Диоцез Кентербери
- 1 year ago
- 0
- 0
Кентербери , кентерберийская сцена ( англ. Canterbury scene ), кентерберийская школа или кентерберийское звучание ( англ. Canterbury sound ) — термины, описывающие общность музыкантов прогрессивного рока , музыкантов-авангардистов, джазменов , многие из которых работали в городе Кентербери ( Англия , графство Кент ) и его окрестностях в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Многие известные британские авангардные и фьюжн-музыканты начинали свою карьеру в кентерберийских коллективах, в частности Фред Фрит ( Henry Cow , 1968) и Алан Холдсуорт . С годами, по мере того, как участники коллективов менялись и возникали новые группы, термин стал чаще использоваться для обозначения музыкального стиля, поджанра, нежели территориальной общности музыкантов.
Кентерберийская сцена в общих чертах определяется набором музыкантов и коллективов со сложными переплетениями связей через общих участников. При этом большой музыкальной схожести нет, но тем не менее просматриваются общие черты психоделии , абстрактных текстов, использования импровизации , унаследованной от джаза . «Истинная суть кентерберийского звучания — это противоречие между сложными гармониями, расширенными импровизациями с одной стороны и искренним желанием писать цепляющие популярные песни с другой». «В лучшей кентерберийской музыке музыкально глупое и музыкально серьёзное очаровательным образом слито воедино».
Внутри самой сцены наблюдалось разнообразие, например, от подобных поп-року ранних Soft Machine и большей части Caravan , до пьес авангардной композиции ранних National Health и далее до импровизационного джаза поздних Soft Machine и . (из группы Gong ) определял кентерберийскую сцену как имеющую «определённые смены аккордов, в частности с использованием аккордов с малой секундой, определённые гармонические сочетания, великую ясность эстетики и способ импровизации весьма далёкий от джазовых традиций».
Не утихает полемика вокруг самого факта существования сцены и её определения. Так гитарист, скрипач и композитор группы Henry Cow Фред Фрит утверждает, что нет никакой «кентерберийской сцены». Дейв Стюарт объясняет такой терминологический аспект: то, что он и многие другие музыканты называли «кентерберийской сценой» никогда не имело отношение к одноимённой местности. Бывший бас-гитарист Soft Machine Хью Хоппер , живущий в Уитстейбле близ Кентербери, сказал: «Я думаю, что это скорее искусственный ярлык, журналистская штучка… Я не против, но такие люди как Роберт (Уайетт), а он на самом деле ненавидит эту идею, потому что он родился где-то ещё и просто так получилось, что он пошёл в школу здесь. В то время как начинали The Wilde Flowers , мы в Кентербери вряд ли уже работали. Ничего бы и не началось до тех пор, пока Роберт и Дэвид не поехали в Лондон, чтобы организовать Soft Machine . На самом деле они не были кентерберийской группой […] если это помогает людям понимать или слышать больше музыки, то это здорово».
Сцена имела один основной корень, это была группа The Wilde Flowers , образованная в 1964 году . В разное время в её состав входили почти все основатели Soft Machine и Caravan , групп, которые воспитали музыкантов многих других более поздних коллективов. Зарождение кентерберийской сцены можно частично проследить с 1960 года, когда австралийский деятель бит-поколения Дэвид Аллен снимал гостевой домик у родителей Роберта Уайетта в Лиддене, в десяти милях на юг от Кентербери . Аллен привёз с собой большую коллекцию джазовых записей, другой стиль жизни и джазового барабанщика Джорджа Нидорфа, который научил Уайетта играть на барабанах. В 1963 году Уайетт , Аллен и Хью Хоппер организовали коллектив (Трио Дэвида Аллена) в Лондоне, который преобразовался в The Wilde Flowers , когда Аллен уехал во Францию. Уайетт , Аллен , Кевин Эйерс (из Wilde Flowers) и Майк Рэтледж (который периодически играл с D ) сформировали Soft Machine в 1966 году.
Другими ключевыми ранними коллективами были и Egg , участники которых влились в кентерберийскую сцену в начале 1970-х. Например Фил Миллер после участия в Delivery создал Matching Mole и Hatfield and the North , последнюю — совместно и Дейвом Стюартом из Egg . Оба позже участвовали в National Health . Стив Хиллидж , работавший с участниками Egg в предыдущем составе, , позже сотрудничал с Алленом в группе Gong .
Кентерберийская сцена известна тем, что её музыканты часто переходили из одной кентерберийской группы в другую. Ричард Синклер , например, в разные моменты своей карьеры побывал в The Wilde Flowers , Camel , Caravan , Hatfield and the North и, недолго, в Gilgamesh . Кроме того он сотрудничал с National Health . Его двоюродный брат Дейв Синклер играл с Caravan , Matching Mole , Camel и, недолго, с Hatfield and the North . Роберт Уайетт был участником The Wilde Flowers , Soft Machine , Matching Mole а также работал сольно. Пип Пайл играл в , Gong , Hatfield and the North , National Health , и . Хью Хоппер участвовал в Soft Machine , , , , а также совместно с Пайлом и Алленом в группе .
Среди других музыкантов, не относящихся непосредственно к кентерберийской сцене, но имевших с ней связи, Майк Олдфилд (игравший в группе Кевина Эйерса) и Билл Бруфорд (недолго игравший на барабанах в Gong и National Health и взявший Дейва Стюарта в его собственную группу в конце 1970-х).
Текущий рейтинг лучших альбомов Кентерберийской сцены составлен на основе оценок посетителей сайта Progarchives.com (по состоянию на март 2023 года)
Рекорд-лейблы, выпустившие заметные релизы, относящиеся к кентерберийской сцене: