Думер, Поль
- 1 year ago
- 0
- 0
Жозе́ф Атана́з Поль Думе́р ( фр. Joseph Athanase Paul Doumer ; 22 марта 1857 , Орийак — 7 мая 1932 , Париж ) — французский государственный деятель периода Третьей республики , 14-й президент Франции (1931—1932).
Родился в бедной семье железнодорожного рабочего-рельсоукладчика. Из-за низкой заработной платы его отца жилищные условия были тяжёлыми для семьи, которая тогда жила в комнате рабочего дома. В его свидетельстве о рождении указано, что он является сыном Жана Думера, «работающего на железной дороге», и Викторины Давид, «не имеющей профессии». В возрасте двенадцати лет из-за финансового положения его семьи ему пришлось бросить учёбу, чтобы поступить в подмастерья. Учился на гравёра на парижской фабрике медалей. В то же время он продолжает бесплатное обучение в Национальной консерватории искусств и ремёсел . Особенно интересуется математикой, химией, латынью и греческим языком. В 1876 году получил степень бакалавра наук с отличием.
В возрасте двадцати лет, освобождённый от военной службы из-за своего сиротского статуса, он был назначен профессором математики в колледже Менде (Лозер). В 1878 году он получил степень бакалавра математики — условие, поставленное отцом Бланш Ришель, Клеманом Ришель, чтобы он мог жениться на его дочери. Оставил преподавание в сентябре 1883 года, сославшись на проблемы со здоровьем, но на самом деле был раздражён критическим в его адрес отчётом Главной инспекции национального образования.
Затем сделал быструю карьеру журналиста в Париже. Через своего отчима он вошёл в контакт с несколькими республиканскими деятелями, включая сенаторов и генеральных советников Эйны Анри Мартена и Уильяма Ваддингтона . При поддержке последнего в 1883 году он стал главным редактором газеты Le Courrier de l'Aisne в Лаоне, где и обосновался. Во главе газеты, традиционно умеренной, он занимает очень радикальную линию и полемический тон. Поэтому, когда в конце 1883 года умер Анри Мартен, руководство газеты вынудило его уйти в отставку. После этого вынужденного ухода он вместе с Габриэлем Аното основал La Tribune de l'Aisne, первым директором которой стал и решительно повернул влево. Также сотрдуничал с парижскими газетами Le Matin и Le Voltaire.
В октябре 1887 года становится муниципальным советником в Лане . Две недели спустя, после отставки мэра города Жан-Франсуа Глатиньи, он был избран первым заместителем нового мэра Шарля Бонно. Его ключевое действие — начало строительства трамвая в Лане, который свяжет станцию с Верхним городом: введённый в эксплуатацию в 1899 году, трамвай будет функционировать до 1971 года.
На общенациональных выборах 1888 года был избран в Палату депутатов, где до сих пор идут жаркие дебаты между сторонниками монархии и республики. Здесь он является одним из немногих избранных представителей рабочего класса. Он голосовал против Лиссабонского законопроекта, направленного на ограничение свободы прессы и за отказ от системы списков в пользу мажоритарного голосования. Вместе с лидером радикалов Леоном Буржуа выступал за развитие производственных кооперативов рабочих, чтобы уменьшить влияние своих социалистических оппонентов. Его отношения с генералом Буланже ухудшились, когда он выступил против предложения последнего о пересмотре конституционных законов, а затем, когда он проголосовал за судебное преследование генерала и трёх депутатов от « Лиги патриотов ». На выборах 1889 года он потерпел поражение от кандидата буланжистов.
Благодаря своей законотворческой работе и связям с масонством в том же году он был назначен руководителем аппарата президента Палаты депутатов Шарля Флоке , а в 1891 году на дополнительных выборах был вновь избран в парламент. Впервые выступил с идеей введения подоходного налога , а в апреле 1894 года вместе с Годфруа Кавеньяком выдвинул предложение о прогрессивном подоходном налоге, которое, в частности, встретило сопротивление Раймона Пуанкаре и отклонено Палатой депутатов. Также активно занимался проблемами колониальной политики.
В 1895—1896 годах — министр финансов Франции. Стремясь уравновесить государственные финансы и социальную справедливость,проводит политику жёсткой экономии, переходя к плану сбережений и увеличению налога на наследство; выступает за введение всеобъемлющего и прогрессивного налога на прибыль. Его идеи персонализации прямого налогообложения вызывают сопротивление правых и значительной части общества. При поддержке социалистов принцип подоходного налога был одобрен Палатой депутатов. Однако жёсткое сопротивление Сената привело к отставке всего кабинета. Налог был окончательно введён только в 1914 году из-за необходимости увеличения государственных доходов в связи с началом Первой мировой войны .
В 1897—1902 годах занимал должность генерал-губернатора Французского Индокитая . На этом посту отвечал за реорганизацию управления колонией, которое в то время переживала серьёзный кризис. Выступил инициатором административной модернизации, направленной на объединение различных территорий Индокитая. В 1899 году по образцу индийской государственной службы он создал единый орган государственных служб, надзор за которым возложил на инспекторов, ответственных за борьбу с коррупцией и произволом. Требуя создания государства с эффективным административным и бюджетным аппаратом, он создаёт централизованные органы. Чтобы усилить общее правительство, он уменьшил влияние династии Нгуен . Для повышения распространённости французского языка он создал Французский институт Дальнего Востока . Также являлся основателем Ханойского медицинского университета .
Введение в 1899 году общего бюджета было сделано в ущерб местным бюджетам и, в частности, Кохинхина , главного экономического локомотива Индокитая. Это вызвало резкую критику в адрес Поля Думера со стороны прессы и руководства Кохинхина, представители которого утверждали, что он хотел заставить колонию платить за протектораты. Благодаря, в частности, таможенным пошлинам и установлению налогов по соли, опиуму и рисовому алкоголю, государственному сектору удалось быстро получить профицит бюджета. Хотя эти меры негативно отразились на уровне жизни коренного населения, в то же время они позволили получить через Банк Индокитая запустить несколько крупных инфраструктурных проектов (железные дороги, дороги, мосты, порты и т.д.). В Ханое его имя носит сооружённый в те годы железобетонный мост протяжённостью 1670 метров. В области сельского хозяйства он позволяет разделить землю в пользу колонистов и крупных французских компаний. Выступал за акклиматизацию каучука .
Являлся убеждённым сторонником строительства железной дороги, пересекающей всю территорию полуострова, «Трансиндокитая», план создания которой начал разрабатывать его предшественник, . Также завершил инфраструктурные работы в порту Хайфона . Перевёл правительство в Ханой, где он построил новую резиденцию для генерал-губернатора и в 1902 году назначил её столицей Индокитая вместо Сайгона .
Организовал в Ханое всемирную выставку, которая проходила в 1902 и 1903 годах, чтобы представить модернизацию, происходящую в Индокитае. Из-за высокой стоимости этого мероприятия бюджет города оказался в дефиците на десятилетие, что стало поводом для его отставки с пост губернатора.
Столкнувшись с критикой, которой он подвергался по возвращении на родину, в частности, по вопросу коренных народов, он опубликовал в 1905 году труд, посвящённый воспоминаниям об Индокитае, который послужил справочным материалом для французских военачальников во время Индокитайской войны . Генерал де Голль назвал его впоследствии его одним из лучших колониальных губернаторов в истории Франции.
В 1902 году был вновь избран в Палату депутатов, в 1903 году возглавил бюджетный комитет. С 1904 по 1931 год занимал пост генерального советника департамента Эна .
В 1905—1906 годах — председатель Палаты депутатов. В 1906 году после истечения полномочий Эмиля Лубе в первый раз выставил свою кандидатуру на пост президента Франции, однако потерпел поражение от Армана Фальера . Во время выборов в законодательные органы 1910 года остался без поддержки «левых» и проиграл голосование. На два года перешёл в бизнес-сектор. Являлся председателем многочисленных советов директоров, в частности Совета директоров General Electricity Company (CGE), Совета производителей и конструкторов железнодорожного и трамвайного оборудования, Совета директоров Российского горно-металлургического союза. До 1914 года также занимал пост вице-президента Союза металлургической промышленности (UIMM). В те же годы возглавил Национальное управление французских университетов и школ, созданное Леоном Буржуа и Полем Дешанелем с целью установления связей между французскими и зарубежными учебными заведениями. Таким образом, он способствовал созданию и развитию Французского института во Флоренции и Французского института в Санкт-Петербурге .
В 1912 году был избран от Корсики во французский Сенат . В начале 1913 года он присоединился к группе Республиканского союза, которая объединила радикально-демократических и радикально-социалистических левых. Выступал за необходимость реализации программы масштабного перевооружения французской армии. С началом Первой мировой войны возглавил гражданский кабинет военного правительства Парижа под руководством генерала Галлиени . Организовывал оборону французской столицы и её обеспечением продовольствием. С возобновлением в конце декабря 1914 года работы парламента гражданский кабинет военного правительства был упразднён.
В ноябре 1916 года он отправился с миссией в Петроград, чтобы договориться с императором Николаем II об отправке русских войск во Францию. В сентябре 1917 года был назначен государственным министром и членом Военного комитета в кабинете Поля Пенлеве . На этом посту он, в частности, он добился принятия законопроекта о найме на военную службу. Однако в сформированный через два месяца кабинет Жоржа Клемансо он не вошёл.
Являлся последовательным сторонником колониализма, помог в основании колониальную школу в Париже (1889) и Академию колониальных наук (1922), принадлежал к «колониальной группе» Палаты, которая призывала к «цивилизационной миссии» Французской Республике. Также занимал пост президента « Альянс Франсез », которая отвечала за развитие французского языка и культуры за рубежом.
В 1921—1922 годах вновь возглавлял министерство финансов. В сложных экономических условиях он проводит протекционистскую политику, повышая таможенные тарифы на импорт, организует кооперативные общества восстановления и определяет условия компенсации за ущерб, нанесённый войной. Во время Лондонской конференции (1921) он договорился о размере репараций, которые должна Германия, а затем выступил против проекта моратория, предложенного премьер-министром Аристидом Брианом . Столкнувшись с падением доходов, оставаясь приверженным принципу бюджетной сбалансированности, он инициировал реформу налоговой системы, создав консультативный комитет по налогам и государственным доходам. Он увеличивает французский бюджет с 20 до 28 миллиардов франков, в частности, за счёт сокращения операционных расходов государства и привилегий министерств.
В 1924 году после переизбрания в Сенат покинул группу Республиканского союза, чтобы присоединиться к группе радикально-демократических левых и радикально-социалистических групп под председательством . В июле 1925 года был утверждён председателем бюджетного комитета.
В 1925—1926 годах в третий раз занимал пост министра финансов. В период большого ажиотажа на финансовых рынках безуспешно пытался остановить падение франка и сократить государственный дефицит. Создал эмиссионный банк на Мадагаскаре и реорганизовал Maritime Credit. Был убеждённым сторонником налога на прибыль, от которого отказались консерваторы. Летом 1926 года президент республики Гастон Думерг попросил его сформировать кабинет. Однако, не имея большинства и отказавшись от каких-либо компромиссов по вопросу военных репараций, он отказался от должности главы правительства. В ноябре 1926 года он вернулся на пост президента финансового комитета Сената.
В 1927—1931 годах — председатель французского Сената. Продолжая свою правую эволюцию, в январе 1931 года он покинул группу радикально-демократических левых и радикально-социалистических сил.
На президентских выборах 1931 года ему противостоял Аристид Бриан , который неоднократно возглавлял французское правительство. Однако на тот момент у министра иностранных дел Бриана среди парламентариев было довольно много противников, в то время как политически нейтральный, лично честный и стабильный в своей карьере Думер явился устраивавшей всех кандидатурой. Сыграла роль и трагическая судьба его семьи.
74-летний Думер был одним из самых пожилых президентов Франции на момент вступления в должность (ему было только на 53 дня меньше, чем Адольфу Тьеру ). На этот непродолжительный период [ какой? ] пришёлся ряд правительственных кризисов. Много времени уделял исполнению представительских функций. В подтверждении своей приверженности принципу финансовой ортодоксальности, сокращая операционные расходы и количество приёмов в Елисейском дворце. Увлечённый наукой, он работает над созданием зоологического парка « Венсенский лес », который откроет уже его преемник.
В сфере внешней политики и национальной обороны, которые вызвали его интерес в напряжённом глобальном контексте, он был решительным англофилом : неоднократно разговаривая с британским послом во Франции, он защищал союз с Соединённым Королевством. Противник какой-либо франко-германской дружбы, он отказался принимать представителей Веймарской республики в Елисейском дворце от имени своих сыновей, погибших за Францию. Был привержен политике колониализма , в частности, принимал участие в Международной колониальной выставки , которая проходила с мая по ноябрь 1931 года в Париже.
Его президентский срок продлился без недели год и был прерван от руки убийцы: 6 мая 1932 года русский эмигрант, казак, автор сборника стихов и «основатель фашистской зелёной партии» Павел Тимофеевич Горгулов , имея пригласительный билет на имя «писателя-ветерана Поля Бреда (Paul Brède)» (его литературный псевдоним), прошёл на книжную ярмарку ветеранов, которую открывал президент республики, и выстрелил в него несколько раз из пистолета Browning M1910 . В президента попали две пули: одна в основание черепа, выйдя за ухом, а другая в правую лопатку. Потерявший сознание Думер был доставлен в госпиталь, где во время операции пришёл в себя и спросил: «Что со мной случилось?» Ему ответили: «Вы попали в автомобильную аварию». — «Надо же, я ничего не заметил!» — сказал Думер, вновь впал в забытье и скончался в 4 часа утра 7 мая.
Погибшему президенту были устроены торжественные похороны с заупокойной мессой в соборе Нотр-Дам де Пари . Правительство предлагало похоронить Думера в Пантеоне , как и убитого в 1894 году президента Сади Карно , но вдова главы государства не пожелала этого; гроб Думера был внесён под сень Пантеона, но затем предан земле в семейном склепе на кладбище Вожирар .
Русская эмиграция , стремясь проявить признательность Франции и отмежеваться от Горгулова, почтила память Думера. Панихида о нём была отслужена митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Александро-Невском соборе на улице Дарю ; в панихиде участвовали представители Русского общевоинского союза и других эмигрантских военных организаций. На торжественной мессе в день похорон присутствовал глава РОВС генерал Е. К. Миллер и другие деятели белой эмиграции.
В декабре 1879 года в возрасте 22 лет по рекомендации Анри Мартена и Уильяма Ваддингтона был посвящён в масоны Парижской ложей Union Fraternelle, соучастником и хозяином которой он стал в следующем году.
По назначению от Братского союза он с 1884 по 1888 год находился в составе конвента либерального послушания ложи « Великий восток Франции », с 1888 по 1895 год входил в совет ложи. В отличие от других политиков, он отказывается выходить из масонства, когда был избран депутатом парламента. Затем он был связан с двумя ложами в Айснепе, с ложей Эльзас-Лотарингия, а также с ложей Вольтера, соучредителем и «почтенным хозяином» которой он был в течение нескольких лет. В 1891 году он присоединился к ложе Le Réveil de l’Yonne.
Масонство позволило ему наладить отношения с политическими деятелями, в частности с Леоном Буржуа. В своём послушании он защищала выраженный патриотизм, антиклерикализм и реформу налоговой системы. На посту министра финансов (1895—1896), он участвовал в работе, проводимой «Великим Востоком» по подоходному налогу.
Впоследствии он разочаровался в масонстве, считал это следствием пагубной трансформации в виде доносительства, фаворитизма, интернационализма. В ходе президентских выборов 1906 года столкнулся с враждебностью масонов. Однако до конца жизни оставался почётным членом Союза братств.
В августе 1878 года в ратуше 2-го округа Парижа он женился на Бланш Ришель (1859–1933) из семьи, в которой он жил во время учёбы. От брака рождаются восемь детей:
Памяти погибших в Первую мировую войну сыновей Думер посвятил политический трактат-завещание «Книга моих сыновей». После его смерти в Париже был издан русский перевод этой книги.