Interested Article - Вера в справедливый мир

Астрея — богиня справедливости в древнегреческой мифологии

Вера в справедливый мир ( англ. belief in a just world ), или гипотеза справедливого мира ( англ. just-world hypothesis ), или феномен справедливого мира — когнитивное искажение, сформулированный en социально-психологический феномен , выражающийся в вере в то, что мир устроен справедливо и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются .

Эксперименты Лернера

В одном из экспериментов участников просили высказать своё мнение о людях, изображённых на фотографиях. Те опрашиваемые, которым дополнительно сообщалось, что эти люди выиграли крупные суммы денег в лотерею , наделяли их более положительными чертами, по сравнению с другими, которым это дополнительное сообщение не делалось.

В другом эксперименте испытуемым демонстрировали видеозапись процесса обучения , отснятую с участием нанятых для этой цели актёров, в процессе которого обучаемых за допущенные ошибки наказывали ударами электрического тока. Оказалось, что просматривающие фильм относились к «ученикам» гораздо хуже, если у тех не было возможности прервать урок и уйти, чем когда такая возможность была, и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: «…один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу…»

Исследования Рабина и Пеплау

Исследования, проведённые en и Летицией Энн Пеплау ( англ. Letitia Anne Peplau ), показали, что люди, верящие в справедливость мира, обычно более религиозны , авторитарны и консервативны и проявляют склонность поклоняться политическим вождям , одобрять существующие социальные институции , смотреть свысока на дискриминируемых , бедных и обездоленных .

Вера в справедливый мир и обвинение жертвы

Ещё в 1966 году в своей совместной работе с Кэролайн Симмонз ( англ. Simmons, C. H. ) Лернер предположил, что основой тенденции обвинять жертв в случившихся с ними неприятностях является стремление к справедливости. В этом исследовании учёные наблюдали, что в тех ситуациях, когда окружающие понимают, что могут эффективно скомпенсировать страдания жертвы, они делают это, сочувствуя ей. Но в случае, если было понятно, что жертва продолжит страдать, люди приписывают ей отрицательные черты. Авторы пришли к выводу, что и ободряющая, и неодобрительная реакция в адрес жертвы вытекает из стремления к справедливости. Они предположили, что людям необходима вера в то, что мир, в котором они живут, является справедливым, и люди в нём получают то, что заслуживают . Продолжающиеся после окончания правонарушения страдания невинной жертвы, которые люди не могут адекватно скомпенсировать, противоречат этой вере и требуют обоснования. Эта вера влияет на то, как люди реагируют на окружающую их справедливость и несправедливость .

Жертвы преступлений или правонарушений часто обвиняются в том, что они своими действиями способствовали совершению противоправных деяний против них. Так, например, задавленная насмерть уважаемая в обществе демонстрантка была обвинена в том, что она сама виновата в своей беде, так как своими действиями нарушала право водителя на передвижение по дорогам. Изнасилованная пробравшимся в дом незнакомцем женщина была обвинена в том, что она сама была виновата из-за своих плохих манер или что она выбрала неправильное место для проживания .

Обсуждение и критика

Эта гипотеза вызвала дебаты , а для её проверки был произведён ряд исследований, которые были подытожены в обзорной статье Лернера и Миллера ( англ. Dale T. Miller ) «Исследования и процесс атрибутирования справедливого мира: взгляд назад и вперёд» 1978 года и книге «Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение» 1980 года .

См. также

Примечания

  1. Lerner, M. J. . — New York: Plenum Press, 1980. 14 сентября 2016 года.
  2. Zick Rubin, Letitia Anne Peplau. (англ.) // Journal of Social Issues. — 1975. — Vol. 31, no. 3 . 6 января 2017 года.
  3. Lerner M. J., Simmons C. H. Observer’s reaction to the “innocent victim”: Compassion or rejection? (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology . — 1966. — No. 4 .
  4. Carolyn L. Hafer, Laurent Bègue. (англ.) // . — 2005. — Vol. 131 , no. 1 . 20 июля 2014 года.
  5. (англ.) // . — 2001. — No. June 16 . 19 сентября 2016 года.
  6. Baker D. (англ.) // New Zealand Journal of Industrial Relations. — ER Publishing Ltd, 2003. — Vol. 28 , iss. 3 . — P. 258—270. — ISSN . 4 марта 2016 года. )
  7. Lerner, M. J., Miller, D. T. (англ.) // Psychological Bulletin. — 1978. — Vol. 85 .

Литература

  • Степанов С. С. // Школьный психолог. — 2004. — 1 июля ( № 25/26 (313/314) ). 23 февраля 2014 года.
  • С. К. Нартова-Бочавер, М. Б. Подлипняк, А. Ю. Хохлова. // Клиническая и специальная психология : журнал. — 2013. — № 3 .
Источник —

Same as Вера в справедливый мир