Брак в иудаизме
- 1 year ago
- 0
- 0
Ритуáльная чистотá в иудаизме ( ивр. טהרה , техора ) — статус предметов или человека, необходимый для того, чтобы эти предметы или человек могли участвовать в храмовом богослужении и в исполнении некоторых других заповедей . Противоположное состояние называется тума ( טומאה — «нечистота»).
Законы ритуальной чистоты имели огромное значение в эпоху первого и второго храмов. Им посвящён отдельный раздел Мишны — « Техарот ». Основными источниками, сообщавшими нечистоту, были: трупы человека и животных; лица, страдавшие определёнными заболеваниями; женщины во время менструации и после родов. Носители нечистоты могли передавать её другим людям, предметам, продуктам питания; от них нечистота могла передаваться дальше. Основным способом достижения чистоты было ритуальное омовение . Эти способы осквернения и очищения находят параллели в других религиях.
В современном талмудическом иудаизме институт ритуальной чистоты практически исчез, оставив следы только в ритуальном омовении женщин после окончания менструации и в воздержании коэнов от прикосновения к умершим, посещения кладбищ.
Понятие «тума» в Библии происходит от глагола טמא ( тамэ ) «оскверниться», «стать нечистым». Его значение гораздо шире понятия ритуальной нечистоты и различается в зависимости от контекста. Он употребляется в значении:
Таким образом, только из контекста можно определить, относится случай к законам о ритуальной нечистоте или понятие об осквернении употребляется фигурально. Поэтому институт ритуальной чистоты базируется не только на тексте Библии, но опирается на традицию и может допускать различные толкования. Так, Малбим относил к нему законы кашрута .
Вот закон: если человек умрёт в шатре, то всякий, кто придёт в шатёр, и всё, что в шатре, нечисто будет семь дней; всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. Всякий, кто прикоснётся на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней. И всё, к чему прикоснётся нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера.
— Чис. ,
И когда умрёт какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера; и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесёт труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера.
— Лев. ,
Подробно описана в Лев. , , представляет собой кожное заболевание, иное, нежели современная проказа ( лепра ). Там же упоминается, что проказа может быть на одежде и на стенах дома; в этом случае, вероятно, имеется в виду грибковое поражение
Описана в Лев. . Источником нечистоты является мужчина, имеющий патологические истечения из полового органа ( זב , зав )
Если женщина зачнёт и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания её очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения её. Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих.
— Лев.
Описана в Лев. . Женщина в состоянии менструации называется נדה , нидда ; женщина, имеющая патологическое кровотечение — זבה , зава
Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою всё тело своё, и нечист будет до вечера; и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадёт семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера; если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера.
— Лев.
И тот, кто отводил козла для отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан. А тельца за грех и козла за грех, которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их; кто сожжёт их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело свое водою, и после того может войти в стан.
— Лев.
Нечистоту воспринимают:
Всего можно выделить 6 степеней нечистоты для её источников и носителей: источник источников (буквально — «отец отцов») нечистоты, ( אבי אבות הטומאה , ави авот ха-тума ), источник («отец») нечистоты אב הטומאה , ав ха-тума и 4 степени «чад нечистоты», называемые порядковым номером, с первой по четвёртую
Ритуальная нечистота не связана и никогда не была связана с вопросами морали. Напротив, выполнение заповеди погребения мёртвых прямо обязывает человека принять на себя ритуальную нечистоту. Нахождение в статусе ритуальной нечистоты в современном иудаизме не запрещается и никак не оценивается; тем более, что в настоящее время ритуально нечистыми считаются все, так как невозможно провести процедуру очищения от трупной нечистоты. В Библии ограничениям для ритуально нечистых посвящены всего лишь 2 заповеди: «выслать из стана всех прокажённых, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мёртвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих» ( Чис. — ) и «если у тебя будет кто нечист от случившегося ночью, то он должен выйти вон из стана» ( Втор. ). На практике эти ограничения сводятся к запрету посещать Храмовую гору в Иерусалиме .
Невозможность полного очищения также приводит к тому, что для коэнов невозможно выделить причитающиеся им доли от урожая и от выпечки, так как эти доли должны выделяться и потребляться в чистоте. Из-за этого в Израиле хозяйства, соблюдающие религиозные предписания, уничтожают около одного процента урожая в качестве доли для коэнов.
Законы о нечистоте женщины («нидда» и «зава») до сих пор практикуются в иудаизме, хотя Библия не делает никакого принципиального различия между ними и другими заповедями о ритуальной нечистоте.
Современная галаха утверждает, что соблюдение ритуальной чистоты было важно в первую очередь для коэнов, потому что только в этом состоянии они могли есть свою долю от урожая, выделяемую для них народом; для прочих израильтян это было обязательно только в три паломнических праздника , когда надо было посетить храм и принести праздничные жертвы. Однако, до III века н. э. похвальным для всех считалось соблюдать ритуальную чистоту постоянно.
Так, в Лев. о некошерных животных сказано «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». Первый запрет современная галаха полагает обязательным, второй относит к законам о ритуальной чистоте и поэтому игнорирует, но из буквального смысла текста такое различие не следует. Также, есть мясо животного, которое не забито должным образом, галаха запрещает (если нет угрозы для жизни), но в Лев. , это в принципе допустимо при условии последующего очищения. В Втор. , имеется запрет для ритуально нечистых находиться в воинском стане, галаха толкует его так, что святость воинского стана приравнена к Храмовой горе.
Упоминания о соблюдении ритуальной чистоты в Библии:
После захвата Иерусалима Вавилонским царством и разрушения первого Храма соблюдать религиозные предписания стало проблематично. Но когда персидские цари разрешили евреям возвращаться на родину, вернувшиеся восстановили Храм и возобновили соблюдение законов ритуальной чистоты ( Езд. , Неем. ).
В дальнейшем институт ритуальной чистоты развивался путём внесения новых раввинских постановлений. Так, во II веке до н. э. были вынесены постановления о нечистоте почвы за пределами земли Израиля (чтобы стимулировать репатриацию и ограничить эмиграцию), о восприимчивости стеклянной посуды (чтобы затруднить общение с язычниками), о сохранении нечистоты металлических сосудов после переплавки (чтобы для их очищения нужна была очистительная вода); эти законы имели целью упрочение единства евреев. Однако, законы ритуальной чистоты становились настолько сложными, что народу даже при желании трудно было исполнять их правильно; в итоге это привело к обратному результату, законы стали отделять одного еврея от другого.
Гиллель , один из наиболее значительных законоучителей эпохи второго Храма, положил начало облегчающим толкованиям законов о чистоте. Например, были объявлены невосприимчивыми к нечистоте испорченные и недоделанные сосуды. Главное облегчение, введённое, предположительно, после разрушения второго Храма, состояло в том, что ритуальная чистота была объявлена обязательной только для участия в храмовых ритуалах, таким образом, соблюдение её законов постепенно ушло из практики. Остались только законы кашрута, которые перестали связывать с чистотой, и законы нечистоты « нидды ».