Interested Article - Сумеречный Дозор

«Су́меречный Дозо́р» роман российского писателя - фантаста Сергея Лукьяненко , третий из серии произведений, рассказывающих о вымышленном мире Иных . Роман был написан в 2002—2003 годах и впервые опубликован издательством « АСТ » в 2004 году . Состоит из трёх повестей — «Ничьё время», «Ничьё пространство» и «Ничья сила», — связанных общим сюжетом и главными героями. Вместе с романами « Ночной Дозор », « Дневной Дозор », « Последний Дозор », « Новый Дозор », « Шестой Дозор », а также несколькими рассказами писателя и рядом произведений других авторов входит в цикл «Дозоры» .

Действие романа происходит в современной на момент написания Москве , а также на железной дороге в направлении Алматы и в Байконуре . Помимо привычного мира людей существует мир Иных, к которым относятся маги , волшебники , оборотни , вампиры , ведьмы , ведьмаки и прочие произошедшие от людей, но не относящие себя к ним существа. Иные делятся на Светлых и Тёмных. Добро больше не вступает в активное противоборство со Злом, а находится с ним в динамическом равновесии . Для соблюдения баланса Света и Тьмы любое доброе магическое воздействие должно уравновешиваться злым . За соблюдением этого порядка следят специально созданные организации Иных — Дозоры. Интересы Светлых представляет Ночной Дозор, интересы Тёмных — Дневной Дозор. Работу Дозоров контролирует Инквизиция .

В первой части романа человек, узнавший про существование Иных, захотел сам стать Иным, что считалось невозможным. Светлый маг Антон Городецкий вместе с Тёмным и Инквизитором находят виновного, который оказывается сыном Гесера, главы Ночного Дозора. Выясняется, что он потенциальный Иной . Во второй части Городецкий во время отдыха сталкивается с высшей ведьмой Ариной, которая несколько десятилетий проспала, а проснувшись, вынуждена скрываться от Инквизиции . В третьей части выясняется, что легендарная книга «Фуаран», позволяющая из человека сделать Иного, существует, и Арина оставила книгу Инквизиции. Вампир Костя Саушкин похищает её и направляется на космодром, чтобы с орбиты Земли прочитать заклинание, превратив всех людей на планете в Иных .

В 2003 году на « » — конференции писателей, работающих в жанре фантастики, — роман «Сумеречный Дозор» был удостоен премии «Серебряный РОСКОН» за второе место в номинации «Повесть, рассказ». В 2004 году на Харьковском международном фестивале фантастики « Звёздный Мост » роман занял первое место в номинации «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением». В том же году на Киевской международной ассамблее фантастики « » роман получил премию книготорговцев «Бомба года», как самый раскупаемый фантастический роман года. В 2005 году «Сумеречный Дозор» был удостоен премии «Итоги года» от журнала « Мир фантастики » в номинации «Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла (цикл „Дозоры“)» .

Вселенная романа

Создание мира Дозоров начиналось, как и создание многих других миров в произведениях писателя, с главного героя, его ситуации и сюжета романа. После чего в ходе работы над выдуманной ситуацией на второй-третьей странице постепенно возникла концепция нового мира , где магия существует в реальном мире, но непосвящённым она недоступна .

Сумрак и Иные

Помимо нашей реальности, существует Сумрак — параллельный мир, доступный только Иным. Чтобы попасть в Сумрак, нужно найти свою тень, поднять и шагнуть в неё . Сумрак предоставляет Иным возможность практически безнаказанно делать что угодно из-за своей недоступности для людей. Кроме того, в Сумраке время течёт медленнее, из-за чего Иные могут быстрее двигаться и обладать нечеловеческой реакцией. Стычки между ними, как правило, происходят именно в Сумраке. Считается, что Сумрак является «эмоциональной проекцией реального мира». Эмоциональная энергия всего мыслящего на Земле накапливается в Сумраке и даёт Иным магические силы. Одновременно Сумрак поглощает силы вошедшего и может быть опасным для мага, если тот не рассчитал своих возможностей. Сумрак состоит из нескольких слоёв, для входа на каждый из которых нужно шагнуть в собственную тень на предыдущем уровне. Чем глубже слой, тем сложнее это сделать, поэтому лишь немногие могут свободно использовать уровни, начиная со второго. Первый слой отдалённо напоминает окружающий мир, в то время как остальные всё сильнее и сильнее отличаются от него .

Иные рождаются среди обычных людей, но отличаются от них способностью входить в Сумрак . С развитием магического общества и знаний о Сумраке они стали специально заниматься поиском потенциальных Иных, чтобы помочь тем первый раз войти в Сумрак и обучить их пользоваться своими способностями . Все Иные в зависимости от эмоционального состояния в момент первого входа в Сумрак оказываются либо на стороне Света, либо на стороне Тьмы. Сменить сторону рядовому Иному практически невозможно. Основная разница проявляется в отношении к людям. Светлые не пользуются способностями для личной выгоды . При этом разница между Светом и Тьмой «исчезающе мала», это не классические чистые Добро и Зло. Тёмные могут исцелять и помогать, а Светлые отказать в помощи. Силы Иных не равны, существует семь различных уровней: от слабого седьмого по сильный первый. В эту шкалу не попадают «волшебники вне категорий», которые сильнее всех остальных. В зависимости от уровня и опыта Иной занимает определённое место во внутренней иерархии . Светлые и Тёмные Иные питаются только определённым типом человеческих эмоций, поэтому напрямую заинтересованы в торжестве соответствующих взглядов на жизнь . Борьба Тёмных и Светлых за человечество продолжалась тысячи лет, пока не был заключён Договор. С момента его подписания противостояние Иных происходит по оговорённым правилам, за соблюдением которых следят специально созданные организации — Ночной и Дневной Дозоры .

Дозоры и Инквизиция

Противостояние Дозоров друг другу идеологически представляет собой борьбу Светлых за «всеобщее счастье» против идеи «свободы», согласно взглядам лидеров Дозоров, и контроль за тем, чтобы противоположная сторона не преуспела в распространении идеологии или использовании свободы во вред людям . Со временем Дозоры появились во всех крупных населённых пунктах по всему миру. В России крупнейшими и сильнейшими стали московские Дозоры .

Здание МГУ

Ночной Дозор Москвы в общей сложности насчитывает около двухсот Иных, хотя его основу составляют маги высших уровней, которых всего несколько десятков. Маги, волшебницы и перевёртыши разных уровней работают в оперативном и аналитическом отделах. Также в штаб-квартире Ночного Дозора, замаскированной под обычный офис в четырёхэтажном здании на Соколе , проводятся специальные образовательные курсы для новичков. Ночной Дозор Москвы возглавляет маг вне категорий Гесер, принимавший участие ещё в заключении Великого Договора. Дневной Дозор Москвы более многочисленный, но одновременно и разобщённый, во многом сдерживаемый личным авторитетом возглавляющего его мага вне категорий Завулона . Штаб-квартира Тёмных расположена на Тверской , недалеко от Кремля , и представляет собой три этажа дома, видимых только в Сумраке. Среди сотрудников — маги, ведьмы, вампиры и оборотни .

Инквизиция представляет собой немногочисленную, но авторитетную организацию, состоящую как из Светлых, так и из Тёмных магов и следящую за соблюдением обеими сторонами Великого Договора. Инквизиторами становятся те, кто осознаёт, к чему может привести нарушение Договора. Один из Инквизиторов определяет разницу между ними и Дозорами следующим образом: «Вас держит всего лишь страх. За себя или за людей — не важно. А нас держит ужас. И потому мы соблюдаем Договор». Инквизиция выполняет высшую судебную функцию, может развоплотить или лишить сил виновного. Сила Инквизиции во многом заключена в особо сильных артефактах и недоступных прочим Иным знаниях. Европейское бюро Инквизиции расположено в Праге, российское — в Москве в главном здании МГУ .

Сюжет

Ничьё время

Жилой комплекс « Ассоль »

От неизвестного отправителя на адреса обоих Дозоров Москвы, а также Европейского бюро Инквизиции, приходит анонимное послание о том, что кто-то из Иных раскрыл тайну их существования и готовится превратить обычного человека в Иного. Письма были отправлены с территории жилого комплекса « Ассоль », который состоит только из дорогих квартир, во многом до конца не отремонтированных и незаселённых. Для выявления Иного и человека от Светлых расследование будет вести маг второго уровня Антон Городецкий, от Тёмных — высший вампир Костя Саушкин, от Инквизиции — высший вампир Витезслав и маг третьего уровня Эдгар.

Антон под прикрытием Гесера, маскирующим его от любого мага слабее главы Ночного Дозора, поселяется в жилом комплексе, где знакомится с Ласом, бизнесменом и музыкантом, также купившим квартиру и не сумевшим её обустроить. Просмотр видеозаписей ничего не даёт, но в результате общения со Светлым дозорным Семёном, Костей и инквизиторами Антон приходит к выводу, что подозреваемый — Светлый маг, который случайно пообещал слишком многое человеку, а теперь не может сдержать слово, из-за чего ему придётся развоплотиться. Антон подозревает Гесера, и, пересмотрев личные дела всех владельцев квартир, находит сына главы Ночного Дозора. Городецкий уговаривает того отказаться от требований, после чего появляются Костя и Инквизиторы. Пришедший позже Гесер клянётся, что не является тем самым подозреваемым, и обвиняет Инквизицию в применении магии к его сыну, который на самом деле Иной. В результате Гесер получает разрешение подтолкнуть сына к Свету, а потом инициировать. Позже он объясняет Антону, что это Ольга пообещала их сыну невозможное.

Ничьё пространство

Светлана и Надя в деревне. Иллюстрация Владимира Бондаря , издательство « АСТ »

После работы в «Ассоли» Антон берёт отпуск и уезжает к жене Светлане и дочери Наде в деревню. Светлана ушла из Дозора и осталась на первом уровне силы. В деревне Антон узнает историю о детях, которые столкнулись в лесу с говорящими волками и ведьмой. Городецкий понимает, что это были охотившиеся на детей оборотни и незарегистрированная ведьма, которых нужно найти. Ведьма живёт в домике неглубоко в лесу. Её зовут Арина, и последние шестьдесят лет она провела в спячке. Ведьма пишет объяснительную и отказывается выдавать оборотней, после чего Городецкий возвращается в деревню.

Там к нему приходит Инквизитор Эдгар и просит содействия при разговоре с ведьмой. Выясняется, что до спячки Арина принимала участие в социальном эксперименте над людьми, организованном обоими Дозорами и Инквизицией, но изменила рецепт требуемого от неё зелья, что привело к ужасным последствиям для России. В противном случае Россия должна была уже стать супердержавой с построенным социализмом. Антон проводит Эдгара к ведьме, которая в ходе разговора сбегает через четвёртый слой Сумрака, на который маги смогли только заглянуть. Инквизиция организует облаву на ведьму. Арина похищает Надю и требует от Городецкого помочь ей скрыться. Антон пытается подкрасться к ведьме, но та всё видит. Тем не менее Светлана, в гневе перешедшая на следующий уровень и ставшая Великой, приходит по пятому слою Сумрака и в поединке побеждает Арину. Арина рассказывает, что, если бы она тогда не изменила рецепт, сейчас бы все люди уже узнали про Иных. Понимая всю опасность подобного, Светлана прощает Арину и отпускает её. Ведьма скрывается.

Ничья сила

Антон вернулся в Москву, но Гесер берет его с собой обратно в домик Арины, куда вызвала главу Ночного Дозора Инквизиция. Там уже собрались Светлана, Завулон, Костя, Эдгар и несколько инквизиторов. В подвале оказался тайник, где, судя по записке Арины, хранилась книга «Фуаран», при помощи которой любого человека можно сделать Иным, а у любого Иного поднять уровень до абсолютного. Книга похищена, а нашедший её высший вампир инквизитор Витезслав убит, что мог сделать только очень сильный Иной. Маги создают образ книги, который должен привести к оригиналу, но заклинание поиска в виде стрелки компаса работает только на расстоянии более ста метров, а при приближении на меньшее расстояние стрелка крутится на месте, не позволяя уточнить местоположение книги. Магический компас указывает на железнодорожный вокзал, куда и отправляются все маги.

На вокзале не удаётся обнаружить ни преступника, ни книгу. Однако при отправлении поезда «Москва — Алматы» компас снова заработал. Становится понятно, что преступник с книгой в поезде. Антон Городецкий, Костя Саушкин, Эдгар и его инквизиторы садятся на этот поезд в надежде найти книгу. В случае неудачи рассматривается вариант уничтожения поезда ядерной боеголовкой. В поезде едет Лас, знакомый Антона из «Ассоли», которого сначала и начинают подозревать. Но Светлана поговорила с Ариной и рассказала Антону, что для заклинания из книги требуется кровь двенадцати разных человек. Оказывается, именно с помощью такой смеси Костя вырос до высшего вампира. Раскрытый Саушкин сбегает с поезда и направляется в ближайший аэропорт. Пришедшие порталом Великие отправляют за ним Городецкого, так как тот был его другом, поэтому у него есть шанс подойти поближе и атаковать при магической поддержке остальных. Костя демонстрирует Антону «Фуаран», превращая Ласа в Иного и поднимая Антона до мага вне категорий, после чего сбегает порталом на Байконур. Костя хочет выйти в космос и сделать всех людей Иными, так как для заклинания нужен зрительный контакт. Городецкий понимает, что Иной не сможет использовать магию в космосе, так как она исходит от простых людей, которых там нет. Антон тратит всю имеющуюся силу на щит для себя, чтобы Костя не прочитал его мысли. Саушкин телепортируется в космос, где и погибает.

Создание и издание

Сергей Лукьяненко

Работа над третьим романом серии — «Сумеречным Дозором» — велась параллельно с экранизацией первого. Сергей Лукьяненко сам писал сценарий и, по его словам, «поневоле вновь увлёкся своими героями». Писателю захотелось продолжить работу над миром «Дозоров», в результате чего «как-то сама собой написалась одна часть», а затем и остальные . По словам Лукьяненко, игра актёров в экранизации первого романа цикла «Дозоры» повлияла на его дальнейшее развитие. Так, в частности, появление истории вампира Кости Саушкина в третьей части романа было вызвано игрой Алексея Чадова в фильме « Ночной Дозор ». До экранизации персонаж был второстепенным, после — стал одним из центральных персонажей романа .

Лукьяненко часто использует реальных прототипов для персонажей своих произведений. В «Сумеречном Дозоре», по мнению писателя, самым «ярким и реальным» персонажем получился Лас, человек, ставший в конце романа Иным благодаря книге «Фуаран». Прототипом Ласа стал «хороший знакомый» Сергея Лукьяненко «со своеобразным и любопытным чувством юмора», в жизни полностью совпадающий с персонажем. Все байки этого персонажа также являются реальными историями .

В тексте книги скрыт ряд шуток, в частности, к таковым Лукьяненко относит сцену с Антоном в кабинете Гесера, когда тот рассматривает шкаф и рисунки. Перечисленные объекты в совокупности повторяют «правила правописания русского языка, которые изучаются в начальных классах» .

По словам Лукьяненко, «Сумеречный дозор» должен был стать последним романом в цикле о Дозорах. Во время работы над последней главой романа писатель предполагал «всех Иных лишить магической силы и оставить жить человеческой жизнью». Однако подобное завершение серии показалось ему «некорректным по отношению к зрителям и читателям», поэтому он продолжил работу над миром, заметив, тем не менее, что нельзя бесконечно продолжать сериал, так как «рано или поздно автор выдыхается» .

Критика и оценки

Подводя итог истории спасения мира и превращения Антона Городецкого в Великого, журналист и впоследствии главный редактор журнала « Мир фантастики » Петр Тюленев отмечает, что основная мысль романа в том, что «счастья для всех не бывает». В книге выясняется, что все Иные представляют собой «паразитов». Сила как Светлых, так и Тёмных является заёмной, зависимой от обычных людей. Таким образом, все люди не могут стать Иными, поэтому, несмотря на всю разницу между Светом и Тьмой, внешне противоположные Иные ближе друг другу, чем обычным людям. В отличие от первых двух произведений из цикла «Дозоры», роман «Сумеречный Дозор», по мнению Тюленева, «более тяготеет к мистическому детективу, чем к боевику». Критик отмечает некоторые проблемы со стилем и логикой действий отдельных персонажей. Тем не менее, по словам Тюленева, «книга читается на одном дыхании и оставляет после себя самые положительные впечатления». По состоянию на 2004 год критик назвал третий роман лучшим в серии .

По мнению Петра Тюленева, Николая Пегасова , Михаила Попова и Александра Трифонова из «Мира фантастики», подводящих итоги 2004 года, «Сумеречный Дозор», заключительная на тот момент книга серии, получился «куда серьёзнее и жёстче первых двух „Дозоров“», но представляет собой «достойнейшее окончание знаменитого цикла». Редакторы отметили, что книга «завоевала всероссийскую известность», и одновременно отметили потенциальную всемирную популярность. Значимость книги, по их мнению, подчеркивает тот факт, что по первой книге уже сняли «первый отечественный фантастический блокбастер». В романе действуют те же самые персонажи, что и в первых двух книгах, но одновременно Лукьяненко удалось показать их «новые, ранее незаметные стороны», а также полностью объяснить незначительность отличия Иных друг от друга и принципиальное их отличие от обычных людей .

Василий Владимирский

По мнению литературного критика и писателя Василия Владимирского , секрет успеха романа «схож с секретом успеха „бандитских боевиков“ в середине девяностых». Владимирский отмечает, что читателя интересуют события, происходящие совсем рядом, но о которых он не знает. Кроме того, критик отмечает, что «пишет Лукьяненко, как всегда, живо, бойко и увлекательно», и таким образом литературный фактор также сильно влияет на популярность романа .

В 2003 году на « » — конференции писателей, работающих в жанре фантастики, — роман «Сумеречный Дозор» был удостоен премии «Серебряный РОСКОН» за второе место в номинации «Повесть, рассказ». В 2004 году на Харьковском международном фестивале фантастики « Звёздный Мост » роман занял первое место в номинации «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением». В том же году на Киевской международной ассамблее фантастики « » роман получил премию книготорговцев «Бомба года», как самый раскупаемый фантастический роман года. В 2005 году роман был удостоен премии «Итоги года» от журнала «Мир фантастики» в номинации «Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла (цикл „Дозоры“)». Помимо этого, в 2004 году «Сумеречный Дозор» был номинирован на премии «Русская фантастика», «Бронзовая улитка», «Интерпресскон» и «Портал» за лучшее фантастическое произведение крупной формы. В 2005 году роман выдвигался на премию конференции «РосКон» и на премию «Сигма-Ф», а также претендовал на премии «Итоги года» от журнала «Мир фантастики» в номинациях «Книги — Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези» и «Книга года» .

Адаптации

Аудиокниги

В 2004 году московскими аудио-издательствами «Элитайл» и «СиДиКом» в серии «Солнечный ветер» была выпущена аудиокнига «Сумеречный Дозор». Запись продолжительностью в 14 часов и 31 минуту вышла на двух CD. Текст читают Наталья Грачёва, Степан Старчиков, Алексей Ковалев. Звуковые эффекты выполнены композитором Р. Бобровским .

В 2011 году в Москве издательская группа «АСТ», совместно с входящими в состав холдинга издательствами «Астрель» и «Аудиокнига», выпустила аудиокнигу по роману. Текст читает Евгений Булдаков. Аудиокнига вышла на двух CD в серии «Бестселлер» .

Экранизация

Тимур Бекмамбетов

После экранизации первых двух романов цикла — « Ночной Дозор » и « Дневной Дозор » — некоторые российские СМИ сообщали о скором завершении работы над сценарием по мотивам романа на студии « 20th Century Fox ». В конце 2007 года Сергей Лукьяненко опроверг слухи, что его отстранили от работы над сценарием, сообщив, что сама информация о работе «не соответствует действительности». Писатель предположил, что фильм может быть снят в России . В июле 2008 года Тимур Бекмамбетов , режиссёр первых двух фильмов, сообщил, что экранизация «Сумеречного Дозора», скорее всего, уже не состоится , хотя позже, в марте 2016 года, в интервью он сказал, что шансы на экранизацию третьего романа всё ещё есть . В конце 2019 года Бекмамбетов даже выразил уверенность, что «рано или поздно» вернётся к экранизации романов Лукьяненко, как минимум, чтобы снять «Сумеречный Дозор». Но никаких возможных сроков или подробностей режиссёр не рассказал . В 2021 году Бекмамбетов рассказал, что по аналогии с другими своими проектами хотел бы снять «Сумеречный дозор» в формате screenlife , где все события фильма происходят полностью на экране компьютера или мобильных устройств. По мнению режиссёра, современные Тёмные и Светлые силы не могли не охватить своим влиянием цифровое пространство. В прошлых «дозорных» фильмах Бекмамбетов уже использовал несколько подобных сцен . В конце 2021 года о готовности вернуться к роли Городецкого также сообщал актёр Константин Хабенский. Но никаких официальных подтверждений о начале работы над фильмом и договорённости с Лукьяненко так и не поступило .

Примечания

  1. Петр Тюленев. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2004. — № 4 . — С. 42—46 . — ISBN 9-771810-224009 . 2 апреля 2016 года.
  2. . Официальный сайт Сергея Лукьяненко. Дата обращения: 13 марта 2016. 4 марта 2016 года.
  3. Алла Латынина. // Новый Мир : журнал. — Москва, 2007. — № 4 . 26 декабря 2014 года.
  4. Вячеслав Грабский. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2012. — № 7 . — С. 110—114 . — ISBN 9-771810-224009 . 22 марта 2016 года.
  5. Вадим Филиппов. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2004. — № 4 . — ISBN 9-771810-224009 . 10 апреля 2016 года.
  6. . Официальный сайт Сергея Лукьяненко. Дата обращения: 13 марта 2016. 4 апреля 2016 года.
  7. . Мир фантастики. Дата обращения: 30 марта 2016. 10 апреля 2016 года.
  8. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 7 апреля 2016 года.
  9. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 5 апреля 2016 года.
  10. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 5 апреля 2016 года.
  11. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 13 апреля 2016 года.
  12. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 13 апреля 2016 года.
  13. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 13 апреля 2016 года.
  14. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 13 апреля 2016 года.
  15. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 9 мая 2016 года.
  16. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 9 мая 2016 года.
  17. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 9 мая 2016 года.
  18. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 9 мая 2016 года.
  19. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 13 апреля 2016 года.
  20. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 11 января 2023. 25 сентября 2022 года.
  21. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 11 января 2023. 13 апреля 2016 года.
  22. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 11 января 2023. 25 октября 2022 года.
  23. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  24. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  25. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  26. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  27. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  28. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  29. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 6 апреля 2016 года.
  30. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  31. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  32. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  33. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  34. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  35. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 28 марта 2016. 15 апреля 2016 года.
  36. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 11 января 2023. 11 января 2023 года.
  37. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 11 января 2023. 11 января 2023 года.
  38. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 29 мая 2016. 29 марта 2016 года.
  39. . Goodreads.com. Дата обращения: 29 мая 2016. 28 октября 2016 года.
  40. (англ.) . . Дата обращения: 29 мая 2016. 26 августа 2017 года.
  41. Петр Тюленев. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2004. — № 4 . — ISBN 9-771810-224009 . 10 апреля 2016 года.
  42. Петр Тюленев, Николай Пегасов, Михаил Попов, Александр Трифонов. // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2005. — № 2 . — ISBN 9-771810-224009 . 10 апреля 2016 года.
  43. Василий Владимирский. // ПИТЕРbook : журнал. — Санкт-Петербург, 2004. — № 4 . — ISBN 9-771810-224009 . 14 апреля 2016 года.
  44. . Официальный сайт Сергея Лукьяненко. Дата обращения: 23 февраля 2016. 10 марта 2016 года.
  45. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 23 февраля 2016. 28 марта 2016 года.
  46. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 14 апреля 2016 года.
  47. . Лаборатория Фантастики . Дата обращения: 24 марта 2016. 9 апреля 2015 года.
  48. . Официальный сайт Сергея Лукьяненко. Дата обращения: 13 марта 2016. 26 апреля 2016 года.
  49. . lenta.ru. Дата обращения: 13 марта 2016. 17 апреля 2016 года.
  50. filmz.ru. Дата обращения: 13 марта 2016. 23 сентября 2017 года.
  51. . Российская газета. Дата обращения: 11 января 2023. 11 января 2023 года.
  52. . Игромания. Дата обращения: 11 января 2023. 11 января 2023 года.
  53. . PlayGround. Дата обращения: 11 января 2023. 11 января 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Сумеречный Дозор