Аятоллы Ирана
- 1 year ago
- 0
- 0
Движение аятоллы Шариатмадари ( азерб. Ayətullah Şəriətmədari hərəkatı ; перс. قیام آیت الله شریعتمداری ) — движение великого аятоллы Мохаммеда Казема Шариатмадари и его сторонников за автономию азербайджанцев в Иране .
Этнические меньшинства сыграли особенно важную роль в Исламской революции в Иране по трём причинам. Во-первых, этнические меньшинства имели развитые сети связей между собой в разных местах по всему Ирану, что сделало их силой, которую было относительно легко мобилизовать для антирежимной деятельности революции. Во-вторых, этнические меньшинства были недовольны режимом Пехлеви , который подавлял их этническую культуру и предоставлял центру, где доминируют персы , преференции в экономической сфере. Наконец, у многих азербайджанских и курдских семей были родственники, которые были убиты или сосланы режимом после падения провинциальных правительств в 1946 году .
Азербайджанцы были одной из самых активных группировок, которые работали над свержением режима Пехлеви в Иране, а Тебриз был одним из центров революционной деятельности. Большинство азербайджанцев, поддержавших революцию в Иране , ожидали, что она приведёт к демократизации, и, за исключением тех, кто выступал за версию исламского правительства Хомейни , большинство верило в то, что демократизация, если и не приведёт к полной культурной автономии, то хотя бы положит конец запрету на культуру и язык этнических меньшинств . Одним из факторов, способствовавших ранней широкой поддержке революции среди азербайджанцев , была их массовая миграция из деревень в крупные города азербайджанских провинций и в Тегеран в 1960-х и 1970-х годах . В то время наибольший процент мигрантов в городские центры Ирана прибыл из азербайджанских провинций, где высокий уровень рождаемости и отсутствие новых рабочих мест создавали избыточную рабочую силу. Многие из этих мигрантов жили в тяжёлых условиях в трущобах, примыкающих к Тегерану и Тебризу , в которых не было поддержки и ограничений традиционных деревень, которые они покинули. Дети, рождённые в трущобах, ещё больше отдалились от традиций родительского дома. В этих условиях мигранты были мобилизованы на революционную деятельность. Кроме того, в населённом преимущественно персами центре страны, многие азербайджанцы впервые столкнулись с обращением как с гражданами второго сорта и оскорблениями со стороны персов, что способствовало их отчуждению от режима. Государственная политика Пехлеви по экономической дискриминации периферии, и особенно Азербайджана , также как и подавление культуры этнических меньшинств способствовала поддержке революции среди азербайджанцев. Однако, хотя азербайджанцы составляли значительную часть революционных активистов, а Тебриз был центром антишахских демонстраций, азербайджанцев можно было найти в ядре режима Пехлеви .
Тебриз , с самым большим азербайджанским населением в Иране, был центром революционной активности, которая ускорила падение режима Пехлеви . Азербайджанцы воспользовались ослаблением власти режима над их деятельностью, чтобы выразить этническую идентичность и выдвинуть требования, основанные на этнической принадлежности, и многие публикации появились на азербайджанском языке. Тебризский университет был центром наиболее агрессивной антиправительственной деятельности в этот период . Начиная с декабря 1977 года студенты подняли волну протестов против режима Пехлеви. 5 декабря студенты собрались у входа в университет и кричали по- азербайджански : «Мы требуем демократии!» и «Мы требуем свободы!» . Студенты выбрали 12 декабря (21 Азара по иранскому календарю) для организации одной из своих самых важных демонстраций. Эта дата имеет важное значение для азербайджанцев , так как она служит напоминанием как о дне установления, так и дне падения Регионального Правительства Азербайджана в Иране в 1945 — 1946 годах соответственно. Несмотря на то, что большинство их лозунгов отстаивали общие цели иранцев, выбор даты демонстрирует их азербайджанское самосознание и важность, которую они придавали борьбе своих предшественников. Чувствительный к любым признакам этнической политической деятельности, режим Пехлеви написал в газете « Эттелаат » , что демонстрация состоялась 19 декабря .
Антиправительственные демонстрации в Иранском Азербайджане не ограничились Тебризом . В феврале 1978 года студенты провели ряд демонстраций в Университете Резайе ( Урмия ). В течение 1978 – 1979 годов азербайджанские ашуги часто появлялись в автобусах в Иране, пропагандируя революцию своими стихами. В Тебризе деятельность против шахского режима вступила в новую фазу 18 февраля 1978 года. В ответ на убийство примерно 162 демонстрантов в Куме 9 января, аятолла Шариатмадари призвал население Ирана к забастовке на сороковой день траура по жертвам. Демонстрации были проведены по всей стране, но протест в Тебризе был наиболее ожесточенным и сопровождался насилием. За инцидентами в Тебризе последовала череда волнений по всему Ирану, которая усиливались, поднимая уровень конфронтации с режимом Пехлеви . Демонстрация в Тебризе положила начало сорокадневному циклу подобных мероприятий по всему Ирану в ознаменование «Тебризской резни» . После восстания в Тебризе антишахская активность вспыхнула по всему Ирану. Это было одним из катализаторов, разрушивших контроль над режимом Пехлеви. В Тегеране азербайджанские сыграли важную роль в организации забастовки на базаре в знак протеста против убийств в Куме . Азербайджанцы опубликовали заявление в поддержку забастовки, игнорируя указания аятоллы Хонсари, самого высокопоставленного религиозного лидера Тегерана в то время, который возражал против такой акции. Однако главный этнический азербайджанец аятолла Шариатмадари призвал к протесту .
13 апреля 1978 года главный муниципальный базар в Тебризе закрылся в знак солидарности с демонстрацией студентов Тебризского университета, где был убит студент. 8 мая в университете прошла очередная демонстрация, в ходе которой в столкновениях с силами безопасности был убит ещё один студент, а 22 получили серьёзные ранения. Большинство преподавателей и сотрудников университета поддержали студенческие протесты. Многие азербайджанцы пришли в ярость во время траура. 10 мая 1978 года правительственные силы нарушили традиционно уважаемое право на убежище в домах религиозных лидеров. Они преследовали группу протестующих и застрелили двух студентов-теологов в доме аятоллы Шариатмадари в Куме . Одна из крупнейших демонстраций революции прошла 10 декабря в Тебризе; в этой демонстрации участвовало 700 000 человек. В тот же день крупные демонстрации прошли также в Ардебиле и Зенджане . 18 декабря в Тебризе к демонстрации, в которой приняли участие 15 000 протестующих, присоединились солдаты Тебризского гарнизона, чья работа заключалась в подавлении демонстраций. Затем к демонстрациям присоединились дополнительные солдаты. 8 января 1979 года в Тебризе вспыхнули жестокие демонстрации, демонстранты подожгли многие общественные здания. Шах Мохаммед Реза Пехлеви покинул страну 16 января .
Как и в прошлом, члены этнических групп были склонны следовать и принимать мнения аятолл, принадлежащих к их собственному этносу. В революционный период многие традиционные и светские азербайджанцы очень уважали аятоллу Мохаммеда Казема Шариатмадари . Аятолла Шариатмадари не был частью нового режима и не стремился занимать политическую позицию в Исламской республике . Он считал, что священнослужители не должны становиться профессиональными политиками, а должны давать им советы и помогать . Спор о желаемой роли духовных лиц в политике и степени централизации режима был основным вопросом, разобщавшим аятоллу Шариатмадари и аятоллу Хомейни . Очевидно, что в противодействии централизации режима в Иране на Шариатмадари, как на азербайджанца, который провёл большую часть жизни в азербайджанской провинции , оказало влияние его прошлое .
В апреле 1979 года в Тебризе возникло общество защиты прав и свобод народов Азербайджана . К числу её требований относились предоставление всех национальных прав азербайджанцам , объединение Западного и Восточного Азербайджана в единую административную единицу, создание автономной власти с правом решать местные финансовые и культурные вопросы . Великий аятолла Шариатмадари был противопоставлен правящей религиозной элите в Тегеране . Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, он считался главным религиозным авторитетом в Иране . Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей . Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты. Последнего поддерживала группа «Пишгаман» («Разведчики») , образовавшаяся в Тебризском университете. Она состояла из студентов и рабочих, пытавшихся установить в Южном Азербайджана местную автономию .
Через неделю после того, как сторонники Хомейни основали Исламскую республиканскую партию , 25 февраля 1979 года соратники аятоллы Шариатмадари учредили (МНРП, известную как Халг или Халг-е Мусульман ). Эта партия поощряла членство представителей всех этнических групп, но состояла в основном из жителей азербайджанских провинций и азербайджанских базаари из Тегерана . Программа партии МНРП призывала к автономным правам национальных меньшинств в рамках единого Ирана . Она считала, что в разных эялетах (крупных провинциях) в Иране должны быть свои парламенты. Официальная газета МНРП «Халг-е Мусульман» издавалась на персидском языке, но несоразмерно освещала вопросы, связанные с Азербайджаном. Целью руководства партии было выполнение задач для всего Ирана, но МНРП была наиболее активна в азербайджанских провинциях и сосредоточена на вопросах, связанных с децентрализацией режима в Иране. Эта партия состояла из людей с разными политическими ориентациями, в том числе из некоторых либеральных групп, объединённых преимущественно азербайджанским происхождением, которые чувствовали себя защищёнными от преследований под исламским прикрытием организации. МНРП учредила отделения в большинстве городов и сёл в провинциях Азербайджана .
Отношения между аятоллой Шариатмадари и основателями МНРП были очень тесными, и, фактически, сын Шариатмадари, Хасан ?! , был одним из её лидеров. Аятолла Шариатмадари и движение объединились в своей борьбе против велаят-э фагиха — централизации всей государственной власти вокруг одного верховного лидера . Движение не подчинялось приказам аятоллы Шариатмадари, он же не пытался управлять партией. Оно действовало децентрализованно, о чем свидетельствуют выборы в . Совет экспертов был избран в августе 1979 года для разработки проекта конституции Исламской Республики. Участие в выборах в Совет экспертов было предметом разногласий между аятоллой Шариатмадари и МНРП. Шариатмадари утверждал о необходимости бойкотировать выборы, поскольку он выступал против того, чтобы, вместо всего избранного совета, проект конституции разрабатывал комитет. Местное отделение МНРП в Азербайджане считало важным участие в разработке конституции, особенно для обеспечения того, чтобы конституция гарантировала региональные права. Как децентрализованная партия, отделение МНРП в Азербайджане могло принимать собственное решение и выдвигать кандидатов. Представители МНРП из Азербайджана были единственными избранными делегатами в Совет экспертов, которые не принадлежали к партии Хомейни . Это показывает, что взгляды преобладающие в азербайджанских провинциях сильно отличались от остальной страны .
Когда был созван Совет экспертов, азербайджанское отделение МНРП продвигало идею создания Совета провинций (Меджлис-э эялат) как части Меджлиса в Тегеране . В сентябре 1979 года организация МНРП в Азербайджане, Объединённая народная партия Азербайджана, призвала к созданию парламентского органа для представления провинций. , руководящий представитель из Азербайджана , представил на Совете экспертов предложение:
Cоздание Совета провинций и Совета народов (халг) Ирана поможет предотвратить концентрацию всей власти в руках центрального правительства и ослабит полномочия центральных провинций по принятию решений. Создание такого института поможет добиться реального равенства между народами (халг) Ирана.
Это заявление отражает стремление к расширению представительства провинций и меньшинств в Иране, а также стремление азербайджанцев к расширению полномочий по принятию решений в провинциях .
Степень политической мобилизации по этническому признаку в этот период иллюстрируется подавляющей поддержкой , которую азербайджанцы оказывали аятолле Шариатмадари на протяжении 1979 года в отношении основных вопросов его противостояния с Хомейни . Эта конфронтация достигла апогея по вопросу о проекте конституции Исламской Республики. Шариатмадари считал, что централизация власти в руках велаят аль-фагих узурпирует суверенитет народа, и призвал к предоставлению местных прав. Зная о возражении Шариатмадари против централизации власти в новой конституции и, предположительно, из-за того, что чрезмерная централизация власти противоречила интересам азербайджанских провинций, большинство азербайджанцев, наряду с большинством других крупных неперсидских этнических групп, бойкотировали референдум по конституции, состоявшийся 2 декабря 1979 года . К концу 1979 года , стало ясно, что новый режим Хомейни не собирался предоставлять автономию азербайджанцам .
Несмотря на несогласие аятоллы Шариатмадари с конституцией, радио распространило от его имени объявление утверждающее, что он издал фетву о голосовании в её пользу на запланированном референдуме. Когда общественность узнала об обмане, она пришла в ярость. 2 декабря 1979 года в Тебризе прошла большая демонстрация, на которой протестующие заявили о несправедливом обращении с азербайджанцами в средствах массовой информации и назвали референдум «сфальсифицированным» . 5 декабря азербайджанцы со всей провинции и за её пределами устремились в Тебриз, чтобы принять участие в демонстрации, которую МНРП организовывала на следующий день. 5 декабря на дом аятоллы Шариатмадари в Куме было совершено нападение, и один из его охранников был убит. Это нападение произошло после неоднократных требований правительственных чиновников отменить демонстрацию 6 декабря, что позволяет предположить то, что оно могло быть заказано правительством, чтобы запугать Шариатмадари и заставить МНРП согласиться с требованиями правительства. Массовая демонстрация 6 декабря превратилась в протест не только против новой конституции, но и против нападения на дом Шариатмадари. Демонстранты напали на вышку связи в Тебризе, транслировавшую Радио Тебриз, которое было источником вводящей в заблуждение передачи, и взяли её под контроль .
Требования демонстрантов и интенсивность их действий показывают, что проблема конституции и нападение на Шариатмадари лишь спровоцировали их антиправительственную активность. Их требования отражали два вопроса, которые были предметом разногласий между правительством и представителями азербайджанцев летом 1979 года : местный контроль над назначением должностных лиц в азербайджанской провинции и влияние на местные СМИ. Протестующие заняли символы этих двух проблем: центр радио и телевещания, а также офис и резиденцию губернатора провинции. Кроме того, протестующие получили контроль над гражданским аэропортом, а армейские силы, дислоцированные в Тебризе , отказались им противостоять. Повстанцы получили поддержку военно-воздушных сил в Тебризе, а солдаты в военной форме участвовали в трёх демонстрациях в поддержку аятоллы Шариатмадари. Восстание быстро распространилось за пределы Тебриза, и азербайджанские оппозиционные силы заполучили контроль над многими правительственными объектами в азербайджанских провинциях , например, в Урмие и Ардебиле . Филиалы МНРП в Урмие и других городах выразили поддержку восстанию и Шариатмадари в его противостоянии с Хомейни . Некоторые жители Урмии, следуя примеру действиям в Тебризе, попытались захватить коммуникации, но в последний момент были предотвращены. В городе Герми, недалеко от Ардебиля, местные силы захватили все правительственные объекты, включая местную тюрьму; они освободили всех заключённых, а вместо них посадили в тюрьму всех местных Стражей исламской революции .
В ряде случаев повстанцы подчеркивали желание народа контролировать дела провинции. Например, в коммюнике, зачитанном по радио, МНРП призвала к отстранению представителей как аятоллы Хомейни , так и генерал-губернаторства в Азербайджане. В документе также содержался призыв «уважать права азербайджанского народа , как и курдов » . Во время демонстраций в Тебризе , на некоторых официальных баннерах МНРП был изображён лозунг «самоопределение народам Ирана» . По словам очевидца, участвовавшего в демонстрациях, эти баннеры были изготовлены профессионально, что свидетельствует о том, что это была одна из сформулированных целей МНРП . Интересно, что баннер был напечатан на персидском языке. Очевидец считает, что это было сделано для того, чтобы получить в этой борьбе поддержку других этнических меньшинств, в основном курдов . Участники демонстраций рассказывали, что все речи были на азербайджанском языке , и любой, кто пытался выступать на персидском языке , кроме неазербайджанцев, выражавших поддержку восстанию, подвергался крикам и освистыванию .
Пока повстанцы контролировали вышку связи, они разрешили ряду политических групп сделать заявления. Одна из них призвала к тотальному контролю над провинцией 7 декабря и объявила о создании провинциального совета, который будет отвечать за дела Восточного Азербайджана , призвав всех должностных лиц подчиняться их приказам. Мятеж получил серьезный удар 6 декабря, когда аятолла Хомейни нанёс визит в дом Шариатмадари , который был представлен извне как миссия примирения. Однако во время этого визита Хомейни пригрозил Шариатмадари, заявив, что Исламский революционный совет решил, что, если сторонники Шариатмадари не покинут башню связи в течение суток, Тебриз подвергнется бомбардировке. В то же время Стражи Революции вошли в Тебриз на вертолете, создав себе базу в Тебризском университете, который в то время контролировался левыми азербайджанцами, которые преимущественно поддерживали аятоллу Хомейни во время этого противостояния. Аятолла Шариатмадари опасался, что Тебриз станет «вторым Курдистаном » . Попытка режима подавить там мартовское восстание привела к массовой резне курдов . Таким образом, Шариатмадари, в характерной ему манере, решил избежать кровопролития и предотвратить конфронтацию между своими сторонниками и режимом; он призвал их прекратить демонстрации и покинуть вышку и правительственные здания. Призыв Шариатмадари покинуть вышку был представлен общественности как часть компромисса, достигнутого с Хомейни, который позволял азербайджанцам усилить контроль над местными делами и одобрения Шариатмадари всех основных назначений в провинции. Однако то, что соглашение, предоставило Шариатмадари контроль над назначениями в провинции, по-видимому демонстрирует отсутствие какого-либо соглашения: Шариатмадари был категорически против прямого участия духовенства в политике и, таким образом, не стал бы требовать такой роли для себя .
Главной заботой Шариатмадари было избежать кровопролития. Тем не менее он обдумывал конфронтацию с режимом, но в конце концов решил, что шансы Азербайджана поддержать восстание невелики, тем более что Азербайджан не имел таких географических объектов как горы, которые помогли бы поддержке подпольных движений. По просьбе Шариатмадари, 9 декабря демонстранты передали контроль над коммуникационной вышкой и другими правительственными сооружениями сторонникам Хомейни . После повторной занятия зданий правительственные силы приступили к нападению на офисы МНРП в Азербайджане и арестовали многих её активистов. Хотя население провинции не знало об истинном характере разговора между Шариатмадари и Хомейни, оно вскоре поняло, что Хомейни не намеревался соблюдать сделку, заключенную с повстанцами, и что они напрасно покинули правительственные сооружения и вышку связи. Последовал новый цикл насилия между повстанцами и правительственными войсками, когда повстанцы восстановили контроль над коммуникационной вышкой; в течение декабря 1979 года и начала января 1980 года контроль над башней несколько раз переходил из рук в руки, но в целом азербайджанские повстанцы брали верх. В течение первой недели конфликта солдат, дислоцированный за пределами Тебриза , который сочувствовал партии Туде (которая поддержала Хомейни во время восстания), вывел из строя передатчик связи в Бонабе , воспрепятствовав передаче сигнала с вышки в Тебризе, и сделав контроль над ней практически бесполезным. МНРП утратила основные средства связи с народом Азербайджана и, следовательно, способность легко мобилизовать и организовывать их. Это был значительный удар по импульсу восстания .
Тем не менее 13 декабря в Тебризе более 700 000 человек вышли на демонстрацию в поддержку Шариатмадари . Демонстранты отвергли новую конституцию и потребовали освобождения азербайджанских диссидентов, удерживаемых правительством, и вывода неазербайджанских вооруженных сил из провинции . 27 декабря девять Стражей исламской революции были взяты в заложники в Тебризе сторонниками аятоллы Шариатмадари. Впоследствии 2 января они были освобождены. Хомейни был вынужден послать солдат из-за пределов Азербайджана , чтобы подавить восстание. Основные объекты в Тебризе несколько раз переходили из рук в руки на короткие периоды, но повстанцы фактически контролировали их более пяти недель. Когда радио находилось под контролем гвардейцев Хомейни, транслировались сообщения священнослужителей азербайджанского происхождения, таких как аятолла Мусави-Ардебели. Это показывает, что они понимали, что этнический вопрос важен для протестующих, и поэтому имело смысл вести трансляцию на азербайджанском языке . Бои между азербайджанскими демонстрантами и Стражами исламской революции продолжались и усилились во второй неделе января. Вскоре после того, как 12 января в Тебризе были казнены одиннадцать лидеров МНРП, а офисы партии были заняты Стражами исламской революции, столкновения резко обострились. 19 января были арестованы двадцать пять офицеров ВВС и унтер-офицеров с авиабазы Тебриза, которых режим обвинил в поставках оружия МНРП и заговоре с целью свержения режима. Правительство продолжало преследовать тех, кто, по его мнению, принимал участие в восстании, а также устраняло других противников. Дополнительные казни активистов МНРП произошли 22 мая 1980 года .
![]() |
![]() |
|||||||||
Аятолла
Мохаммед Казем Шариатмадари
с членами МНРП в
Куме
, январь 1980 года.
|
Аятолла Шариатмадари не уступил требованиям Хомейни официально распустить МНРП. Шариатмадари ответил цинично, заявив, что в этом нет необходимости при существующей правительственной политике, которая может «сама объявлять все политические партии вне закона, постепенно клеймя их американскими , сионистскими и антиреволюционными» , имея в виду попытки правительства оклеветать МНРП с помощью этих ярлыков. По словам высокопоставленного активиста МНРП, после закрытия офисов партия не пыталась возобновить свою деятельность в Иране, поскольку не верила в подпольную борьбу с режимом, а только в открытую политическую деятельность. МНРП официально не была расформирована. События декабря 1979 года стали поворотным моментом для многих азербайджанцев в их отношении к Исламской республике. Те, кто ожидал, что революция положит конец запрету на их язык и культуру, осознали, что были чрезмерно оптимистичны. Азербайджанцы, особенно пожилые и консервативные, которые очень уважали аятоллу Шариатмадари, видели его отчужденным и униженным новым режимом, и многие испытывали недовольство правительством . После подавления восстания, многие азербайджанцы отказались участвовать в выборах в национальные институты Ирана, очевидно, потеряв веру в свою способность влиять на них .
После декабря 1979 года аятолла Шариатмадари наложил на себя публичное молчание и прекратил давать интервью и делать публичные заявления. Он продолжал ежедневно принимать в Куме сотни посетителей, большинство из которых были его последователями из Азербайджана . Шариатмадари поддерживал военные действия против Ирака до тех пор, пока они затрагивали защиту границ Ирана , но когда Хомейни не закончил войну даже после того, как иракские войска были изгнаны с иранской территории, Шариатмадари стал говорить своим последователям что он против войны. Хомейни, очевидно, воспринял это как угрозу и в апреле 1982 года сфабриковал участие Шариатмадари в заговоре против режима. Шариатмадари слышал о намерениях заговорщиков, но предположил, что если он знал об этом, то, очевидно, власти также знали об этом, поэтому он не сообщил об услышанном. Более того, идея о том, что Шариатмадари активно пытался бы взять власть у Хомейни, была полностью несовместима с его твердым главным убеждением, что духовные лица не должны занимать политические должности, а должны направлять политиков. Еще одним свидетельством того, что Шариатмадари не участвовал в заговоре, были частые жалобы многих азербайджанских активистов на их разочарование в последовательном нежелании Шариатмадари противостоять Хомейни и предпринимать политические действия .
Хомейни использовал инцидент с заговором как предлог для лишения Шариатмадари должности великого аятоллы , и публично унизил его, оставив его под домашним арестом и без надлежащей медицинской помощи до самой его смерти в апреле 1986 года . В ответ на лишение Шариатмадари титула и его арест, сторонники в Тебризе провели демонстрацию и бунт 20 апреля 1982 года . В то время многие азербайджанские последователи приехали из Тебриза в Кум , чтобы заявить о своей готовности защищать его. Шариатмадари сказал им вернуться в Азербайджан и не действовать в его защиту. Большинство азербайджанцев в Иране обвиняют Хомейни в смерти Шариатмадари, поскольку ему часто отказывали в медицинской помощи. Но даже если действия Хомейни мало повлияли на смерть Шариатмадари, тот факт, что азербайджанцы винят Хомейни, отражает их отношение к режиму .
During the 1978–79 revolution, the strong following of the ethnic Azerbaijani Ayatollah Mohammed Kazem Shariatmadari in Tabriz and other parts of Iranian Azerbaijan was linked to a perception among Azerbaijanis that Shariatmadari was a representative of their specific interests.