Венера Леспюгская
- 1 year ago
- 0
- 0
Венера Медицейская ( итал. La Venere de' Medici ) — античная статуя , изображающая богиню любви и красоты Венеру . Скульптура типа Венеры Целомудренной ( лат. Venus Pudica ), прикрывающей одной рукой лоно, а другой грудь. Повторение эллинистического времени I века до н. э., возможно, сделанное в Афинах, с бронзовой древнегреческой статуи, близкой Афродите Книдской работы прославленного Праксителя . В иной версии: это работа мастера неоаттической школы в Италии. Находится в галерее Уффици, Флоренция, Италия .
Особенность статуи в том, что у ног Венеры изображён (в качестве дополнительной опоры) дельфин , отсутствующий в других вариациях темы «Venus Pudica». Скульптура была известна уже в 1559 году, о её популярности свидетельствуют многочисленные повторения в бронзе в уменьшённом виде. Утраченные части рук были воссозданы скульптором Эрколе Феррата в середине XVII века, он придал пальцам рук статуи откровенно маньеристичный характер. Французский король Людовик XIV имел не менее пяти миниатюрных повторений этой статуи.
В XVII веке Венера находилась в Ватикане и вызывала восторги гостей Вечного города . В 1677 году статую с разрешения Иннокентия XI, который посчитал её непристойной, отправили во Флоренцию , её приобрели для своего собрания Медичи ; с тех пор это произведение хранится в Уффици под названием «Венера Медичи».
На цоколе статуи награвирована надпись по-гречески: CLEOMENES SON OF APOLLODORUS OF ATHENS" (Клеомен, сын Аполлодора из Афин). Надпись не является оригинальной. В XVIII веке имя «Клеомен» часто использовали для того, чтобы повысить цену неатрибутированных произведений античной скульптуры . В разное время оригинал статуи приписывали помимо Праксителя работе Фидия или Скопаса . Лорд Джордж Гордон Байрон посвятил описанию Венеры Медицейской пять строф в поэме « Паломничество Чайльд-Гарольда ».
При наступлении французских армий в 1803 году статую попытались перевезти из Флоренции в Неаполь , но она была перехвачена и отправлена по распоряжению Наполеона Бонапарта в Париж . До 1815 года она украшала собой Лувр . Чтобы компенсировать потерю, итальянский скульптор Антонио Канова создал по её образцу новую скульптуру, получившую название: Венера Италийская . Но после отречения Наполеона Венера Медицейская была возвращена в Италию 27 декабря 1815 года и помещена на прежнее место в галерею Уффици. Реплику, которую выполнил Антонио Канова, поставили в зале Венеры в Палаццо Питти во Флоренции. Мраморная статуя типа Венеры Медицейской имеется в Метрополитен музее в Нью-Йорке . Её также датируют I веком до н. э.
Повторения Венеры Медичи имеются во многих дворцах, садах и парках Европы. Статую воспроизводили в миниатюре в бисквите (неглазурованном фарфоре) на французской фарфоровой мануфактуре в Севре . Матовая белизна бисквита ассоциируется с белизной античных мраморов.