески внешних топливных баков. Но уже первый опыт боевого применения во Вьетнаме показал, что действующие «по вызову» самолёты ВВС отнюдь не всегда успевают поразить вскрытые экипажами «мохоков» цели. Возникла вполне логичная концепция «вооруженной разведки», для реализации которой 54 OV-1A были оборудованы шестью пилонами и прицелом Мк 20. В таком варианте самолёты могли применять разнообразное вооружение — 7- и 19-зарядные блоки 70-мм НАР, тяжелые 127-мм НАР «Зуни» в четырёхзарядных блоках LAU-10, 500-фунтовые (227-кг) авиабомбы, а также контейнеры SUU-12 с 7.62×51mm пулемётами M134 Minigun.
Основу разведывательного оборудования самолёта OV-1A составлял аэрофотоаппарат (АФА) КА-30 (позже — KS-61), смонтированный на качающейся установке в отсеке за крылом. Для обеспечения ночной съёмки на крыле устанавливались два контейнера с 52 осветительными ракетами каждый (ракеты отстреливались вверх, чтобы их вспышки не «ослепляли» камеру). Данью «холодной войне» стала установка в хвостовой части фюзеляжа прибора радиационной разведки AN/ADR-6. Самолёт комплектовался KB- и УКВ-радиостанциями, а также полным набором навигационного оборудования для полётов ночью и в сложных метеоусловиях. Неотъемлемой частью разведывательного комплекса была наземная станция обработки фотоплёнки ES-38, устанавливаемая в контейнере на шасси 2,5-т грузовика.
Основным элементом разведывательной аппаратуры модификации OV-1B являлся радиолокатор бокового обзора AN/ APS-94 фирмы «Моторола». Антенна РЛС размещалась в подфюзеляжном контейнере квадратного сечения длиной 5,5 м. Станция обеспечивала обзор поверхности земли с одной или обеих сторон вдоль линии полёта и имела режим селекции движущихся целей. РЛС была составной частью комплекса AN/ UPD-2, бортовой компонент которого, кроме радара, включал аппаратуру передачи данных AN/AKT-18, а наземный был представлен станцией обработки информации AN/TKQ-2 на шасси 0,75-т пикапа. Данные, полученные от РЛС, фиксировались на фотоплёнку, на полях которой автоматически печатались дата, время и текущие координаты самолёта. OV-1В сохранил и АФА КА-30, а навигационное оборудование дополнила доплеровская навигационная РЛС.
Модификации оставшееся на стадии проектов
Проекты модификаций которым не были присвоены обозначения