Орден Святого Григория Великого
- 1 year ago
- 0
- 0
Бюст Папы Григория XV — мраморная портретная скульптура итальянского скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини . Бюст , выполненный в 1621 году , является одним из трёх бюстов на эту тему, созданных Бернини, два других были отлиты из бронзы . Мраморный бюст находится в постоянной экспозиции Художественной галереи Онтарио . Он был подарен музею Джоуи и Тоби Таненбаумами .
Бернини начал работу над мраморным бюстом сразу после избрания Папы Григория XV в феврале 1621 года и завершил работу в сентябре того же года . За это время были изготовлены две бронзовые отливки. Он смог добиться этого, повторно используя узор и расположение плувиала , амикта и альбы , которые создал для бюста Папы Павла V в 1618 году . Для этой работы он внёс лишь несколько незначительных изменений в боковые изображения Святых Петра и Павла , а также изменил детали пряжки или застёжки плувиала . В результате скульптурные бюсты двух понтификов очень похожи друг на друга. В обоих Бернини низко прижал голову к воротнику, создавая треугольный силуэт .
Бернини был хорошо вознаграждён за свои усилия по созданию бюста Папы Григория XV . 30 июня 1621 года , в возрасте двадцати двух лет, он был удостоен от Папы — Верховного Ордена Христа — и сопутствующего этому пожизненного жалования . В 1622 году была опубликована гравюра Оттавио Леони с портретом скульптора, на которой он изображен с особым орденским крестом . После этого Бернини обычно называли Il Cavaliere . В это время Бернини также удостоился чести быть избранным руководителем Академии Святого Луки , общества художников в Риме , после того как он был её членом всего три года. Наряду с великими мифологическими статуями, которые он создал на вилле Боргезе , эти почести ознаменовали собой итог его раннего успеха .
Бюст Папы Григория XV изображает болезненного, но в то же время бодрого шестидесятисемилетнего мужчину, представленного в величественной роли Папы , главы Римско-католической Церкви и могущественной силы в международных делах. Бернини использовал плувиал — с золотыми нитями, строгой парадной вышивкой и украшенной драгоценными камнями пряжкой — чтобы передать силу и богатство Церкви. Боковые борты плювиала с изображением Святых Петра и Павла изображают святых защитников Папы и усиливают роль натурщика . Бернини показывает толщину ткани и жёсткость вышивки « резкими изгибами, которыми она соответствует изгибу плеч Папы » .
Голова Папы наклонена, словно отягощена его плувиалом, что символизирует вес и ответственность его должности и, возможно, его возраст . Его глаза подняты, образуя мягкие морщины на лбу, его взгляд уверенный и широкозахватный, сфокусированный за пределами зрителя в направлении вечности . Кожа папы гладкая и полированная, отражающая естественную бледность лица мужчины, которую наблюдали его современники . Гладкость его кожи уравновешивается « чёткой, сухой стрижкой бесчисленных пучков волос » вокруг его головы с выстриженной тонзурой , а также на щеках и подбородке. Бернини сводит эти линии к вьющимся усам и бороде Папы, которые, кажется, « пышно расцветают » светом, тенью и глубиной — всё это создано любимым скульптурным инструментом Бернини — сверлом .
Подход Бернини к портретному искусству был уникальным в нескольких отношениях. В отличие от других художников своего времени, которые в основном полагались на натурные сеансы — подход, который часто приводил к жёстким и чрезмерно формальным результатам — Бернини предпочитал наблюдать за своими героями в их повседневной работе и деятельности в течение определенного периода времени, делая многочисленные эскизы, запечатлевшие их черты, характерные позы и естественные выражения . Он использовал эти эскизы для создания предварительных моделей из влажной глины. Используя эти модели, Бернини затем начинал мраморный портрет своего героя. Только к концу этого процесса ваяния мраморного портрета он представил своему герою время для официальных сеансов . Этот подход также учитывал временные ограничения его озабоченной клиентуры .
Новаторским был и подход Бернини к работе с белым мрамором. Однажды он заметил, что сам материал производит бледность, искажающую естественное лицо, подобно эффекту обморока человека. Техника Бернини для компенсации этой бледности заключалась в создании «эффектов цвета» с помощью многочисленных уловок, преувеличений и искажений, таких как более глубокое высекание в определённых местах для создания «акцентов теней» и представление фигуры таким образом, чтобы поймать свет . Этот подход очевиден в его бюсте Папы Григория XV, с его созданием теней вокруг глаз, носовых пазух, морщин в уголках глаз и даже самих зрачков .
Бернини однажды заметил: « Одного сходства недостаточно. Нужно выразить то, что творится в головах героев » . Без сомнения, художник рассматривал своего героя, лидера католической церкви, как героическую фигуру . Результат усилий Бернини был впечатляющим, как заметил один писатель:
Молодому скульптору удалось замечательно передать характер и настроение; достоинство и прямота законодателя сочетаются с личным смирением и чуткостью священника. Физическая слабость плоти контрастирует с духовной решимостью папы-реформатора .
Работая над мраморным бюстом, Бернини также создал два идентичных бронзовых слепка бюста. В настоящее время они выставлены в музее Жакмара-Андре в Париже , во Франции , и в в , Пенсильвания , в США . Обычно считается, что два бронзовых бюста были созданы как копии, но недавние исследования показывают, что бронзовый бюст в Париже был первым образцом, изваянным Бернини и предназначенным для ведущего римского коллекционера .
Бюст был заново открыт как подлинная работа Бернини только в 1980-х годах. Он находился в руках английского дворянина , а затем торговца антиквариатом , прежде чем Николас Мейнерцхаген, торговец антикварными книгами, признал его Бернини. Майнерцхаген, купивший бюст примерно в 1978 году за 240 фунтов стерлингов , сумел продать его по цене 132 000 фунтов стерлингов. Следующему покупателю, Норману Лейтману, удалось добиться гораздо более высокой цены, когда он продал его через аукционистов Сотбис канадским коллекционерам Джоуи и Тоби Таненбаум в 1983 году за 2,78 миллиона фунтов стерлингов — цена резко возросла после того, как искусствовед Ирвинг Лавин прокомментировал, что « На мой взгляд, бюст — не только оригинал, но и полностью автограф (то есть создан мастером собственноручно), и одно из самых совершенных и значимых ранних произведений Бернини » . Затем Таненбаумы передали произведение в дар Художественной галерее Онтарио , однако обстоятельства пожертвования не совсем ясны. Таненбаумы пытались продать произведение на аукционе Кристис в 1990 году более чем за 7 миллионов долларов США, хотя ставки на аукционе достигли 6 миллионов долларов США, аукцион не достиг ожидаемой цели, и бюст был снят с продажи .