Киммерийский вал
- 1 year ago
- 0
- 0
Киммерия ( др.-греч. Κιμμέρια ) — в античной историографии название северных областей известной тогда Ойкумены , в частности, территории Северного Причерноморья и Приазовья (современные Крымский полуостров , южные области Украины , Ростовская область и Краснодарский край России ).
Древние греки довольно смутно представляли себе северные (относительно Греции) страны, в частности в « Одиссее » Гомер описывает эти края следующим образом:
Ὀδύσσεια
Ῥαψωδία λ |
Одиссея
Одиннадцатая песня |
|||
---|---|---|---|---|
ἔνθα δὲ Κιμμερίων ἀνδρῶν δῆμός τε πόλις τε,
|
Там находится город народа мужей киммерийских,
|
Историческая наука говорит о том, что в конце бронзового — начале раннего железного века в Северном Причерноморье появляется новая археологическая культура — « киммерийская », названная по имени обитавшего здесь древнего ираноязычного народа . Время её существования специалисты относят к IX — началу VII вв. до н. э. Археологические материалы свидетельствуют о том, что она сложилась на основе культур эпохи поздней бронзы, существовавших в причерноморских степях. Характерным её признаком было отсутствие долговременных поселений, и это позволило сделать вывод о кочевом скотоводстве как основе хозяйственной деятельности населений. Таким образом, упоминаемая Геродотом «киммериан печальная область» — это реальная территория расселения киммерийских племён, в VIII — VII вв. до н. э. представлявшая собой огромные пространства степи и лесостепи от Фракии до Кавказа . Пребывание киммерийцев на территории юго-восточного Крыма и Керченского полуострова оставило след в топонимике географических названий: Боспор Киммерийский , Киммерик , Киммерийский вал .
Во время серебряного века русской культуры новое толчок использованию термина придал поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин , а позднее и кружок деятелей культуры сформировавшийся вокруг него. В 1907 году Волошин начал жить в Крыму, в Коктебеле , где его мать приобрела участок земли и начала строительство дачи. С 1910 года он начал писать стихи, впоследствии объединённые в циклы «Киммерийские сумерки» и « ». Волошин позиционировал Киммерию в восточном Крыму .
Художники пейзажисты К. Ф. Богаевский , М. А. Волошин и ряд других, работавших на крымской и причерноморской натуре, включаются современными искусствоведами в « Киммерийскую школу живописи ». В их пейзажах почти не изображается человек, только стихия первозданной природы, кое-где каменное жильё или крепость, или корабль — дело рук человеческих, ещё слишком слабых перед могуществом мироздания .
Пять музеев в Коктебеле , Феодосии и Старом Крыму в настоящее время объединены в Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина» .
Киммерию как образ севера и варварского мужества использовал американский писатель- новеллист жанра фэнтези Роберт Ирвин Говард создатель Конана - киммерийца и вселенной Хайборейской эры . В 1932 году во Фредериксбурге , глядя на мрачные холмы сквозь туманный дождь, он представлял себе сказочную страну Киммерию, суровый северный регион, где обитают грозные варвары. В феврале, находясь в Мишшен, округ Хидалго , он написал стихотворение « Киммерия » . После многократных журнальных сериалов в дешёвых мягких изданиях Говард стал одним из основоположников жанра « героического фэнтези ». После смерти Говарда на основе его текстов вселенную Конана разрабатывали другие авторы . 12-томное повествование о подвигах киммерийца, было отредактировано для издательства писателем-фантастом Леоном Спрэгом де Кампом . Книжная серия романов, повестей и рассказов про Конана задумана и осуществлена Спрэг де Кампом при соавторстве Лина Картера .
Серия о Конане-киммерийце неоднократно экранизировалась в фильмах 1982 , 1984 , 2011 годов.